Израильские эксперты о стратегическом значении Красного моря для Израиля

Красное море, и особенно его южная часть вокруг Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Красное море и Аденский залив Аравийского моря, стало в последние годы местом конкуренции и борьбы между региональными государствами и мировыми державами. Помимо государств Африканского Рога, расположенных вдоль побережья Красного моря, в районе присутствуют США, Китай, Турция, Иран (который участвует в войне в Йемене), а также подконтрольные им формирования и негосударственные субъекты, такие как «Аш-Шабаб» в Сомали, повстанцы-хоуситы и «Аль-Каида» (запрещена в России) в Йемене.  До сих пор не было никаких проблем с израильским судоходством и воздушными путями, которые соединяют Израиль с Индийским океаном, Дальним Востоком и Африкой.

Несмотря на это эксперты израильского Института исследования национальной безопасности Одед Эран и Йоаль Гузански рекомендуют лицам, принимающим решения по стратегическим для Израиля вопросам, внимательно отнестись к процессам в этом районе. Они советуют проанализировать ситуацию и решить, следует ли выделить военные и политические ресурсы для предотвращения в этом регионе потенциальных угроз Израилю, особенно со стороны Ирана и подконтрольных ему сил. С этой целью Израиль должен определить те страны вдоль Красного моря, которые заинтересованы в сотрудничестве. Необходимо  рассмотреть и прямо или косвенно предложить соответствующим субъектам механизмы сотрудничества, включая предотвращение контрабанды оружия. Вовлеченность внерегиональных игроков приводит к конфликтам интересов между ними и странами, расположенными вдоль побережья Красного моря, что, в свою очередь, создает благодатную почву для формальных и неформальных контактов в сфере обеспечения безопасности, а также экономического и политического сотрудничества с Израилем[1].

С точки зрения Израиля самым тревожным источником потенциальной опасности является Иран. Уже в предыдущее десятилетие Иран увеличил свое военно-морское присутствие в Аденском заливе, утверждая, что его силы находятся там для борьбы с пиратами. Тегеран также укрепил свои отношения с Суданом, Джибути и Эритреей с целью поддержания своего активного военного присутствия в Красном море и получения возможности действовать против Израиля, в том числе путем незаконного ввоза оружия палестинским группировкам. Иран по-прежнему стремится к военно-морскому присутствию в Красном море, о чем свидетельствует его активная помощь хоуситам, а иранские корабли в Средиземном море даже ходили под национальным флагом. Однако слабость регулярной армии и военно-воздушных сил Ирана препятствуют его оперативному доступу в этот район.

Хотя угроза, создаваемая пиратами в Баб-эль-Мандебском проливе, в последние годы уменьшилась в результате международных действий, появилась новая угроза свободе судоходства из-за войны в Йемене, которая приобрела явно региональный характер после того, как в 2015 году Саудовской Аравия начала кампанию против хоуситов. Поддерживаемые иранцами повстанцы-хоуситы минировали районы вдоль побережья Йемена, использовали  лодки и противокорабельные ракеты для нападения в основном на американские и саудовские военные корабли и, по крайней мере, один раз (в апреле 2018 года) ударили по саудовскому нефтяному танкеру.

Война в Йемене, которая продолжается уже четвертый год, привела к широкомасштабным разрушениям инфраструктуры и гибели около 10 000 человек, десяткам тысяч раненых, миллионам беженцев и перемещенных лиц. Кроме того, тысячи йеменцев умерли от холеры. Недавно была начата кампания по взятию контроля над стратегическим портовым городом Ходейда, через который проходит большая часть гуманитарной помощи жителям Йемена, а также, по арабским оценкам, – иранской помощи хоуситам. Контроль над Ходейдой будет означать для Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов военный прорыв и должен поднять их моральный дух. Взятие Ходейды также поможет этим странам оказать давление на хоуситов и поддерживающего их Иран, чтобы вернуть его к столу переговоров.

Израиль проявляет явный интерес к обеспечению того, чтобы арабская коалиция в Йемене взяла верх, поскольку иранские силы «Кудс» и отряды ливанской «Хизбаллы» в Йемене являются угрозой израильским интересам и могут непосредственно угрожать морскому движению в Израиль и в обратном направлении. Если в Йемене проиранские силы возьмут верх, то территория этой страны превратится в перевалочный пункт для контрабанды на нужды  ХАМАСа и «Исламского джихада» в секторе Газа, вместо Судана. «Согласно иностранным источникам, Израиль обеспечил себе военное присутствие в Эритрее и возможность работы для разведки на йеменской территории». Ранее хоуситы угрожали нанести удар по соответствующим израильским объектам.

На Африканском Роге и в регионе Красного моря развернулась конкуренция между странами Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ, Катар и Турцию. Все эти страны стремятся усилить свое присутствие в африканских странах, которые в некоторых случаях являются несостоявшимися государствами, для того, чтобы получить доступ к удаленным районам и распространить влияние далеко за пределы своих границ. В результате многие субъекты, некоторые из которых враждебно относятся к Израилю, пытаются закрепиться вдоль южного подступа к заливу Акаба (Эйлатскому заливу) и Суэцкому каналу, что также является потенциальной угрозой безопасности.

В рамках растущей активности на африканском континенте Турция построила свою самую большую постоянную базу, расположенную за пределами ее собственных границ, в Могадишо (Сомали), которое также стало местом крупнейшего посольства Турции в мире. В 2018 году Анкара подписала соглашение с Хартумом, которое позволило Турции сохранить военное присутствие в Судане и суданских территориальных водах, включая базу на острове Суакин, и ведет переговоры о создании другой базы в Джибути. В 2018 году Катар также подписал соглашение с Суданом относительно порта в Суакине. Это растущее участие в Судане со стороны Турции и Катара привело к кризису в отношениях Хартума с Каиром и Асмэрой. В январе 2018 года поступали сообщения о развертывании египетских войск в Эритрее и о концентрации суданских сил в борьбе с ними.

