Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18 — 24 июня 2018 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Турции и Сирии. В Турции 24 июня состоялись досрочные выборы президента республики и депутатов Великого национального собрания (ВСНТ, парламент). В Сирии обострилась военная ситуация на юго-западе страны.

Президентские и парламентские выборы в Турции, прошедшие 24 июня, состоялись почти на полтора года ранее планировавшегося срока — в ноябре 2019 г. После этого в стране официально вступят в силу поправки о введении президентской системы правления. На пост президента Турции претендовали шесть кандидатов: действующий глава государства Р. Т. Эрдоган, М. Индже от Народно-республиканской партии, М. Акшенер от «Хорошей партии», Т. Карамоллаоглу от Партии благополучия, Д. Перинчек от партии «Родина» и С. Демирташ от курдской Партии демократии народов. До парламентских выборов Высшая избирательная комиссия допустила девять политических партий: ныне правящую Партию справедливости и развития (ПСР), Партию националистического движения, Народно-республиканскую партию, Партию благополучия, партию «Родина», Независимую партию борьбы, Партию демократии народов, «Хорошую партию» и Партию независимой Турции. Причем последняя решила бойкотировать выборы. Впервые на выборах политические партии получили право создавать альянсы. Так, ПСР сформировала «Народный альянс» с Партией националистического движения. Представители оппозиции сформировали свой «Национальный альянс», в который вошли Народно-республиканская партия, «Хорошая партия» и Партия благополучия. Голоса, набранные альянсами, будут подсчитываться путем сложения голосов, полученных каждой партией в отдельности. Численность депутатского корпуса увеличена с 550 до 600 человек. Президент республики, равно как и парламент, избираются всенародным голосованием на пятилетний срок. В день выборов власти предприняли повышенные меры безопасности. Сепаратистская Рабочая партия Курдистана сообщила о приостановке политической и военной деятельности против властей в день голосования. По предварительным данным ЦИК Турции, Р. Т. Эрдоган одержал победу, набрав 52,8% голосов, вслед за ним идет кандидат от оппозиционной Народно-республиканской партии М. Индже (30,6%). Правящая ПСР лидирует на парламентских выборах, получив, предварительно, 42,7% голосов, а вместе с союзной Партией националистического движения – 54%. В парламент проходит и прокурдская Партия демократии народов, набравшая 11% голосов. Явка избирателей составила 87,6%.

Сенат Конгресса США принял 18 июня законопроект о бюджете Пентагона на 2019 финансовый год, который лишает министра обороны возможности одобрить поставку Турции американского вооружения без предоставления специального доклада, касающегося покупки Анкарой российских ЗРС С-400. Согласно тексту, не позднее, чем через 60 дней после вступления законопроекта в силу, глава Пентагона при консультации с госсекретарем должен направить профильным комитетам Конгресса доклад «О статусе отношений США и Республики Турция». Проект бюджета еще предстоит согласовать с версией, которую ранее одобрила Палата представителей. Со своей стороны, глав турецкого МИДа М. Чавушоглу заявил: «Турция покупает у России С-400, этот вопрос закрыт».

21 июня Турция получила от США два первых истребителя пятого поколения F-35. Ожидается, что после окончания обучения турецких летчиков они поступят на вооружение ВВС Турции в 2020 г. Всего Анкара намерена получить более 100 самолетов F-35.

На минувшей неделе осложнилась военная ситуация на юго-западе Сирии в «зоне деэскалации» в провинциях Дераа, Эс-Сувейда и Эль-Кунейтра. 19 июня в провинции Дераа сирийская правительственная армия начала операцию против боевиков экстремистских группировок, главным образом «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ). Бои идут и в провинции Эль-Кунейтра. Части ВС САР продолжают преследование боевиков «Исламского государства» (запрещено в РФ) в провинции Эс-Сувейда. Сообщается, что вооруженные группировки сирийской оппозиции объявили повышенную боеготовность и проводят мобилизацию боевиков в подконтрольных им районах на юге Сирии. В ходе военных действий сирийская армия блокировала боевиков в некоторых районах провинции Дераа, перекрыв их линии снабжения. В то же время более 1 тыс. боевиков «Джебхат ан-Нусры» в ночь на 23 июня атаковали позиции сирийской армии в районе населенных пунктов Дама и Дейр-Дама на юге региона. Атака была отбита. Сообщается о переходе на сторону правительства САР крупных сил оппозиционной Сирийской свободной армии на юге страны. Их командиры заявили о готовности сражаться на стороне правительственных войск против террористов.

