О последствиях признания США суверенитета Израиля над Голанскими высотами

Израиль ведет переговоры с США о признании суверенитета еврейского государства над захваченными  у Сирии в 1967 году Голанскими высотами. Об этом сообщил в среду в интервью агентству Рейтер израильский министр по делам разведки и транспорта Исраэль Кац. «Сейчас лучший момент для такого шага, это самый болезненный ответ, который можно дать иранцам, — признать суверенитет Израиля над Голанами, с американским заявлением, президентской прокламацией, закрепив это в законе», — сказал министр. Кац добавил, что считает, что «вероятность того, что такое произойдет, очень велика» в течение одного года «плюс-минус несколько месяцев». Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе своего первого визита в США после избрания Дональда Трампа на пост президента в феврале 2017 года попросил хозяина Белого дома признать суверенитет Израиля над Голанами. Принадлежавшие Сирии с 1944 года Голаны были захвачены Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года. В 1981 году Кнессет (парламент Израиля) принял «Закон о Голанских высотах», в котором в одностороннем порядке был провозглашен суверенитет еврейского государства над этой территорией. Аннексия была признана недействительной резолюцией 497 Совета Безопасности ООН от 17 декабря 1981 года. Израиль добивается от Соединенных Штатов признания Голанских высот, оккупированных с 1967 года, израильской территорией.

В этой связи эксперты отмечают, что аппетиты Израиля в рамках получения  максимум возможного в рамках нынешней благоприятной политической конъюнктуры в США растут не по дням, а по часам. Надо успеть, пока Трамп еще у власти. Выход США из СВПД, перенос посольства из Тель-Авива в Иерусалим, а также последние по времени шаги по выходу США из БАПОР и СПЧ ООН  такие настроения питают и стимулируют, но при этом указывается, что Вашингтон фактически исчерпал все возможности для своего произраильского крена с точки зрения того, что все шаги, которые Белый дом предпринимал до сих пор, были собственно относительно легко исполнимыми с точки зрения того, что они зависели собственно от самого Вашингтона в значительной мере. Зять президента Д.Кушнер, который собственно и курирует в основном все чувствительные для израильтян внешнеполитические узлы, пошел по пути наименьшего сопротивления, выбрав для начала наиболее проходимые варианты. А вот дальше начинаются проблемы, поскольку для того же БВУ (третья генеральная задача Д.Кушнера) нужны договоренности с целым рядом партнеров. И собственно сейчас Кушнер пытается «сверить часы» с этими партнерами, совершая вояж по столицам ближневосточного региона и представляя свой проект БВУ. По нашим данным, пока без особого успеха. По крайней мере, американцам не удалось даже встретиться с представителями палестинцев, что собственно делает любые договоренности по БВУ априори непроходимыми. И раздражение Вашингтона на эту тему становится лучшим свидетельством того, что с проектом БВУ у зятя президента не ладится. 25 июня  США заморозили финансовую помощь Палестинской национальной администрации (ПНА) в рамках реализации «Акта Тейлора Форса». Об этом в понедельник сообщил израильский телеканал I24 News на своем сайте. «Акт Тейлора Форса» предполагает приостановку финансовой помощи сектору Газа и Западному берегу реки Иордан до тех пор, пока ПНА не выполнит четыре условия: прекращение финансирования террористов; отмена закона, позволяющего делать такие выплаты; принятие «заслуживающих доверия шагов» для прекращения «палестинского терроризма»; «публичное осуждение» и расследование таких актов насилия. Представитель ПНА подтвердил телеканалу информацию о прекращении финансирования и заявил, что администрация Дональда Трампа в январе 2018 года объявила о намерении пересмотреть свою помощь палестинцам. До сегодняшнего дня США были мировым лидером по объемам выделяемой ПНА финансовой помощи. Вашингтон, в отличие от Европы, не осуществлял прямых вливаний в палестинский бюджет, однако финансировал различные фонды в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. «Акт Тейлора Форса» был принят Конгрессом США 23 марта 2018 года. Он был назван по имени убитого в Израиле в 2016 году палестинским экстремистом американского гражданина. Если переводить этот шаг на простой язык, то он означает провал всех попыток Д.Кушнера убедить ООП/ПНА вообще разговаривать с ним на эти темы. Отметим, что что Москва эту тенденцию четко уловила и активно стимулируют свои контакты с различными палестинскими сторонами и группами, стараясь тем самым поддержать эту оппозицию планам Кушнера. Но в данном случае дело не только в самих палестинцах, но и в основных союзниках США в регионе: все аравийские монархии и Иордания в принципе далеко не в восторге от планов Кушнера развязать ближневосточный узел явно с креном в сторону интересов Израиля.