Саудовская Аравия строит базу в Джибути, расположенном у Баб-эль-Мандебского пролива. Объединенные Арабские Эмираты, которые ранее арендовали базу в Джибути, теперь взяли в аренду морской порт и аэропорт в Сомали, а также морской порт и аэропорт в Асэбе (Эритрея), который используют для атак по позициям хоуситов в Йемене. ОАЭ также имеют базы в самом Йемене, включая остров Перим, в рамках усилий по предотвращению угрозы со стороны Ирана и хоуситов свободному судоходству по Баб-эль-Мандебскому проливу и пресечению контрабанды оружия в Йемен. В большинстве случаев эти базы состоят из ограниченных военных объектов, включая взлетно-посадочные полосы и места постановки на якорь, а также ряд логистических сооружений и оборудования. В то же время в последние годы Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ и Египет вкладывают все больше средств в поддержание своих военно-морских сил, что также должно способствовать более эффективным действиям в этом районе.

Страны Персидского залива конкурируют за доступ к базам и объектам в Красном море, и в отчетах говорится о предпринимаемых ими усилиях сорвать попытки других закрепиться в ряде стран. Похоже, что конкуренция между несколькими государствами Персидского залива и Катаром не только распространилась на Красное море, но потенциально может ужесточиться и привести к новым конфликтам. К этому относится выстраивание более близких отношений между Катаром и Турцией, с одной стороны, и Суданом – с другой. В последние годы произошло потепление отношений между Хартумом и Эр-Риядом, что частично проявилось в изгнании Суданом иранского посла из Хартума в 2016 году и отправке Суданом своих военных для оказания помощи Саудовской Аравии в боевых действиях в Йемене.

Африканские страны, расположенные на побережье Красного моря, используют свое стратегическое положение с целью улучшения своей политической и финансовой ситуации. Например, Джибути размещает французские, испанские и итальянские вооруженные силы в пределах своих границ. В последние годы мировые державы также продемонстрировали свою заинтересованность в регионе. Например, база Соединенных Штатов в Джибути является крупнейшей американской базой в Африке. Недавно Китай завершил строительство военно-морской базы в Джибути, которая стала первой военной базой за его пределами. Китайская база в Джибути строилась параллельно с военной базой в Гвадаре (провинция Белуджистан, Пакистан).

Помимо военно-стратегического значения Красное море играет большую экономическую роль для прибрежных государств. Баб-эль-Мандебскийй пролив имеет протяженность 29 километров и представляет собой узкий морской проход и стратегическое связующее звено между Средиземным морем и Индийским океаном. Через этот пролив проходит значительная часть мирового морского судоходства, в том числе в среднем 5 млн баррелей нефти в сутки. Суэцкий канал является важным источником дохода для Египта, также как порт Акаба для Иордании и Джидда – самый важный порт для Саудовской Аравии. Это также путь в израильский порт Эйлат.

В рамках своего амбициозного плана развития Vision 2030 Саудовская Аравия приступит к развитию около 200 км побережья Красного моря, включая 50 микро-островов, для продвижения туристических проектов, которые будут привлекать иностранные инвестиции. Береговая линия также станет местом будущего саудовского футуристического города Неом (с предполагаемой стоимостью 500 млрд долларов), а также египетско-саудовского плана строительства моста через Красное море, что облегчит прямой товарооборот между двумя странами и сблизит рынки стран Аравийского полуострова и Европы. Это также те проекты, в которых может принять участие Израиль, пусть даже не явно.

Не известно, приведут ли изменения в стратегии безопасности США (выраженные в отходе от глобальной войны против терроризма к противостоянию с конкурентами, в первую очередь с Китаем и Россией) к снижению интереса вашингтонской администрации к африканскому континенту. Несмотря на сообщения о намерении Вашингтона сократить масштабы специальных сил, дислоцированных в Африке, американцы еще не произвели никаких сокращений. По мнению израильских экспертов важно, чтобы Африканский Рог и Красное море оставались в повестке дня в стратегическом диалоге между Израилем и Соединенными Штатами. США могут помочь в налаживании контактов между Израилем и странами региона.

Израиль должен определить свои интересы в Красном море и подумать над тем, соответствует ли его нынешняя политика этим интересам. Необходимо обозначить страны, расположенные вдоль Красного моря, которые заинтересованы в сотрудничестве с Израилем, а также выявить возможности и угрозы, связанные с растущим присутствием в районе различных участников, некоторые из которых вошли в регион совсем недавно. Следует рассмотреть и прямо или косвенно предложить соответствующим субъектам механизмы сотрудничества, включая пресечение контрабанды оружия. Согласно зарубежным отчетам, с некоторыми из этих субъектов на побережье Красного моря по другим вопросам Израиль уже наладил тесное сотрудничество. Участие внерегиональных игроков способствует появлению конфликтов интересов между ними и странами, расположенными вдоль береговой линии Красного моря, что, в свою очередь, создает благодатную почву для формальных и неформальных контактов в сфере обеспечения безопасности, экономического и политического сотрудничества с Израилем.

[1] Красное море: старая новая сфера интересов // Институт исследования национальной безопасности. 24.06.2018. URL: http://www.inss.org.il/publication/red-sea-old-new-arena-interest/ (на англ.яз.)

52.32MB | MySQL:103 | 0,709sec