О проблемах реализации плана Франции по стабилизации ситуации в зоне Сахеля

Контингент антитеррористических сил в формате G5 (Мавритания, Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Чад), который должен был активно начать действовать с марта с.г. В зоне Сахеля, до сих пор не функционирует. Предполагается, что президент Франции Эмманюэль Макрон, который примет участие в 31-м саммите Африканского союза (АС) в Нуакшоте в начале июля с.г., будет всячески пытаться возродить интерес панафриканской организации к этой стратегически важной инициативе под своей эгидой. Напомним, что создание этого контингента африканских стран было центральным звеном плана Парижа по стабилизации ситуации в зоне Сахеля с точки зрения борьбы с исламистскими проявлениями в этом регионе. Теперь можно констатировать фактически с полной уверенностью о том, что этот план Франции, если не провалился, то, по крайней мере, самым серьезным образом забуксовал. Причин в данном случае несколько. Для начала отметим растущую враждебность к этому проекту со стороны Алжира. По данным ряда экспертов, знакомых с ситуацией, планы и инициативы Парижа в этом направлении буквально бесят нынешнее руководство Алжира, которое изначально полагало неприемлемым создание какого-то африканского объединенного контингента под французской эгидой на своей южной границе и проведения еще к тому же там неких военных наступательных операций. По нашим данным, в этой связи сейчас в штаб-квартире Африканского союза (АС) в Аддис-Абебе наблюдается растущий раскол и напряжение между комиссаром по вопросам мира и безопасности АС, алжирцем Исмаилом Черги и президентом комиссии АС, чадцем Мусой Факи Махаматом. При этом алжирец, используя свой административный ресурс, старается всячески подорвать и саботировать соответствующие усилия Франции, настаивая на том, что основную роль в этом процессе должен играть АС, а не Париж. И это касается и состава командования, и планирования операций, и подотчетности АС. И такая политика Алжира в принципе не содержит ничего нового, а лишь является последовательной линией поведения со времен достижения между странами Сахеля договоренности под эгидой Парижа в Нуакшоте в 2013 году, что стало первым шагом в создании этих сил. Эта напряженность в позициях также демонстрируется и на уровне Организации Объединенных Наций, структуры которой непоследовательны в своей поддержке «большой пятерки» Сахеля. И происходит это по причине того, что Вашингтон выступает против изменения мандата G5 и превращения его в миссию миротворческих сил ООН. Этот тезис старательно пробивает Париж, который старается придать этой миссии характер международного вмешательства под зонтиком ООН, но пока без особого успеха. При этом, эксперты отмечают, что МИНУСМА (Многоаспектная Комплексная Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали) фактически сидит на голодном пайке и испытывает серьезный дефицит снабжения на уровне выполнения оперативных задач и логистики. Такая позиция американцев, которые в принципе действуют в данном ключе в унисон с учетом позиции Алжира, имеет свои объяснения. Причем они чисто прозаические и касаются не только перспектив военно-технического сотрудничества с Алжиром, но и восстановления собственного военно-политического присутствия в регионе. Отказ Алжира помочь антитеррористической коалиции «группы пяти Сахеля» сформированной Францией, фактически поощряется Вашингтоном через установление и укрепление двусторонних отношений в области безопасности с Алжиром. Согласно имеющимся данным, алжирские власти недавно разрешили американскому разведывательному самолету осуществлять пролеты над алжирской территорией для выполнения миссий в Сахеле-Сахарском секторе. Двухдвигательный Gulfstream IV, эксплуатируемый частным подрядчиком Пентагона Tenax Aerospace, базируется на авиабазе Трапани в Сардинии, хотя иногда он дислоцируется и столице Нигера Ниамее. До сих пор он специализировался исключительно на ливийском направлении, где вел работу по обновлению картографической базы данных, используемой военной разведкой США. Решение Алжира разрешить полеты над своей территорией свидетельствует о кардинальном изменении его позиции по этому вопросу. Американские дипломаты и военные долго не могли убедить Алжир открыть свое воздушное пространство для американских самолетов-шпионов, которые дислоцируются на базах в Италии и Испании и отслеживают перемещение отрядов «Аль-Каиды исламского Магриба» (АКИМ, запрещено в России) в Сахеле. При этом американские военные явно лоббируют реанимацию собственных и альтернативных форматов своего присутствия в регионе и взаимодействия со странами региона в области безопасности. В июне с.г. явно с подачи Пентагона сенатор-республиканец от штата Техас Майкл Маккол, председатель Комитета Палаты представителей по национальной безопасности и член Комитета по иностранным делам, внес законопроект о возобновлении Транссахарского партнерства по борьбе с терроризмом (TSCTP). Впервые созданный в 2005 году, TSCTP был призван координировать усилия США в области обороны, развития и разведки в Сахельском регионе. Инициатива, поддержанная Уильямом Китингом, сенатором от демократов в обоих комитетах, была выдвинута в то время, когда смерть четырех «зеленых беретов» в Нигере в прошлом году вызвала дебаты о присутствии США в регионе. И в данном случае этот инцидент только предлог для восстановления полномасштабного присутствия американцев в чисто франкофоном регионе Африки, что будет только укреплено после строительства базы беспилотников в Нигере в следующем году. Причем делается это в формате альтернативных от Парижа договоренностей с африканским странами на базе двусторонних соглашений.
