США, Турция и военная операция правительственных сил на юге Сирии

Соединенные Штаты глубоко обеспокоены сообщениями о повышении активности ВС Сирии в пределах так называемой зоны деэскалации на юго-западе Сирии, договоренность о создании которой была достигнута в прошлом году между США, Россией и Иорданией. Как отмечается в заявлении пресс-службы Госдепартамента, Вашингтон предупреждает Москву и Дамаск о «серьезных последствиях» нарушения сирийскими властями прекращения огня в означенном регионе. «Согласно нашим данным, ВС сирийского режима и отряды ополчения нарушают [перемирие] в зоне деэскалации на юго-западе и совершают бомбардировки, а также артиллерийские и ракетные удары», — утверждается в сообщении. Вместе с тем в нем не указывается, на какой именно информации основываются выводы США. Прежде Вашингтон уже сообщал, что опирается главным образом на данные из открытых источников и от правозащитных организаций. Не только. О таких операциях всю официально говорят как сирийских, так и иранские СМИ. Это вопрос в принципе никем не отрицается. «Соединенные Штаты продолжают предупреждать как российское правительство, так и режим [президента Сирии Башара] Асада о серьезных последствиях этих нарушений, а также требуют от России сдерживать силы, поддерживаемые режимом, от дальнейших действий в пределах юго-западной зоны деэскалации», — говорится в заявлении. «Соединенные Штаты рассчитывают, что все стороны будут уважать режим прекращения огня, защищать мирное население, а также избегать эскалации конфликта», — также отметили во внешнеполитическом ведомстве. Госдепартамент также обратил внимание на то, что Вашингтон «остается привержен поддержанию стабильности в юго-восточной зоне деэскалации и [соблюдению] режима прекращения огня, которое лежит в ее основе». Ранее на этой неделе руководитель пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт во время регулярного брифинга для журналистов сообщила, что перемирие на юго-западе Сирии «соблюдается уже почти год» и «оказалось успешным» не только в вопросе предоставления нуждающимся гуманитарной помощи, но и, «несомненно, в деле спасения многих жизней сирийцев». Договоренность о создании зоны деэскалации на юго-западе Сирии была достигнута в Гамбурге 7 июля 2017 года. В соответствии с ней перемирие в провинциях Дераа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда вступило в силу с 9 июля 2017 года. Соединенные Штаты не анонсируют, какие именно меры в отношении России и Сирии могут последовать за якобы имевшие место боевые действия ВС САР в районе зоны деэскалации на юго-западе страны. Такой ответ дала в четверг руководитель пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт во время регулярного брифинга для журналистов на соответствующий вопрос. «Мы не анонсируем какую-либо конкретную реакцию правительства США, которая может последовать или не последовать», — сказала она.  В этой связи отметим, что такие меры не анонсируются именно по той причине, что у США нет никаких внятных инструментов влияния на эту ситуацию. Воздействовать на нее чисто силовыми методами они не в состоянии, в этом районе нет ни американских сил, ни формирований их официальных союзников. Действовать в таком варианте через возможности базы Эт-Танф силами подготовленных там боевиков путем движения на юг бесперспективен, как с политической, так и военной точек зрения. С военной — такой рейд и выход за пределы зоны безопасности в 55 км чреват  нанесением по таким отрядам воздушных ударов со всеми негативными последствиями. Тем более, что идти в такой рейд надо крупными формированиями. С политической — такой рывок проамериканских сил фактически сделает их союзниками в том числе и джихадистской составляющей тех боевиков, которые сейчас составляют костяк сопротивления в Южной зоне деэскалации. Наносить такие-то воздушные удары по наступающим правительственным силам американцы на постоянной основе не смогут. При этом такие штурмовки кардинально поменять ситуацию с наступлением не в состоянии. Кроме того, такой вариант чреват прямым столкновением с российскими ПВО. Гипотетически США могут попытаться воздействовать на ситуацию через возможности Иордании и Израиля, которые (особенно в первом случае) имеют определенные позицию среди повстанцев на юге Сирии. Но Израиль заключил с Москвой соглашение о «невмешательстве», а Амман сейчас имеет довольно серьезные проблемы внутри страны в связи с непопулярными экономическими реформами, и поэтому активно вмешиваться в эту ситуацию большого желания не испытывает.  Таким образом у Вашингтона остается один рычаг влияния, который надо признать довольно условным. Мы имеем ввиду пока исключительно турецкий вариант, а именно — стимулирование Анкары на блокирование реализации на юге Сирии схемы «вывод боевиков в обмен на безопасность», которая до этого была успешно применена в Восточной Гуте и Алеппо.  И последние реверансы американцев в отношении турок в связи с соглашениями по Манбиджу и передачи все-таки в конечном счете двух истребителей F-35 имеет помимо прочего и эту цель. Или, если грубо, раздача обещаний о дальнейшей инкорпорации Турции в качестве основного союзника США в Сирии в обмен на  блокирование Анкарой любых соглашений между подконтрольной им части оппозиции на юге страны с Дамаском. И такой вариант сделает автоматическим и вариант отказа от любых соглашений  со стороны других повстанческих групп. Но такая позиция Анкары пока условна. Она до конца не верит Вашингтону, и правильно делает.  Президент Турции Р.Т.Эрдоган рассчитывает, что его американский коллега Дональд Трамп сумеет обойти запрет Сената США на поставки Анкаре американских истребителей пятого поколения F-35. «Мы выплатили уже 800 млн долларов за поставки F-35. Не думаю, что это будет так, как того хочет Сенат США. Я верю, что господин Трамп предотвратит этот запрет [на передачу F-35]», — приводит Анатолийское агентство в пятницу слова Эрдогана. Турецкий лидер также сообщил о том, что Анкара «рассматривает все альтернативы в связи с этим решением». Он также выразил мнение, что «подобная ошибочная позиция по отношению к Турции может стать потерей для США». Это означает только то, что маневры по сближению пока только идут. То же самое касается и темы Манбиджа, и разоружения курдов. Совместные шаги Турции и США в Сирии нацелены на возвращение американского вооружения, которое было передано курдским формированиям «Сил народной самообороны» (СНС). Об этом заявил в пятницу в эфире телеканала ТРТ министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. «Целью предпринимаемых нами с США шагов является очистка от СНС и РПК (Рабочая партия Курдистана — прим. ТАСС) Манбиджа и других районов, а также возвращение переданного им оружия», — сказал глава МИД. «РПК продают американское вооружение [сирийскому] режиму и другим группировкам, — утверждал он. — Потом они применяют его против друг друга». Ранее Чавушоглу также рассказывал о том, что бойцы СНС начнут покидать Манбидж с 4 июля. При этом также состоится передача всего полученного от США оружия. То есть турки почувствовали вкус во время еды и давят на американцев по полной, выдвигая требования об обязательном разоружении курдских отрядов. И после этого они  станут легкой добычей, если не для турецких сил, то, по крайней мере, для лояльных им сил повстанцев. И курды, как бы они и не были бы пока завязаны на американскую поддержку, на такой шаг не пойдут однозначно, а сил самих американцев для насильственного разоружения курдских отрядов просто нет.  И в этой связи на такой шаг не пойдут и сами американцы. Просто по причине того, что такой шаг будет означать уже четкое обозначение разрыва с курдами как с потенциальными союзниками в то время, когда с турками такой альянс до конца не оформлен. И соответственно ситуация в Заевфратье вызывает еще много вопросов с точки зрения достижения там устойчивого контроля над местными суннитами.