США выступают за сохранение зоны деэскалации на юго-западе Сирии и призывают Москву и Дамаск не предпринимать односторонних действий в данном районе, заявил в состоявшемся 18 июня телефонном разговоре с главой МИД РФ С. Лавровым госсекретарь США М. Помпео. В Госдепартаменте 21 июня заявили, что «США глубоко обеспокоены» сообщениями о повышении активности ВС САР в зоне деэскалации на юго-западе Сирии. При этом Вашингтон предупредил Москву и Дамаск о «серьезных последствиях» нарушения сирийскими властями прекращения огня в означенном регионе.

Генштаб ВС Турции объявил о том, что с 18 июня турецкие войска и армия США приступили к патрулированию вдоль границы района Манбидж и зоны проведения операции «Щит Евфрата» «в рамках дорожной карты по Манбиджу и достигнутых договоренностей по обеспечению безопасности в регионе». Курдские формирования «Силы народной самообороны» покидают Манбидж, сообщил президент Турции Р. Т. Эрдоган.

Переговоры по Сирии в Астане не будут иметь смысла в случае наступления сирийской армии в провинции Идлиб, которая является одной из зон деэскалации, заявил 19 июня глава МИД Турции М. Чавушоглу. По его словам, при таком развитии событий также «не будет смысла в сотрудничестве Турции с Ираном и Россией».

Сирия не предоставила Организации по запрещению химического оружия достаточную информацию, чтобы можно было считать ее декларацию запасов химоружия точной и полной, заявил 19 июня гендиректор ОЗХО А. Узюмджю. По его словам, Сирия должна предоставить исчерпывающую информацию, чтобы ОЗХО могла констатировать иное. В то же время 22 июня в Минобороны России рассказали, что представители ОЗХО нарушили определенные процедуры при расследовании инсценировки с химатакой в Думе.

Переговоры США и Сирии в настоящее время будут пустой тратой времени, считает президент Сирии Б. Асад.

23 июня Минобороны России сообщило, что за прошедшую неделю в пункты постоянной дислокации на территории РФ из Сирии вернулись 11 самолетов и вертолетов.

Официальный представитель правительства Ирана заявил, что Исламская Республика не будет вести переговоры с президентом США Д. Трампом. В Тегеране на минувшей неделе обнародовали перечень требований к Вашингтону, выполнение которых позволит стабилизировать отношения между государствами. Список, представленный в виде статьи главы МИД ИРИ М. Д. Зарифа, является своеобразным ответом на претензии к Ирану со стороны госсекретаря США М. Помпео. Список насчитывает 15 пунктов. Среди них возвращение США в Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по ядерной программе ИРИ, прекращение интервенции в ряде стран Ближнего Востока, сворачивание поставок оружия «захватчикам в Йемене» и денуклеаризация Израиля.

Иран может в ближайшие недели выйти из СВПД, заявил 22 июня заместитель  министра иностранных дел ИРИ А. Арагчи, отметив, что «перспектива переговоров с европейцами остается неясной» и может «не привести к достижению общего решения для сохранения СВПД». Тем не менее, по словам А. Арагчи, иранские власти ожидают, что до конца июня Великобритания, Германия, Франция и Евросоюз предоставят пакет предложений для сохранения ядерной сделки.

