Американские оценки ситуации в Афганистане и перспективы мирных переговоров Кабула с движением «Талибан»

Представители властей Афганистана и радикального движения «Талибан» (запрещено в РФ) проведут мирные переговоры в ходе заседания Международной координационной группы по Афганистану, которое состоится 28 июня в Баку. Об этом в понедельник сообщило бакинское информационное агентство АПА со ссылкой на дипломатические источники. По данным агентства, Афганистан на заседании будет представлять заместитель министра иностранных дел страны Хекмат Халил Карзай. В воскресенье пресс-секретарь президента Афганистана Шах Хусейн Муртазави заявил, что правительство оптимистично настроено относительно организации и проведения мирных переговоров с руководством талибов. Ранее, по данным агентства Пажвок, президент Афганистана Ашраф Гани предложил главарю движения «Талибан» Хайбатулле Ахундзаде провести прямые переговоры о прекращении огня на год. Гани также отметил, что нация устала от продолжающегося конфликта и хочет мира и спокойствия. 7 июня президент Афганистана объявил о введении одностороннего перемирия с движением «Талибан». Как сообщило агентство Рейтер, в свою очередь талибы объявили о трехдневном перемирии, которое началось в пятницу, 15 июня. 17 июня правительство Афганистана продлило режим прекращения огня. Однако талибы объявили, что больше не намерены его придерживаться и с вечера воскресенья, 17 июня, возобновляют боевые операции. В этой связи отметим два момента.

  1. США активно педалируют проведение прямых переговоров между талибами и Кабулом на любых площадках и в любых форматах. И это в общем-то логично, поскольку они стремятся провести президентские выборы в следующем году на фоне хотя бы промежуточного внутринационального консенсуса. В противном случае голосование может быть попросту сорвано в тех же сельских районах. Наряду с этим идут активные консультации с афганскими таджиками и узбеками в рамках консолидации этих общин и путей переформатирования с их участием верховной исполнительной власти после выборов. В этой связи отметим следующее сообщение. Россия требует незамедлительного расследования переброски в Афганистан вертолетов с вооружениями запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» (ИГ). Об этом заявил во вторник 26 июня постоянный представитель России при ООН Василий Небензя на заседании Совета Безопасности организации по Афганистану. «Мы не получили внятных пояснений относительно переброски вооружений боевиков ИГИЛ (прежнее название запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» — прим. ТАСС) неопознанными вертолетами на территорию Афганистана, которую полностью контролируют наши партнеры», — подчеркнул он. По словам российского постпреда, «на лицо продолжение линии на упорное замалчивание этого сюжета». «В этом контексте наше требование о незамедлительном расследовании ситуации и прекращении этой подковерной практики остается в силе, — указал он. — Ждем соответствующего доклада, а не формальной отписки». Небензя также отметил, что одним из источников поддержки мятежников «является военная помощь Исламской Республике Афганистан со стороны ряда партнеров, которая оказывается без надлежащего учета и часто банально разворовывается». «Обращаю внимание, что на это указывают и западные военные эксперты», — добавил он. «Да и в целом от властей Афганистана и расквартированных там иностранных контингентов требуются более решительные меры по зачистке севера от террористических элементов», — заключил постпред. Для начала хотелось бы отметить, что подобное рода заявления вызывают больше вопросов, чем ответов. Какие вертолеты и с территории какой страны перебрасывают сторонников ИГ в Афганистан? Очень сомневаемся, что это Иран или Пакистан. Если это республики Центральной Азии, то возникают закономерные вопросы к  эффективности ОДКБ.  В какую из частей Афганистана все это перебрасывается?  Что значит «вертолеты с вооружениями ИГИЛ»? Они принадлежат ему или кому-то еще? В такого рода заявлениях предельно и критически важна точность формулировок и их документальность. Фактура нужна в таких случаях, если вы конечно хотите, чтобы эти заявления были бомбой, а не дежурным замечанием. В данном случае мы имеем проходное заявление, на которое никто не обратил внимание. Плюс к такому рода заявлениям необходима и соответствующая пропагандистская составляющая. Например, как вариант пресс-конференция в той же штаб-квартире ООН. Если же мы   берем конечную цитату этого заявления и его общую туманность, то рискнем предположить, что речь идет о переброске оружия вертолетами ВВС Афганистана без опознавательных знаков именно таджикским формированиям на севере, что происходит синхронно с наращиванием военного контингента таджиков за счет перетока представителей этого этноса из формирований ИГ в Сирии и Ираке. То есть, это и есть те самые «игиловцы», о которых неустанно говорят руководители наших силовых структур. Если все это наложить на нынешние активные консультации сына «льва Пандшера» Ахмада Масуда с представителями американских спецслужб на британской площадке, в рамках которых идет речь о его участии в будущих президентских выборах, то становятся понятны основные контуры трансформации политики США в Афганистане.  Речь на этих консультациях в Лондоне  глобально идет о воссоздании т.н. «Северного альянса» в рамках самостоятельной боевой и политической силы. Причем со значительной степенью влияния на него американцев. Все возвращается на круги своя: предыдущие антиталибские режимы в Кабуле собственно во многом держались ровно за счет наличия такого альянса, который составлял основной боевой потенциал режима.
  2. Нынешние переговоры и вообще перспектива каких-то глобальных переговоров и достижение на них реального прогресса между талибами и Кабулом оценивается нами как предельно ничтожная. И в этой связи какие-то надежды американцев на то, что лидер «Талибана» Х.Ахундзаде ведет отдельную политику в отличие от  военного крыла в лице «Сети Хаккани» наивны. В этой связи надо отметить, что оба этих крыла плотно опекаются пакистанскими спецслужбами  и их какой-то формальный раздел является чисто тактическим моментом.