Положение G5 еще более осложняется наличием многочисленных различных механизмов финансирования, что приводит к длительным задержкам с выделением средств. Через шесть месяцев после запуска этого механизма финансирования в Бамако в январе, казна распределительного единого органа, контролирующего взносы в G5, остается практически пустой: сумма в размере 500 000 евро из Руанды — это все, что было получено из обещанных 414 млн евро. Хотя первый взнос в размере 50 млн евро, обещанный Европейским союзом (ЕС), был выпущен Брюсселем, деньги все еще находятся без движения на счетах уполномоченного агентства Experience France. ОАЭ, которые ранее объявили о выделении на нужды контингента G5  30 млн долларов, пропустили все сроки внесения денег на депозит. И по ряду данных, вообще решили заморозить на неопределенное время этот транш. Сумма 100 млн долларов, выделенные Саудовской Аравией, которые предназначены исключительно для покупки французской военной техники для нужд контингента африканских стран, по точным данным, не будет выделена до конца 2018 года. Такая нехватка ресурсов вызывает все большее разочарование у африканских военных, препятствует проведению контртеррористических операций и задерживает осуществление связанных с силами проектов в области тренировки и оснащения личного состава. При этом все эти задержки происходят на фоне постоянных призывов лидеров G5 и Парижа к спонсорам увеличить объемы финансирования. Последний такой коллективный призыв состоялся в феврале с.г., когда G5 зоны африканского Сахеля призывали международные финансовые институты оказать дополнительное содействие вооруженному контингенту государств региона для борьбы с террористическими группировками. Об этом говорилось в заявлении, обнародованном по завершении саммита «Группы пяти» в столице Нигера — Ниамее.  «Принимая во внимание давление, которое оказывает в настоящее время кризис в сфере безопасности на государственные финансы стран Сахеля, главы государств призывают международные финансовые институты собрать дополнительные ресурсы для противодействия угрозам», — подчеркнули президенты Буркина-Фасо, Мавритании, Мали, Нигера и Чада. Как мы уже сообщали, ранее Евросоюз дал обещании выделить на нужды контингента «Группы пяти» 50 млн евро, Саудовская Аравия — 100 млн долларов, ОАЭ — 30 млн, США — 60 млн долларов. В то же время военные эксперты и наблюдатели указывают на то, что затраты на проведение антитеррористических операций потребуют значительно больших вложений. Да и то, как мы показали ранее, эти деньги в своей массе до адресата не дошли., что говорит о разочаровании большинства зарубежных спонсоров этого проекта. 9 сентября 2017 года президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта открыл в малийском городе Севаре (в центре страны) командный пункт контингента G5. Командующим контингентом стал малийский генерал Дидье Дакуа. Первый батальон региональных сил был развернут в октябре, и провел локальные военные операции в приграничных зонах, прилегающих к Мали, Нигеру и Буркина-Фасо. В начале января текущего года страны «Группы пяти» объявили о создании фонда, где будут аккумулированы средства для финансирования вооруженных сил, борющихся с группировками террористов в регионе. В структуру фонда включены два органа — Комитет помощи и Комитет по контролю, которые должны заниматься «эффективным управлением средствами, предоставленными партнерами». Мы дали эту хронологию ровно для того, чтобы показать, что на этих мероприятиях вся антитерристическая инициатива Парижа фактически выдохлась. К тому же в рядах лидеров G5 нарастает внутреннее недовольство друг другом. Идрис Деби из Чада и Мохамед Ульд Абдель Азиз из Мавритании все больше раздражаются организационной слабостью президента Мали Ибрагима Бубакара Кейты, которая становится очевидной в связи с нынешней активизацией исламистов на севере Мали. При этом оба эти лидера открыто говорят в кулуарах различных форумов, что «Мали, Буркина-Фасо и Нигер являются слабыми звеньями в цепи безопасности Сахеля». Единство этих сил также подрывается противоречивыми интересами государств-членов, среди которых и есть обыкновенная ревность. Например, все члены G5 практически открыто недовольны тем, что проект создания регионального военного колледжа для подготовки кадров «большой пятерки» стоимостью более 7 млн евро будет реализован в Мавритании, а не у них.
В этой связи перед французским лидером будет стоять очень сложная задача. С учетом традиционной африканской ревности и конкуренции при жестком дефиците финансирования; блокирования со стороны ООН попыток Парижа переложить на нее основное финансирование этой миссии; а также противодействия со стороны США французским планам, надо признаться, задача фактически невыполнимая. Если мы учтем еще и невнятные попытки главного архитектора Елисейского дворца на африканском направлении, министра иностранных дел Ж-И. Ле Дриана организации внутриливийских выборов в этом году, то налицо очень серьезное фиаско Парижа и Э.Макрона лично в рамках проведения политики в зоне традиционных французских интересов на африканском континенте. В том числе и прежде всего в области безопасности и борьбы с радикальными трансграничными группами джихадистов.

62.83MB | MySQL:102 | 0,825sec