В этой связи обратим внимание на интересное заявление палестинских представителей 23 июня  в отношении инициатив Кушнера.   «Целью визита Кушнера и Гринблатта в регион является отстранение БАПОР от дел за счет предоставления прямой помощи странам, принимающим палестинских беженцев, в обход агентства ООН», — отметил генсек Исполкома ООП Саиб Арикат, слова которого приводит агентство ВАФА. Кроме того, добавил он, эмиссары Трампа намерены «без участия БАПОР организовать финансовую схему, объем которой составляет 1 млрд долларов, под предлогом «решения гуманитарного кризиса в секторе Газа»». «Эти действия, — указал Арикат, — направлены на полное забвение и исключение из повестки дня проблемы палестинских беженцев».  По мнению генсека Исполкома ООП, «подобные шаги имеют целью отделить друг от друга две части палестинских земель — сектор Газа и Западный берег реки Иордан, и подготовить почву для устранения национального палестинского руководства», базирующегося в городе Рамалла на Западном берегу Иордана. В данном случае надо полагать, что отказ американцев от финансирования БАПОР означает резкое снижение роли самой ООП в рамках получения и распределения средств, и соответственно утерю влияния на палестинское сообщество в целом. И таким образом, снижается уровень влияния лидера ФАТХ/ООП/ПНА Махмуда Аббасаса на ситуацию. И вот этот маневр расценивается палестинцами в ФАТХе, как очередная попытка смещения М.Аббаса с его поста, как заранее недоговороспособного партнера по американскому плану БВУ. И перенос финансирования с механизма БАПОР на частные инвестиции аравийских монархий  в данном случае только средство для этого. При этом сомневаемся, что такие вложения со стороны арабских стран будут масштабными. Эти настроения в руководстве ФАТХа стимулируются и еще одним фактом. Мы имеем в виду последнюю по времени встречу Кушнера и Гринблатта с руководством спецслужб основных ближневосточных государств, которая состоялась в иорданском городе  Акаба 17 июня с.г. И была она посвящена как раз проблемам ближневосточного урегулирования (БВУ). При этом, по данным очевидцев, собравшиеся в Акабе на это мероприятие по безопасности были удивлены, мягко говоря, молчанием начальника разведки ПНА Маджида Фараджа. Помимо него на этой встрече присутствовали  Аднан Иссам аль-Джунди, начальник Управления общей разведки Иордании, генерал Аббас Камель, начальник египетского Управления общей разведки, Халед бен Али аль-Хумейдан, директор Генерального директората разведки Саудовской Аравии и директор израильского Моссада Йоси Коэн. Отметим особо, что присутствие главы разведки ПНА несколько расходится с общей позицией руководства ООП/ПНА в отношении бойкота все инициатив американцев и игнорирование проведения личных встреч с ними. Согласно нашим источникам, участники встречи восприняли молчание М.Фараджа, которое нарушалось лишь некоторыми общими замечаниями, как знак того, что он является предпочтительным кандидатом Белого дома на замену Махмуда Аббаса в качестве главы ПНА. 30 мая М.Фарадж  встречался с госсекретарем США Майклом Помпео для подготовки переговоров в Акабе. Считается, что Вашингтон предпочитает Фараджа другим возможным кандидатам на должность преемника М.Аббаса: Мухамеду Дахлану, которого лоббирует Каир и  Абу-Даби; Марвану Баргути, который в настоящее время находится в в израильской тюрьме и является фигурой, которая категорически не устраивает Израиль, и Джибрилю Раджубу, бывшему главе палестинской разведки на Западном берегу. При этом в качестве главного козыря М.Фараджа эксперты называют его хорошие контакты с израильскими спецслужбами, что предопределяет поддержку Вашингтона.  По нашим оценкам,  это может быть поспешным выводом. Напомним, что М.Аббас фактически убрал Ф.Фараджа с поста своего преемника еще в марте с.г.  Тогда Махмуд Аббас неожиданно назначил Махмуда аль-Алуля своим преемником и тем самым отбросил ряд других претендентов, в том числе  М.Фараджа, который был дисквалифицирован из-за обвинений в том, что он был слишком близок к израильским спецслужбам и ЦРУ США. А.аль-Алуль, верный союзник Аббаса и член «старой гвардии» ООП, является жестким противником примирения с ХАМАСом. Вторым моментом является тот факт, что кандидатура Фараджа однозначно не принимается в ОАЭ и АРЕ. Кроме того, их креатуру в лице М.Дахлана поддерживают и в ЕС. В том же марте М.Дахлан проводил консультации на эту тему с руководством спецслужб Франции и Италии. И они были результативными. Если учесть тот факт, что ОАЭ является для Франции ключевым партнером в  Ливии, то поддержка Абу-Даби со стороны Парижа в рамках выбора преемника М.Аббаса очевидна. И, наконец, любой палестинский кандидат на роль главы ООП/ПНА не сможет обойти непремлемые для палестинского сообщества пункты плана Кушнера, типа переноса американского посольства в  Иерусалим. Для них это будет означать даже не просто политическую смерть.