В этой связи интересные выкладки аналитиков Пентагона о перспективах развития ситуации в Афганистане на среднесрочную перспективу. По их оценкам,  патовая ситуация в Афганистане будет сохраняется в среднесрочной перспективе. При этом афганское правительство продолжает контролировать городские районы страны, в то время как талибы  уверенно контролируют обширные районы  сельской местности. Основными моментами, которые поддерживает высокий боевой потенциал талибов, является перманентная иностранная поддержка, неудачи афганского правительства в реформировании власти и борьбе с коррупцией,  глубокая степень  влияния  «Талибана» в сельской социальной структуре Афганистана.  От себя добавим, что американские военные скромно умалчивают о том, что, благодаря их нейтралитету в прошлые годы,  талибы фактически инкорпорировались и подмяли под себя афганский наркотрафик от момента производства до операций по  переправке наркотиков за границу. И это на сегодня один из важнейших компонентов финансовой самодостаточности движения и основа их влияния в сельской местности. По оценке американских военных,  переговоры являются единственной реальной альтернативой прекращению конфликта в краткосрочной перспективе, однако на пути к этому стоят многочисленные препятствия. Спустя почти 17 лет после начала войны в Афганистане и несмотря на начало летом прошлого года реализации новой стратегии, что включало в себя   значительное наращивание воздушных сил, Соединенные Штаты, похоже, не приблизились к выходу из этого тупика. Аналитики Пентагона полагают, что наращивание американского воинского контингента в стране на несколько тысяч  является  недостаточным для выхода из этого тупика, особенно на фоне того, что   американо-пакистанские отношения продолжают ухудшатся. При этом ситуация в Афганистане будет по-прежнему требовать серьезных финансовых ресурсов США и НАТО в обозримом будущем. При этом партнеры по НАТО большого энтузиазма по этому вопросу не испытывают.

