О перспективах политического процесса в Турции. Часть 1

Досрочные президентские и парламентские выборы в Турции 24 июня с.г. для действующей власти убрали ситуацию «неопределенности», ознаменовав успешное завершение, возможно, самой большой задачи, которую перед собой ставил Р.Т.Эрдоган, как политик, на протяжении всей своей карьеры.

На внесение в Конституцию поправок по переводу страны от парламентской к президентской форме правления и на «перезапуск системы» (за который можно считать дату 24 июня – В.К.) у Эрдогана ушло свыше 10 лет. Ближайшие недели и месяцы в Турции ознаменуются переформатированием всего государственного аппарата под новые условия работы и бюрократические кадры придут в движение.

До 2023 года страна полностью продлила полномочия президента Эрдогана и частично – Партии справедливости и развития, которой, с 295 местами в 600-местном парламенте, при решении каждого вопроса надо будет блокироваться с Партией националистического движения или же, что тоже не исключено, обеспечить себе трансфер 6-ти депутатов для достижения простого большинства голосов (301 – В.К.).

Нынешняя конституция содержит положение о том, что президент не может занимать свою должность больше двух сроков (слова «подряд» — нет – В.К.). Однако, возникают сомнения в отношении трактовки этого правила при ответе на вопрос: сможет ли Р.Т.Эрдоган по закону (а не, допустим, по состоянию здоровья – В.К.) баллотироваться на пост президента в 2023 году, чтобы продлить свои полномочия до 2028 года?

Для начала, исходя из чисто житейской, а не юридической, логики, у Р.Т.Эрдогана после инаугурации наступит второй президентский срок. И на первый срок пришлось вступление в силу поправок в конституцию страны, принятых по итогам всенародного голосования в апреле 2017 года. Иными словами, можно говорить о том, что период с 2018 по 2023 год – это уже второй президентский срок Эрдогана.

Однако, «гипер-президентом», как окрестила роль первого лица в новой политической системе Турции зарубежная пресса, Р.Т.Эрдоган в период с апреля 2017 по июнь 2018 года не стал.

Поскольку поправки в конституцию вступили в силу, но лишь частично – исходя из поэтапного процесса внедрения президентской формы правления. И должность премьер-министра, в качестве главы исполнительной власти, в указанный выше отрезок времени продолжила своё существование. Хотя, на заседаниях Кабинета министров и Совета национальной безопасности председательствовал уже президент.

Иными словами, Эрдоган президентом был, но по «другой» конституции. И, кроме того, даже если считать период с 2014 по 2018 г. первым президентским сроком, то с объявлением досрочных президентских выборов 24 июня с.г., каденция прервалась и не была отработана до конца положенного срока. Идет ли она в этих условиях в зачет двух сроков или нет, на этот счет молчат и конституция 1982 года и конституция образца апреля 2017 года.

Однако, если прерванная каденция в зачет не идет, то тогда возникает поле для маневра при переизбрании себя практически неограниченное количество раз – для этого президенту достаточно, раз за разом, распускать парламент и объявлять досрочные выборы. Главное тогда, чтобы народ «не подкачал». По отношению к Р.Т.Эрдогану турецкий народ до сих пор в «плохом» замечен не был и исправно голосовал за него и его Партию справедливости и развития.

И, зная особенности турецкого президента, сложно заподозрить его в том, что он произнесет сакраментальное «я устал, я ухожу» и засобирается на выход из Аксарая в юбилейном для Турции 2023 году, когда страна будет торжественно отмечать 100-летие своего существования.

Помимо всего прочего, для действующей власти в 2023 году наступит час «Х» — столько она всего наобещала турецкому народу к 100-летию Турецкой Республики, включая вхождение страны в 10-ку мировых экономик по ВВП с 2 трлн долл., увеличение душевого ВВП до 20 тыс. долл., рост экспорта  до 500 млрд долл. и т.д.

Тут надо будет брать ответственность на себя и объяснять народу: а) почему этого всего не случилось, б) когда случится теперь. 1000-летие битвы при Манцикерте не подойдет – до 2071 года ещё слишком долго.

Кстати, с тем, чтобы взять на себя ответственность в неприятных ситуациях у президента Эрдогана никогда проблем не было. Нельзя сказать, чтобы он прямо каялся за свои ошибки. Разумеется, Р.Т.Эрдоган искал причины внешнего характера или сваливал проблемы на «заговорщиков», которые «окопались» в руководстве страной. Но, в отличие от российской практики, Р.Т.Эрдоган «буфер», в виде нелюбимых народом бюрократов, между собой и народом не ставит и является главным рупором руководства страны. А в 2023 году, когда он, скорее всего, попробует переизбраться ещё на один срок, привычно прозвучит тезис про причины внешнего, а не внутреннего характера, и о необходимости ещё одного мандата доверия для достижения поставленных амбициозных задач.

62.81MB | MySQL:102 | 0,529sec