Палестино-израильская проблематика в контексте визита в Израиль британского принца Уильяма

В рамках первого официального для представителей британской королевской семьи визита принц Уильям прибыл в Израиль, где во вторник встретился с первыми лицами страны и посетил её знаковые места, среди которых мемориальный комплекс Яд ва-Шем. Насыщенная повестка дня для весьма краткого по времени пребывания предопределила основные акценты поездки. Сам герцог Кембриджский охарактеризовал их следующим образом: «запоминающаяся история» и «многообещающее будущее». Помимо этого на торжественном приеме, который глава израильского правительства Б.Нетаньяху организовал в честь высокого гостя, принц Уильям сообщил: «отношения между Соединенным Королевством и Израилем никогда не были столь крепкими».

Все это создало позитивный фон для переговоров и официальных мероприятий, которые были восприняты Иерусалимом со всей серьезностью, несмотря на то, что представители королевской семьи Соединенного Королевства обладают лишь церемониальными функциями, а не реальными политическими полномочиями. Мало того, израильский кабинет министров с большим вниманием подошел к тому, кто именно должен сопровождать герцога Кембриджского во время поездки. Эта честь выпала депутату от партии Ликуд А.Охане. Именно его сочли достаточно молодым, чтобы найти общий язык с принцем, и достаточно правым,  чтобы верно отразить линию правительства. Весомую роль, вероятно, сыграл и предыдущий опыт политика. Два года назад парламентарий принимал участие в мероприятиях, организованных произраильской организацией Campaign for Truth в Лондоне. Тогда А.Охана подчеркнул, что главным препятствием на пути мирного урегулирования является фактическое отсутствие с палестинской стороны действительного желания добиться прогресса.

Несмотря на явно расставленные акценты программы пребывания, где на первое место были выдвинуты вопросы сохранения памяти о Холокосте и перспективы взаимодействия в сфере инноваций, проблематика, относящаяся к противостоянию с палестинцами, стала во многом ключевой, что объяснялось несколькими группами причин. Во-первых, именно с перспективой осложнить политику Великобритании на Ближнем Востоке подобными визитами из-за подмандатного прошлого Палестины многие связывали существовавший ранее «мораторий» на приезд членов королевской семьи в Израиль до тех пор, пока конфликт не будет разрешен. В этой связи, как отметил колумнист газеты Haaretz А.Пфеффер, данное событие свидетельствует о трансформации подхода Лондона к ситуации в регионе. Другими словами, Великобритания больше не считает себя внешним игроком, имеющим особый статус с точки зрения оказания влияния на динамику противостояния, а наоборот, хотела бы получить такой статус.

Во-вторых, поездка представителя британской королевской семьи включала в себя не только посещение Израиля, но и последующий визит на палестинские территории. Этот факт также выдает явное желание Великобритании активизировать свою вовлеченность в урегулирование. При этом в пресс-релизе по поводу программы пребывания принца, появившемся около недели назад, значится формулировка «оккупированные палестинские территории», к которым был отнесен Иерусалим. А данное обстоятельство вступает в явное противоречие с той ближневосточной реальностью, которую пытается выстроить Вашингтон.

Вообще сравнению визита принца Уильяма с недавним приездом в регион зятя и старшего советника американского лидера Д.Кушнера в израильской прессе уделялось много внимания. При этом выводы журналистов оказывались далеко не в пользу Великобритании, вдруг решившей указать Израилю на его ошибки, заявляя об оккупации Иерусалима. Любопытно, но британская газета Daily Mail наоборот написала, что президент Израиля Р.Ривлин поставил герцога Кембриджского в неловкое положение, попросив его передать главе ПНА М.Аббасу «послание мира». При этом, как сообщил изданию политик-консерватор А.Лиддел-Грейнер, принцу следовало отказаться от этой миссии по той причине, что она политическая и выходит за рамки его полномочий.

Таким образом, визит принца Уильяма в Израиль, несомненно, являющийся исторически событием, стал свидетельством особого интереса Лондона к палестино-израильским противоречиям. При этом если кто-то сознательно и политизировал поездку, то это была именно британская сторона, составившая повестку дня соответствующим образом. Соединенное Королевство, выбравшее курс на выход из ЕС, сейчас остро нуждается во внешнеполитических шагах, способных укрепить его влияние и самостоятельность на международной арене. А кандидатура наследника престола позволяет в некотором смысле прозондировать ситуацию до того, как правительство перейдет к активным действиям. Вместе с тем подход, продемонстрированный Лондоном, с высокой долей вероятности не принесет ожидаемого результата, поскольку пока Соединенное Королевство пытается оспорить американские шаги, хотя более целесообразной тактикой стала бы попытка представить свою роль в урегулировании в качестве силы, способствующей восстановлению коммуникации между Вашингтоном и Рамаллой.

52.26MB | MySQL:103 | 0,598sec