Касаясь иностранной поддержки, американцы отмечают, что отношения «Талибана» с Межведомственной разведкой Пакистана  позволили повстанцам создать в Пакистане устойчивые тыловые базы. В последнее время также отмечается, что группировки талибов получают существенную помощь от Ирана и России. При этом помощь Ирана сыграла ключевую роль в  недавнем военном прогрессе талибов в Западном Афганистане, особенно в провинции Фарах. Благодаря своим зарубежным спонсорам «Талибан» на сегодня может импортировать все необходимое: от удобрений для производства самодельных взрывных устройств до приборов ночного видения, что позволило ему начать на регулярной основе проводить все большее число операций в ночное время. Правительство национального единства президента Ашрафа Гани и главы исполнительной власти Абдуллы Абдуллы не в состоянии справиться с коррупцией   и бесхозяйственностью. В связи с этим Кабул до сих пор не смог предоставить сельскому населению достаточно реальную и заманчивую альтернативу его лояльности «Талибану». Коррупция усугубляет системные проблемы, с которыми сталкивается центральное правительство в Кабуле, включая не только сильную зависимость от внешних источников финансирования, но и историческую трудность установления эффективного центрального правления в горной и этно-конфессионально разнообразной стране. Фрагментация Афганистана затрагивает и талибов. Это движение разбито на различные группировки, что значительно осложняет усилия по проведению мирных переговоров. Снова рискнем вмешаться и дополнить, что вопрос не в фрагментации талибов. Если мы возьмем весь анализ американцев в отношении такой фрагментации, то легко убедимся, что такового в классическом понимании нет. Есть различные группы, которые решают различные форматы задач, но при этом под контролем пакистанцев. Те же диссиденты из пуштунов, на которых указывают американцы в качестве альтернативы Кветтской шуре, не играют значительной военной роли. Что же касается «Северного альянса», то это совсем иная история.

Американские аналитики делают очень интересный вывод в отношении реальности социологических и аналитических опросов, которые проводили представители Запада по афганской ситуации в прошлом.  Опросы в течение последнего десятилетия неизменно подчеркивали слабую популярность талибов в Афганистане. Ежегодные опросы общественного мнения Азиатского фонда обычно показывают, что более 90 процентов афганцев боятся талибов из-за своих экстремистских взглядов. При этом эти цифры совершенно не учитывают значительную поддержку талибов в сельских районах страны, где доминируют пуштуны. При этом отметим попутно, что все эти социологические опросы и исследования являются просто «отъемом денег по научному», а сами исследования делаются в угоду заказчику. То есть, все тому же Пентагону и Белому дому в целом. Аналитики Пентагона в этой связи отмечают, что  движение «Талибан» все чаще акцентирует свое внимание на распространении своего влияния в городах и в районах  проживания национальных меньшинств. За последние несколько лет «Талибан» активизировал свои усилия по созданию своего движения на севере и вербовке своих сторонников из числа проживающих там  узбеков и таджиков. В этой связи движение неоднократно проводило широкомасштабные кампании по раздаче продовольствия, что давало каждый раз мощный пропагандистский эффект. Талибами  в этой связи выбрана новая тактика. В ее основе лежит стремление талибов глубоко укоренить свое  социальное присутствие  в Афганистане через свои местные теневые правительства. Детальное исследование, опубликованное 21 июня Институтом развития заморских территорий США, показывает, как «Талибану» удалось построить значительную структуру управления практически во всех важных районах, которые они оспаривают в Афганистане. В исследовании показано, как движение «Талибан» отошло от попыток принуждения людей к подчинению и вместо этого пытается усилить свое влияние путем предоставления функциональных услуг, особенно в области здравоохранения, правосудия и даже образования. Эти выводы подчеркивают, что нынешнее афганское правительство во многом является самым главным антагонистом талибов, и в этой связи рассчитывать на какие-то эффективные переговоры беспредметно. В этой связи американцы признают, что в корне создания этих альтернативных органов управления лежит неспособность Кабула эффективно решать назревшие социальные проблемы на фоне вопиющей коррупции. В этой связи афганцы логично ищут альтернативу. И этим моментом, кстати, объясняется в том числе и быстрый рост влияния талибов на севере страны, в тех районах, где  у них традиционно был всегда низкий уровень поддержки этнически чуждого пуштунам населения. Американцы также признают, что талибы очень успешно начали использовать это обстоятельство,  и за за последние несколько лет создали устойчивую и эффективную альтернативную структуру управления в различных районах страны. Успех теневой правительственной системы «Талибана» подрывает попытки Кабула распространить свою власть на большую часть консервативной сельской местности Афганистана, только усиливая  тупик в поисках компромисса  между афганским правительством и «Талибаном».