В этой связи очевиден тренд американцев на то, чтобы заменить главу ПНА на более приемлемую фигуру, но он, по нашей оценке, вряд ли реализуем даже в случае ухода М.Аббаса. В этой ситуации признание аннексии Голая может стать еще одним промежуточным решением Вашингтона с точки зрения невозможности в ближайшее время добиться большего, то есть запустить свой план БВУ. То есть, такой шаг будет означать по факту провал проекта Кушнера.

По данным американских аналитиков, если Соединенные Штаты пойдут на этот шаг, то они впервые после Второй мировой войны признают суверенитет территории, которая захвачена исключительно военным путем. Этот шаг стал бы ключевым с точки зрения окончательного обрушения Ялтинского системы и Хельсинского соглашения о безопасности, что создаст прецедент и запустит механизм общей международной нестабильности в формате активизации обоюдных территориальных претензий. И в принципе, если учитывать все шаги администрации Д.Трампа на слом этой системы глобальной безопасности (выход из Парижского соглашения по климату, СВПД, а также введение заградительных пошлин), такой шаг в отношении Голан был бы логичным. И в этой связи надо констатировать, что  США все чаще рассматривают международные нормы как препятствия для достижения  своих национальных и экономических интересов. При этом такое поведение автоматически ослабляет их позиции в качестве главного гаранта безопасности послевоенной международной системы.  В этой связи отметим, что такой шаг, как это не парадоксально, соответствует интересам России по Крыму, Южной Осетии и Абхазии. И не только.  Такой шаг фактически поставит  на повестку дня признание в международном поле других подобного рода конфликтов по всему миру. Это прежде всего вторжение Турции на Кипр в 1974 году, вторжение Индонезии в Восточный Тимор в 1976 году, вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году. В каждом из этих случаев Соединенные Штаты, как и весь Запад, четко придерживались той позиции, что такие экспансии являются незаконными, неоправданными и должны быть отменены как можно скорее. Если Соединенные Штаты решат признать притязания Израиля на Голанские высоты, это резко изменит этот курс. Это решение не идет ни в какое сравнение с недавним решением по переносу американского посольства в Иерусалим, что носит в большей степени чисто пропагандистский характер.  Израиль удерживает Голаны с 1967 года, аннексировал их в 1981 году, и на данный момент там насчитывается почти 20 000 поселенцев и  военнослужащих.   В глобальном масштабе это было бы большим сдвигом, потому что этот район был захвачен чисто военным путем, а не передан  Израилю по окончанию британского мандата в 1948 году.

