О начале военной операции правительственных сил на юго-западе Сирии

Военная операция правительственных сил по освобождению от боевиков провинций Дераа и Эль-Кунейтра и некоторых районов в провинции Эс-Сувейда, которую так долго предсказывали военные аналитики, началась. На это указывает ряд факторов.

Во-первых, небывалая концентрация сирийских войск и союзных им вооруженных формирований на границе провинций Дераа и Эс-Сувейда. По данным газет «Рай аль-Йаум» и «Аль-Ахбар», в этих регионах сконцентрировано около 40 тысяч военнослужащих и около 100 танков. Важным сигналом серьезности намерений сирийского военного командования является то, что туда прибыл генерал Сухейль Хасан по прозвищу Нимр (Тигр), руководивший военными операциями в Восточном Алеппо и Восточной Гуте. Этот боевой генерал является одним из основных сирийских фронтовых командиров. Кроме того он пользуется исключительным доверием со стороны российского военного командования в Сирии. По информации военного аналитика, бывшего полковника сирийской армии Абдельхади ас-Сари, перешедшего в 2012 году на сторону оппозиции, кроме частей Республиканской гвардии и 4-й бронетанковой дивизии в операции будут принимать участие вооруженные формирования афганских шиитов-хазарейцев, иракской «Бригады Бадр», входящей в состав «Аль-Хашд аш-Шааби» и «Хизбаллы». Это обстоятельство вызвано тем, что без помощи этих отрядов одним частям регулярной армии будет сложно справиться с противником. В то же время проиранским шиитским формированиям дано указание не приближаться ближе 40 километров к сирийско-израильской границе.

Во-вторых, возобновление бомбардировок российскими ВКС территорий, контролируемых боевиками. По информации интернет-портала «Аль-Араби аль-Джадид», 23 июня российские самолеты начали бомбардировки районов в окрестностях г. Дераа, которые не проводились с июля прошлого года, когда было достигнуто соглашение между Россией, США и Иорданией о создании зоны деэскалации в провинции Дераа. Удары были нанесены по населенным пунктам Аль-Хирак, Ас-Сура и Альма и привели к гибели 70 боевиков. Возобновление действий российских военных самолетов на указанной территории связано с двумя факторами. Во-первых, в начале июля истекает срок означенных договоренностей, достигнутых на год. Во-вторых, ведутся бомбардировки территорий, находящихся под контролем террористических организаций. В настоящее время эксперты оценивают количество боевиков на юго-западе Сирии в 12 тысяч человек. Из них большая часть принадлежит к так называемому «Южному фронту», составленному из различных частей Свободной сирийской армии (ССА). Однако велико также влияние группировки «Армия Халеда бен Валида», давшей в свое время клятву на верность «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России) и самопровозглашенному халифу Абу Бакру аль-Багдади. Их количество в провинции Дераа и лагере беженцев Рукбан оценивается в 3 тысячи человек. Существуют в данных провинциях и районы, находящиеся под контролем «Хайят Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещена в России). В-третьих, по информации арабской редакции французского агентства Франс Пресс к боевикам Южного фронта поступило письмо от американского командования антитеррористической коалиции в Сирии и в Ираке, которое фактически дезавуирует любое возможное американское участие в войне на стороне вооруженной оппозиции. В письме, в частности, говорится: «Вы не должны основывать свои решения на ожидания какой-либо военной помощи от нас». Напомним, что ранее Госдепартамент США выступил с предупреждением  российской и сирийской стороне о том, что нарушение договоренностей о зоне деэскалации приведет к «серьезным последствиям». Однако, по-видимому, дипломатическими предупреждениями все и ограничится. Одни из полевых командиров прокомментировал это письмо так: «Письмо говорит о том, что Америка неспособна помогать нам на юге. Оно говорит: вы можете рассчитывать только на себя». Что обусловило такое поведение США? По мнению главного редактора газеты «Рай аль-Йаум» Абдельбари Атвана, американцы боятся ввязываться в конфликт на юго-западе Сирии, так как их база Эт-Танф уязвима для ударов проиранских иракских шиитских формирований «Аль-Хашед аш-Шааби». Кроме того, администрация Д.Трампа сейчас занята своим планом ближневосточного урегулирования, который продвигает в ходе своего ближневосточного вояжа зять президента США и его советник Джаред Кушнер. В это время Вашингтон, по-видимому, счел конфликт на юго-западе Сирии достаточно мелкой проблемой.

Что касается реакции Иордании на наступление сирийских правительственных сил в регионе, то она вряд ли будет враждебной. Амман заинтересован в установлении контроля Дамаска над этим регионом по нескольким причинам. Это позволит поставить вопрос о возвращении на родину 1,1 млн сирийских беженцев. Одновременно возобновление торговли и грузоперевозок через КПП «Насиб» позволит иорданскому правительству получать ежегодно 400 млн долларов от налогов и таможенных сборов.

В интервью российской телекомпании Russia Today 23 июня президент Сирии Башар Асад сказал о том, что у боевиков на юге Сирии есть два пути: либо передать эти территории под контроль правительства, либо столкнуться с наступлением правительственных войск. Информация, поступающая из Сирии, позволяет говорить о том, что большая часть боевиков пока не собирается принимать вариант, апробированный в Восточном Алеппо, Восточной Гуте или Забадани: эвакуироваться в Идлиб под международные гарантии. Это связано с тем, что большая часть бойцов вооруженных формирований являются местными уроженцами и рассчитывают сохранить Хауран (Южную Сирию) под своим контролем. Поэтому логично предположить, что сопротивление здесь будет вестись более ожесточенно, чем в Восточной Гуте. В то же время, по сообщению агентства РИА Новости, 22 июня после переговоров представителей российского Центра по примирению враждующих сторон и сирийских властей с боевиками Свободной сирийской армии в Южной зоне деэскалации лидер крупной группировки «Таджамауа аль-Вият аль-Умари» Важди Абу Слес заявил о переходе на сторону сирийского правительства. Как пояснил сам глава формирования, решение было принято с целью присоединения к борьбе против террористов «Джебхат ан-Нусры» и «Исламского государства». «Возглавляемая мной группировка теперь вместе с сирийской армией будет сражаться против боевиков «Джебхат ан-Нусры» и ИГ на юге Сирии», — сказал он.

Можно прогнозировать, что какими бы тяжелыми не были бои, они закончатся победой сирийской армии. Вероятнее всего после установления контроля над Дераа Дамаск продолжит возвращать временно отторгнутые районы. Скорее всего, на очереди будет стоять не Идлиб, а территории к востоку от Евфрата. Они критически важны для Дамаска из-за расположения там нефтяных и газовых месторождений. Кроме того Идлиб находится сейчас под турецким контролем, а сирийское правительство сейчас не может позволить себе военную конфронтацию с Анкарой.

62.83MB | MySQL:102 | 0,603sec