Одной из самых серьезных проблем для любого повстанческого движения является финансовая устойчивость. Повстанцы обычно нуждаются в многочисленных потоках финансирования, без чего устойчивое повстанческое движение в принципе невозможно. Неизменно одним из важнейших источников финансирования повстанческого движения является налогообложение. В этой связи американцы отмечают, что талибы подходят к этой теме очень аккуратно, дабы не раздражать местное население, и при этом обязательно предоставлять широкий спектр социальных услуг взамен. Это еще одна область, где теневое правительство «Талибана» было довольно успешным. Устойчивость налоговой модели талибов очевидна: после почти двух десятилетий войны «Талибан» все еще может получить значительные финансовые средства от местного населения в виде налогов. Второй аспект финансовой состоятельности талибов — это глубокая инкорпорация движения в процесс производства и распространения опиума и героина. В этой связи американцы отмечают, что талибы отказались от своей прежней политики по противодействию культивированию опиума в 1990-х годах, и сейчас создали устойчивую и эффективную систему своего управления и налогообложения в этой сфере. Фактически, за последние несколько лет талибы даже начали перерабатывать опий в героин, создав около 500 импровизированных лабораторий по всему Афганистану. При этом усилия афганского правительства по искоренению мака, как известно, оказались неэффективными. Производство опия остается на рекордном уровне. Кроме того, усилия правительства по искоренению, зачастую предпринимаемые по настоянию его иностранных сторонников, таких, как Соединенные Штаты, часто приводят к обратным результатам, подталкивая местных крестьян  к движению в орбиту влияния «Талибана». Коррупция в правительстве вновь обострила эту проблему, поскольку коррумпированные местные чиновники просто воровали большую часть   финансовых средств, которые предназначались для выплаты крестьянам за уничтожение их посевов мака. При этом, по оценкам специалистов, на реальную диверсификацию экономики страны и минимизацию фактора массового выращивания опийного мака  необходима сумма  в размере  19,4 млрд долларов. И таких денег в казне Афганистана нет и не предвидится.

В связи со всем сказанным американские военные  делают неутешительный вывод. Исключительно при поддержке международных сил Кабул сможет удерживать под своим относительным контролем основные города страны. На сегодня талибы не в состоянии захватить и удерживать основные административные центры страны в течение устойчивого и долгого срока. С другой стороны, Кабул не в состоянии восстановить свою власть над большей частью Афганистана. Возникший в результате этого тупик, в котором одну из главных и ключевых ролей играет глубокая инкорпорация  талибов в сельские социальные структуры, вряд ли возможно преодолеть только военной силой. Это оставляет переговоры как единственную реальную альтернативу прекращению конфликта в краткосрочной перспективе. Таким образом Пентагон фактически признает провал своей концепции на афганском направлении. Отметим, что эти выводы были сделаны как раз на фоне того, что роль Пентагона в принятии ключевых решений в нынешней американской администрации нивелируется. Мы уже говорили об этом ранее, и собственно приход Дж.Болтона на должность помощника по национальной безопасности и М.Помпего на должность госсекретаря это очевидно демонстрировало. Президент Д.Трамп явно ищет и нашел альтернативу засилью военных в своей администрации. Тем более, что их концепции действий в Сирии и Афганистане оказались тупиковыми и затратными. И наши предыдущие выводы находят свое подтверждение. Дональд Трамп перестал советоваться с министром обороны США по ключевым вопросам в военной сфере. Об этом телеканалу NBC сообщили источники в администрации Соединенных Штатов Америки. В частности, по их данным, ранее глава Белого дома довольно часто советовался с Джеймсом Мэттисом по вопросам, входящим в его компетенцию Однако в последнее время все поменялось — зачастую президент США принимает решения военного и оборонительного характера без учета мнения главы Пентагона, а просто ставя его в известность. И в данном случае видно влияние Помпео и Болтона.  В качестве сразу нескольких примеров приводятся отказ от военных маневров с Южной Кореей, отказ от ядерной сделки с Ираном, а также создание американских космических войск. То же самое и прежде всего касается и афганского досье. Все эти действия не согласовывались с Мэттисом. В самом же Министерстве обороны США опровергают эту информацию, уточняя, что каких-либо разногласий между Трампом и Мэттисом нет. Напомним, что примерно то же самое заявлял в свое время бывший госсекретарь Р.Тиллерсон, а затем узнал о своей отставке из СМИ.

62.87MB | MySQL:102 | 0,505sec