По оценкам американских экспертов, практически все государства могут интерпретировать признание США аннексии Голанских высот как приглашение вернуться к Вестфальской системе, которая опирается прежде всего на силу оружия в рамках решения своих территориальных споров и ставит вот главу угла национальный суверенитет. Это не путь к глобальной войне (это исключено в силу ядерного паритета), но четкий путь к многочисленным локальным конфликтам. Возвращение этой системы в общем-то будет являться самым большим вызовом Брюсселю за все время существования ЕС как международного института. В этой ситуации американских аналитиков больше всего волнует выигрыш России и фактическое признание в таком случае «оккупации» Крыма.  И конечно Китай, который воспользуется таким шагом Вашингтона в рамках интенсификации своей деятельности по строительству искусственных островов в Южно-Китайском море. Кроме того, такие американские шаги однозначно стимулируют пограничные конфликты по всему миру в рамках решения территориальных споров. Америка все больше подходит к международным делам с точки зрения транзакций. А на Ближнем Востоке она видит в Израиле самого сильного партнера, который поможет ей достичь своих конкретных целей. Таким образом, она стремится укрепить Израиль — и, в меньшей степени, Саудовскую Аравию — в обмен на их лояльность Соединенным Штатам. Если Соединенные Штаты будут и впредь придерживаться транзакционного подхода к дипломатии, признавая Голанские высоты израильской территорией, то это будет ясно свидетельствовать о том, что они считают, что земля может быть продана и обменена, как того требует ситуация, — то есть, что целостность границ не является главным принципом системы международной безопасности. При этом ЕС в данный момент времени не обладает достаточным потенциалом для того, чтобы стать новым гарантом сохранения прежней системы безопасности и вряд ли сможет сделать что-то реальное для того, чтобы предотвратить возникновение множества локальных приграничных конфликтов. От себя добавим, что признание аннексии Голан будет однозначно негативно встречено всем арабским миром, включая и основных записных союзников Вашингтона. Это реакция просто предопределена настроем арабской улицы и элит, и к этому фактору любое арабское правительство просто будет обязано прислушаться. Если, конечно, не хочет повторить судьбу президента Анвара Садата. Явный крен в сторону чисто израильских интересов с небольшими вкраплениями в пользу интересов арабов может быть и имеет какое-то значение персонально для Кушнера, но чревато ситуацией, когда арабские союзники начнут все более по возможности дистанцироваться от внешнеполитических планов Вашингтона. Это тенденция опять же обусловлена и чисто репутационными причинами, но и еще и тем, что планы Вашингтона всерьез идут вразрез с чисто национальными интересами той или иной страны. В Эр-Рияде все больше слышно разочарование ценой, которую предлагается выплатить за антииранскую политику Вашингтона. КСА по большому счету предлагается стать финансовым спонсором всех внешнеполитических проектов США, начиная от поддержки антиасадовских сил в Сирии, финансирования талибов-диссидентов, инвестиций в строительство социальной инфраструктуры в Йемене, части Сирии и сектора Газа. А в обмен невнятная поддержка в том же Йемене, отказ согласиться на полный цикл саудовской ядерной программы и нейтральная позиция по отношению конфликта с Катаром.

52.23MB | MySQL:103 | 0,501sec