Большинство французских компаний не смогут остаться в Иране из-за американских санкций, заявил 19 июня министр экономики и финансов Франции Б. Ле Мэр. В то же время во Внешнеполитической службе ЕС сообщили, что 100 европейских компаний в скором времени должны начать переговоры с иранской стороной о двустороннем сотрудничестве. 21 июня Минкоммерции КНР заявило, что Пекин намерен продолжать поддерживать нормальные торговые отношения с Тегераном.

Канцлер Германии А. Меркель заявила 21 июня в ходе переговоров с королем Иордании с Абдаллой II в Аммане «о необходимости принятия контрмер против агрессивных тенденций в политике Ирана на Ближнем Востоке». По ее словам, «в Евросоюзе обеспокоены иранской программой разработки баллистических ракет. По этому вопросу необходимо принятие срочного решения, учитывая иранское присутствие в Сирии и роль Тегерана в войне в Йемене». Кроме того, «у ЕС вызывает тревогу военная активность Ирана у границ Иордании и Израиля, которая несет угрозу безопасности».

Катар благодарен Ирану за поддержку в условиях бойкота рядом стран и намерен продолжать развивать долгосрочное сотрудничество во всех сферах, заявил 18 июня эмир Тамим бен Хамад Аль Тани в телефонном разговоре с президентом ИРИ Х. Роухани. В ответ Х. Роухани отметил, что «продолжение несправедливой блокады Катара подрывает региональную стабильность». Власти арабских монархий в Персидском заливе с нескрываемым раздражением восприняли телефонный разговор между Х. Роухани и Тамимом бен Хамадом Аль Тани

Федеральный суд Ирака признал 21 июня конституционной резолюцию Совета представителей о пересмотре итогов выборов в высший законодательный орган страны, прошедших в мае, и ручном пересчете голосов. При этом судебная коллегия признала неконституционной «отмену итогов голосования за рубежом и для временно перемещенных лиц». Напомним, что 30 июня истекает мандат действующего парламента. Вплоть до утверждения итогов выборов законодательная и исполнительная власть будут сосредоточены в руках правительства Х. аль-Абади. Тем временем 23 июня Х. аль-Абади, возглавляющий блок «Наср», заявил о создании парламентской коалиции с альянсом «Ас-Саирун» под руководством шиитского политика и религиозного деятеля М. ас-Садра. Ранее М. ас-Садр достиг соглашения о формировании коалиции в парламенте с блоком шиитских ополченцев «Фатх».

Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием маршала Х. Хафтара вернула контроль над захваченными боевиками портами в районе так называемого «нефтяного полумесяца» (побережье залива Сирт).

19 июня президент Афганистана А. Гани предложил главарю движения «Талибан» (запрещено в РФ) Х. Ахундзаде провести прямые переговоры о прекращении огня на год. Минобороны США следует приступить к изучению возможности полного вывода американских войск из Афганистана, но поспешность в принятии и реализации такого решения чревата серьезными последствиями для национальной безопасности США, заявил генерал О. Миллер, выдвинутый президентом Д. Трампом на пост нового командующего американскими войсками и операцией НАТО в Афганистане.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. ВВС Израиля нанесли 19 июня удары по трем военным целям радикального палестинского движения ХАМАС в секторе Газа в ответ на продолжающиеся запуски воздушных змеев с прикрепленными горящими предметами и воздушных шаров с взрывными устройствами из сектора Газа на израильскую территорию. Кроме того, израильские истребители нанесли 20 июня удары по 25 целям хамасовцев в секторе Газа в ответ на возобновившиеся ракетные обстрелы: по территории еврейского государства было выпущено 45 ракет.

В Йемене не прекращаются бои вооруженных формирований шиитских мятежников–хоуситов с войсками арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией и союзными им йеменскими силами за овладение портовым городом Ходейда на побережье Красного моря.

 

Приложение

О некоторых особенностях алжирско-французских отношений

Алжиро-французские отношения традиционно носят особый характер, что обусловлено колониальным прошлым и сложностями диалога в постколониальный период.

