О проблемах между Францией и КСА по реализации совместного проекта поставок вооружения и военной техники в страны Африки

По данным ряда экспертов, в последние две недели полным ходом идут довольно хаотичные переговоры между Саудовской Аравией и Францией в рамках перевода в практическую плоскость темы поставок оружия в Африку. Первоначально планировалось, что Эр-Рияд предоставит 150 млн долларов для закупки вооружения для континента G5 (Мавритания, Буркина–Фасо, Мали, Нигер и Чад), который был создан под эгидой Парижа и согласно первоначальным планам должен был сыграть ключевую роль в минимизации боевого потенциала джихадистских структур в зоне Сахеля. В этой связи саудовское Агентство по вооружениям Министерства обороны (структура, которую лично курирует наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман) проводит пока бесплодные консультации с французскими коллегами из DGA (Direction Generale de l’Armement). Как полагают эксперты, главной проблемой в данном случае являются недовольство саудовской стороны предлагаемыми французами субподрядчиками из числа национального ВПК и завышенными запросами ряда африканских правительств, которые должны стать конечными получателями этой помощи. После затишья в период рамадана такие консультации сейчас  возобновились с прежним энтузиазмом со стороны многочисленных французских лоббистов. При этом они работают в основном в правительствах G5 и местных военных атташатах при французских посольствах в этих странах, поскольку именно они и занимаются составлением списков пожеланий о том или ином вооружении со стороны этих стран. Вот это обстоятельство и вызывает серьезные опасения Эр-Рияда, который подозревает, что под благой целью борьбы с джихадистами, французские оборонщики и их африканские партнеры просто стараются сделать свой маленький бизнес. Причем часто в ущерб реальным нуждам африканского контингента. Как стало известно, среди списка желаемой продукции, которая должна быть куплена на саудовские деньги, чаще всего упоминаются системы радиосвязи и легкие бронированные автомобили.  В то время как страны «большой пятерки» предпочли бы получить новые образцы такой техники, по финансовым причинам, им видимо будут поставлены либо устаревшие образцы, либо бывшие в употреблении. В этой связи собственно французские переговорщики и пытаются убедить сейчас саудовских партнеров увеличить сумму дотации для того, чтобы можно было оснастить африканский контингент образцами новой техники. При этом речь идет прежде всего о броневике «Бастион», который производит французская компания  Arquus на базе более ранней модели Renault Trucks Defense (RTD). Такие попытки встречают резкое противодействие  конкурирующего производителя бронированных автомобилей Nexter, который пытается пролоббировать закупку его броневика «Арависа». Еще одна французская компания «Утилис» пытается убедить саудовцев проспонсировать строительство ряда объектов военной инфраструктуры в Чаде. Собственно сейчас в рамках консультаций и предпринимается попытка очертить круг основных французских субподрядчиков. Как только различные списки желаемого будут в конечном счете составлены первоначально на общую сумму около 30 млн долларов, они будут представлены в Министерство  финансов КСА для утверждения, которое может при этом  потребовать внесения корректировок в список продукции    или даже отказаться от всего списка, что означает по факту  возобновление переговоров с нуля. Если  Эр-Рияд завизирует список, он передается во французское экспортное агентство Sofema для закупки вооружения у французских компаний и передачу его силам G5. Именно  Sofema будет ответственным за управление этой программы. Компания будет выступать в качестве связующего звена между французской оборонной промышленностью, правительствами африканских стран и финансистами Саудовской Аравии. При этом оно было выбрано по настоянию именно Эр-Рияда в ущерб главному оборонному экспортному агентству Франции  ODAS. До этого это небольшое агентство было замечено в качестве незначительного подрядчика в рамках реализации глобального проекта в области ВТС между Францией и КСА SFMC, который был потом благополучно заветирован Мухаммедом бен Сальманом. При этом  ODAS сейчас фактически странен Эр-Риядом от участия в процессе ВТС и обслуживает только ранее заключенные контракты. По некоторым данным, недовольство наследного принца вызвали факты связи этого агентства с его конкурентами в королевской семье, и нарушения в рамках реализации контракта на перевооружение ливанских вооруженных сил при саудовском финансировании.  При этом именно  Sofema КСА ранее предоставило право реализации контракта на закупку вооружения для Сенегала на сумму 30 млн долларов на тех же условиях, которые сейчас используются и в рамках снабжения контингента G5. Тогда это контракт позволил закупить Сенегалу 36 броневиков «Бастион».

Помимо  финансирования закупок военной техники и амуниции  для стран Сахеля, Эр-Рияд стремится сейчас разработать аналогичную сделку и для Джибути и, хотя окончательная сумма еще не согласована, она может составить около 250 млн долларов. В последние несколько месяцев, ряд французских руководителей оборонной промышленности посетили Джибути, и многие из них наняли хорошо знающих местные реалии консультантов, таких как, например, Бруно Пардигон. Однако на данный момент еще не определен главный оператор кредитной линии. При этом ряд экспертов полагает, что с учетом объема сделки,   Sofema может ее просто не вытянуть.  В рамках указанной сделки в Джибути планируется поставить броневики производства  Nexter, а также оружие и оснащение для ВМС Джибути, которое готовы поставить французские фирмы  Raidco, Piriou и Kership. За счет этой сделки КСА пытается укрепить позиции ВМС Джибути с точки зрения усиления контроля над Баб-эль-Мандебском проливом, а в перспективе и перевести на постоянную основу использование силами ВМС КСА военно-морской базы в этой стране Африканского Рога.

52.21MB | MySQL:103 | 0,660sec