При этом отношения между Соединенными Штатами и Турцией будут только ухудшаться. Такой прогноз известного американского аналитического агентства «Стратфор». По его оценке,  Турция продолжит отказываться идти на компромисс по ключевым требованиям США, и без того плохие отношения могут пострадать еще больше, если Соединенные Штаты начнут  действовать в ответ на эту угрозу путем санкций. Со своей стороны сейчас Р.Т.Эрдоган активно используют именно антиамериканский настрой большинства турецкого общества для получения предвыборных электоральных преимуществ на националистическом поле.  Правительство ПСР намерено сохранить власть после президентских и парламентских выборов, запланированных на 24 июня, и резкая антизападная и антиамериканская риторика стала обычным явлением. Правительство Турции показало, что оно пойдет на многое, чтобы остаться у власти, что, без сомнения, еще больше осложнит и без того напряженные отношения Анкары с Соединенными Штатами и Европейским союзом. Тем не менее, по оценке американских аналитиков, традиционный страх Турции перед Россией и ценность, которую она получает от партнерства с США, слишком велики для Анкары, чтобы разорвать связи с Вашингтоном. Помимо того, что Турция недавно заключила сделку с США по сирийскому региону Манбидж, она видит огромную стратегическую ценность в своем членстве в НАТО. Из-за этого она попытается найти баланс в своих дружеских отношениях с Соединенными Штатами и Россией. Мы рискнем в этой связи предположить, что в случае внятной позиции Вашингтона по превращению Анкары в своего ключевого партнера в Сирии (но не в регионе, это практически невозможно в силу принципиальных разногласий между США и Турцией по вопросу палестинского досье и общей с Катаром оппозиции попыткам региональной гегемонии со стороны КСА-ОАЭ-АРЕ), Р.Т.Эрдоган после выборов безусловно качнется сторону США. И в данном случае есть еще и экономический резон. Надо отдать себе отчет в том, что  переживающая сложности турецкая экономика и нестабильная национальная валюта делают Турцию предельно уязвимым для соответствующих ответов со стороны  США. При этом, по оценке американцев, США останется крупнейшим поставщиком оружия Турции на среднесрочную перспективу.  Россия и Китай могли бы заполнить этот пробел, но Турция вряд ли захочет культивировать и закреплять свою глобальную зависимость в области ВТС от России, а такое партнерство с Китаем создаст риск для дальнейшего ухудшения отношений с НАТО.

Возвращаясь к теме ответа США на возможную военную операцию на юге Сирии,  отметим, что ожидающийся визит в Москву советника по национальной безопасности Дж.Болтона не в полной мере связан именно с подготовкой возможного российско-американского саммита. Одной из тем без всякого сомнения будет вопрос дальнейшего существования зоны деэскалации на юге Сирии. И соответственно, если такой саммит состоится, то эта тема, как и все сирийское досье, будет одной из тем. И вот такая «морковка» в виде обещания встречи, совершенно оправданно можно полагать тем самым «адекватным ответом», который пообещала Х.Науэрт. Сама тема возможного американо-российского саммита, предварительные переговоры на эту тему вполне могут сподвигнуть Москву на то, чтобы отказаться от  планов по ликвидации Южной зоны деэскалации. По крайней мере на время, пока не станет ясным, блефуют американцы или нет. А, вместе с тем, напомним, что всяческое затягивание процесса ликвидации зоны на юге Сирии является для американцев генеральной задачей на сегодня. Ровно по той причине, что восточнее Евфрата пока только идет процесс формирования лояльной им внутриполитической конъюнктуры между американцами, суннитами и очень возможно турками с пропорциональным нивелированием курдского фактора. Для этого нужно время, и американцы его сейчас стараются выиграть.

62.85MB | MySQL:102 | 0,522sec