Алжир со времени завоевания независимости проводит твердый курс на строительство отношений с бывшей метрополией на принципах независимости, равноправия и взаимной выгоды. Заинтересованность Алжира в развитии разноплановых связей и сотрудничества с Парижем обуславливается сохранением, хотя и сокращающейся, зависимости от Франции в экономической и торговой сферах, необходимостью получения кредитов, ростом потребности в современных французских технологиях и научных достижениях. Не менее важным обстоятельством является и наличие во Франции крупной алжирской колонии – свыше одного миллиона человек. Причем алжирцы составляют до 20% иностранной рабочей силы в этой стране. Существенно и то, что постоянный отток алжирских граждан во Францию смягчает проблему безработицы в АНДР. Президент Алжира А. Бутефлика неоднократно подтверждал намерение продолжать налаживание отношений «исключительного партнерства» между двумя странами.

Для Франции выстраивание многоплановых отношений с Алжиром является составной частью политики по максимальному сохранению и возможному расширению своего влияния в наиболее важных районах мира, к которым в Париже причисляют регион Ближнего Востока и Северной Африки. При этом французы учитывают роль Алжира как одного из ведущих и влиятельных арабских, африканских и исламских государств. Париж передал руководству Алжира «недвусмысленный сигнал о признании его ведущей североафриканской страной, что не может не тешить самолюбие алжирских политиков». Учитывается роль АНДР и как важного поставщика энергоресурсов (нефти и природного газа), крупного покупателя французской промышленной продукции. Через Алжир Франция стремится достичь большего взаимопонимания с проживающей на ее территории многочисленной мусульманской общиной. Президент Франции Э. Макрон регулярно призывал к углублению франко-алжирского партнерства.

Несмотря активную динамику политических связей, между Алжиром и Францией сохраняются серьезные разногласия. Так, стороны расходятся в оценках периода, когда Алжир был французской колонией (1830-1962 гг.). Алжир требует от Франции официально признать «страдания» причиненные алжирскому народу в период колонизации и принесения Францией официальных извинений и «исторического покаяния» перед алжирским народом за колониальное прошлое. По мнению А. Бутефлики, только после этого две страны смогут строить «новые отношения дружбы». Между тем в Париже не намерены идти на официальные извинения перед Алжиром за свои действия в колониальный период, призывая при этом алжирцев «забыть темное прошлое», начать «новый этап» в двусторонних отношениях и относится к Франции «по-дружески».

Со своей стороны¸ Франция и Евросоюз напоминают руководству Алжира «о наличии в их арсенале средств, применение которых может заставить его быть более сговорчивым и не делать резких телодвижений в отношении энергетических, оружейных и иных контрактов». Речь, в частности, идет о военных преступлениях в 1990-е гг. в период войны властей АНДР против радикальных исламистов, что непосредственно затрагивает деятельность высшего алжирского руководства.

В последние годы алжиро-французские отношения осложняли действия Франции в Северной Африке и Сахеле, которые вызывали недоверие в АНДР относительно истинных целей и намерений Парижа в регионе. Президент Франции Э. Макрон высказывается за развитие сотрудничества в сфере безопасности в части, касающейся Ливии и Мали. В частности, среди предложений Макрона были: «отказ от взаимных исторических претензий» с предложением признать за Алжиром «более высокий региональный статус», что, по его мнению, означает предоставление алжирцам «карт-бланш на «наведение порядка» в Ливии и странах Сахеля. Однако становиться «французским жандармом» в регионе АНДР, во всяком случае, при нынешнем ее руководстве, не намерена». В Алжире справедливо считают, что «именно Франция несет основную ответственность за дестабилизацию Мали, ставшую следствием свержения режима Каддафи, в чем Париж сыграл одну из главных ролей. Между тем, в Алжире не желают давать Макрону однозначно отрицательный ответ и заявляют о готовности поддерживать французскую операцию в Мали, сохраняя для этого открытым свое воздушное пространство».

