Пожелания США и реальные интересы России на афганском направлении

Администрация президента Дональда Трампа хотела бы, чтобы Россия оказывала больше помощи правительству Афганистана. Об этом заявила в среду первый заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс. «Россия обеспокоена ситуацией в Афганистане, и она может играть важную роль, содействуя усилиям по стабилизации в Афганистане. Мы бы хотели, чтобы она делала больше и оказала такую помощь правительству Афганистана, которая бы способствовала одержанию им победы или вступлению талибов в мирные переговоры», — отметила Уэллс, выступая на слушаниях в комитете по иностранным делам Палаты представителей Конгресса. Трансляция слушаний велась на сайте комитета. По словам представителя Госдепартамента, соседние с Афганистаном страны, включая Россию и Иран, могли бы «сыграть важную роль и в поддержке возможного мирного процесса между правительством Афганистана и движением «Талибан» (запрещено в РФ). «Россия, безусловно, только выиграет, если ситуация в Афганистане стабилизируется», — добавила Уэллс. Она уклонилась от ответа на прямой вопрос одного из конгрессменов: «Поставляет ли Россия оружие талибам?» «Россия отрицает это, — сказала она. — Но мы видим, что Россия занимает позицию, заключающуюся в том, что «Талибан» — легитимная сила в борьбе с группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ — прим. ТАСС). Мы не признаем это в качестве оправдания взаимодействия с «Талибаном»». Из всего этого следует только одно. Официальный представитель госсекретаря США не привела никаких внятных оснований в пользу того, чтобы  Москва реально начала помогать Кабулу. С какой стати российской стороне это надо делать в отношении режима, который контролирует порядка половины территории страны и не может оказать никакого внятного воздействия на ситуацию с купированием возможных рисков эскалации ситуации в центральноазиатском регионе? Да и еще и с учетом того, что Кабул находится в плотной орбите влияния США и позволяет себе роскошь отказываться от российских вертолетов и обвинять Москву в материально-технической поддержке талибов? То есть Москве американцами предлагается порвать свой нарождающейся альянс с Пакистаном в пользу каких-то американских интересов. При этом Россия должна просто как данность воспринимать все враждебные действия США по ограничению экспорта своего водружения в Афганистан и блокированию  всех переговорных форматов по афганскому досье под эгидой Кремля. Несколько наивное восприятие действительности. Но главное в этой ремарке помощника  госсекретаря есть. Это прежде всего озабоченность тем фактом, что Москва начинает все более использовать афганское направление для того, чтобы очень четко продемонстрировать Вашингтону опасность иллюзии о том, что такие конфликты по миру он может решать в одностороннем порядке.  Москва сейчас перманентно начинает поддавливать Вашингтон в Афганистане пока путем чисто дипломатических и политических маневров в рамках аккуратной ставки в Афганистане на те силы, которые оппонируют Кабулу и Вашингтону. То есть, на талибов, которых в той или иной степени поддерживают Исламабад и Тегеран. Если мы сюда присовокупим Китай и государства Центральной Азии, то это уже политический блок. Пусть и ситуативный, но уж точно антиамериканский по сути. Причем самым слабым звеном с точки зрения способности к компромиссами с американцами выступают как раз центральноазиатские страны. И этот момент сейчас вынуждает США оттягивать свои силы из Сирии. Но в этом сценарии есть одна мина: дефицит своих сил заставляет Вашингтон идти на локальные пока уступки Анкаре в рамках передачи под их контроль части севера Сирии.

Но сейчас об основном тезисе, который используют американцы в рамках своих заявлений о необходимости для России более активно помогать Кабулу: это угроза дестабилизации Центральной Азии в рамках экспансии исламистов или талибов в этот регион. Этот тезис также активно поддерживается целым рядом представителей российских силовых структур и командованием ОДКБ. В качестве обоснования для таких заявлений является конечно присутствие «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Афганистане, в который скопом отправляют собственно прокатарское пуштунское ИГ в трех юго-восточных провинциях Афганистана, и таджиков, которые сейчас прибывают из Сирии и концентрируются на севере страны. Это два разных течения, которые имеют разные цели и спонсоров. В первом случае — Доху, во втором — Анкару и  какой-то степени Ташкент, хотя и участие американцев в данном случае не исключается в перспективе. При этом гарантами общей безопасности центральноазиатского региона выступают в данном случае две основные силы, независимо друг от друга. Это талибы, которые на разных уровнях и разными каналами дали понять, что они выступят против таких попыток. Если еще шире, то это позиция Пакистана и Ирана.  И вторая сила — сами американцы, которые заинтересованны сейчас в налаживании канала материально-технической поддержки своих сил в Афганистане через центральноазиатский логистический коридор в противовес пакистанскому.  Отметим и тот момент, что после смерти президента Узбекистана И.Каримова  начался процесс активизации отношений Москвы с Ташкентом в области безопасности, что было фактически заморожено в течении четверти века. После многих лет изоляции Узбекистан намерен значительно расширить свое сотрудничество с Россией. 21 мая министр обороны России Сергей Шойгу посетил Узбекистан для встречи со своим коллегой Абдусалом Азизовым. В ходе визита Шойгу предложил российскую помощь в подготовке узбекских военнослужащих для противодействия воинственности и терроризму из соседнего Афганистана. Расширяя сотрудничество в области безопасности, Узбекистан таким образом вносит серьезные изменения в формат взаимодействия в области безопасности со своими региональными соседями. Это означает отход от политики изоляционизма.  В отличие от большинства своих соседей в Центральной Азии, Узбекистан долгое время избегал присоединения к военным союзам, таким как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) под руководством России. Теперь эта ситуация меняется. Новый президент  Ш.Мирзиеёв взял курс на   расширение сотрудничества в сфере безопасности с Москвой, что выразилось в частности в направлении узбекского контингента для участия  в совместных военных учениях в России впервые за последние десятилетия. Потенциал для дальнейшей совместной подготовки с российскими силами — не только в России, но и на узбекской земле — является значительным сдвигом.  Узбекистан становится все более востребованным партнером по безопасности. По мере выхода Узбекистана из изоляции Россия будет работать над тем, чтобы сделать свое сотрудничество в области безопасности с Ташкентом более ценным, чем аналогичное партнерство с Соединенными Штатами.  И единственной болевой точкой для России в этой связи применительно к афганскому направлению таким образом остается слом старой системы сдержек и противовесов в Таджикистане, уход значительной части оппонентов противостоящих Э.Рахмону кланов в Афганистан, откуда теоретически может начаться их обратная экспансия. Но отметим в этой связи, что речь не идет о экспансии талибов или пуштунов-сторонников ИГ, а значит характер такой теоретической пока экспансии будет чисто мононациональным и тесно связанным с дисбалансом политической системы в самом Таджикистане.

62.83MB | MySQL:102 | 0,685sec