Не одобрили в АНДР и французское предложение «принять ответственность за западную часть Ливии», а также различные варианты сотрудничества по налаживанию безопасности в зоне Сахеля. Эти инициативы Парижа в Алжире «были приняты к сведению», однако алжирское руководство, не пожелало разделять ответственность с Францией за предпринятые ее президентами авантюры в регионе 2011–2013 гг.

Алжир отказывается и от французского посредничества по урегулированию проблемы Западной Сахары, небезосновательно считая, что Париж здесь фактически поддерживает линию Марокко.

Сложно развиваются двусторонние торгово-экономические связи. Отметим, что алжирское руководство традиционно осторожно ведет диалог с Францией и считает во многом залогом успешного развития с ней отношений в этой сфере политическую нормализацию, включая опять же принесение официальных извинений за колонизацию, зверства времен войны 1954–62 гг. В итоге трудный политический диалог препятствует достижению прорывных соглашений между двумя странами. В частности, сторонам пока не удалось достигнуть крупных перспективных соглашений по сотрудничеству в области энергетики. В итоге Франция уступила торгово-экономическое первенство в Алжире Китаю, а в 2016 г. на второе место вышла Италия, вытеснив Францию на третью позицию. Тем не менее, Франция остается первым зарубежным инвестором Алжира (без учета сектора добычи углеводородов) и первым зарубежным создателем рабочих мест (40 тыс. занятых напрямую и 100 тыс. — косвенно). Алжирское правительство рассчитывает на то, что сотрудничество с таким технологически развитым государством, каким является Франция, позволит АНДР решить насущные проблемы развития республики. В частности, Алжир рассчитывает на помощь Франции в сфере информационных технологий, решении продовольственной проблемы, в энергетике и целом ряде других отраслей. В целом для дальнейшего развития торгово-экономических отношений между двумя странами имеется «серьезная основа». По мнению экспертов, в этой плоскости «у двух стран гораздо больше перспектив для развития отношений, чем в политической». Например, Париж всё больше интересуют вопросы энергетического сотрудничества с Алжиром, вложения инвестиций в его нефтегазовую отрасль и отрасль альтернативной энергетики, как и расширение алжирского газового экспорта.

Одной из важных сфер двустороннего сотрудничества является борьба с терроризмом. Еще в 2003 г. МВД Франции и Алжира подписали соглашение о координации действий против терроризма и организованной преступности. В настоящее время спецслужбы Алжира и Франции постоянно обмениваются информацией по вопросам противодействия терроризму.

В 2008 г. Франция и Алжир подписали соглашение о военном сотрудничестве, однако его масштабы пока не очень велики, особенно это относится к поставкам французского вооружения для ВС АНДР. Здесь более успешно действуют западноевропейские партнеры Парижа – Италия и Германия.

Важное значение имеют связи в области культуры. В Алжире широко распространен французский язык, а в местных университетах преподавание большинства дисциплин ведется на французском языке. На французском языке выпускается и около половины алжирских общенациональных газет.

Франция при Э. Макроне пытается восстановить утраченные в последние годы позиции в Алжире. В этой связи в Париже большое значение придавали визиту французского президента в АНДР, состоявшемуся в декабре 2017 г. Однако этот визит не оправдал в полной мере надежд и расчетов Алжира и Парижа. По оценке экспертов, он оказался мало результативным и отнюдь не стал прологом «к какому-то серьезному прорыву», оставив «больше нерешенных проблем и разочарований с обеих сторон, чем реальных достижений». Прежде всего, это относится все к той же сфере двусторонних торгово-экономических отношений. Так, абсолютное большинство из 11 соглашений, подписанных в ходе визита, являются «декларациями о намерениях». Макрон к тому же отказался упростить визовый режим для большинства алжирцев, на чем настаивали алжирские власти.

В целом нынешний уровень алжирско-французского сотрудничества по-прежнему «далек от идеала», тем не менее, у двух стран существует обоюдная заинтересованность в развитии взаимовыгодных отношений в различных областях.

52.24MB | MySQL:103 | 0,459sec