Ситуация в Судане и Южном Судане: май 2018 г.

1 мая из уст пожелавшего остаться неназванным «высокопоставленного представителя США» прозвучало требование к Судану «прекратить какие-либо торговые отношения» с Северной Кореей. По его словам, это условие должно быть выполнено до того, как могут начаться переговоры об удалении Судана из американского «черного» списка стран, поддерживающих терроризм.

Известно, что Судан и Северная Корея уже достаточно давно не поддерживают дипломатические отношения, однако некоторые правозащитные организации утверждают о существовании военно-технического сотрудничества между ними. В этой связи Вашингтон настаивает на том, что Судан должен предоставить полные гарантии разрыва его отношений с Северной Кореей.

29 апреля МИД Судана опубликовало коммюнике, согласно которому «Судан подтверждает, что не имеет никаких отношений с КНДР».

Ранее сообщалось, что в октябре Вашингтон отменил торговое эмбарго против Судана, однако он сохраняет его в списке «стран, поддерживающих терроризм», в котором также значатся, в частности, Сирия и Иран. Это мешает проведению операций между международными и суданскими банками и тормозит экономическое развитие страны.

В 1997 г. Вашингтон ввел санкции против Судана, обвиненного тогда в поддержке вооруженных исламистских группировок. На территории Судана в период с 1992 по 1996 гг. жил главарь «Аль-Каиды» (запрещена в России) Усама бен Ладен.

3 мая стало известно, что президент Судана Омар аль-Башир распорядился закрыть 13 диппредставительств и сократить аппарат Министерства иностранных дел страны. Кроме того, в 7 дипмиссиях дипломатический состав будет сокращен до 1 человека, во всех других представительствах последует 20-процентное сокращение персонала. Эти меры предприняты в связи с серьезным экономическим кризисом, который переживает страна. Они последовали спустя две недели после того, как был отправлен в отставку глава МИД Судана Ибрагим Гандур. Поводом для отставки послужило его заявление о том, что суданские дипломаты за рубежом в течение нескольких месяцев не получали зарплаты.

14 мая на фоне острого экономического кризиса президент О.аль-Башир объявил о значительных перестановках в правительстве страны. В частности, он сменил министров нефти, внутренних дел, сельского хозяйства и юстиции. Одновременно было объявлено о назначении нового главы МИД. Им стал Ад-Диердири ад-Дихери. МВД возглавил Ибрагим Хамид, Министерство нефти – Азхари Абдалла. Глава Судана поменял также 5 госминистров и 8 губернаторов.

17 мая Верховный комиссариат ООН по делам беженцев сообщил, что приостанавливает свою программу по возвращению к родным очагам беженцев, оказавшихся в Судане. Это решение было принято после того, как сотрудников комиссариата обвинили в злоупотреблениях на основаниях жалоб беженцев. Эта структура ООН ранее, в феврале и марте, назначила внутренние расследования на этот счет. Его ведет Бюро генерального инспектора Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.

Верховный комиссариат ООН по делам беженцев ранее сообщил, что в 2018 году ему необходимы свыше 250 млн долларов для его работы в Судане, который принимает около 1,2 млн перемещенных лиц, главным образом – из Южного Судана, Эритреи и Эфиопии. В 2017 г. структуры комиссариата способствовали возвращению из Судана к родным местам 600 беженцев.

19 мая в МИД Судана был вызван посол Египта в Хартуме. Там ему был заявлен протест против демонстрации по одному из египетских телеканалов в период месяца мусульманского поста рамадан сериала «Абу Омар аль-Масри» о жизни в Судане египтян, причастных к террористической активности. Как отмечалось в коммюнике МИД Судана по этому поводу, «в сериале «Абу Омар аль-Масри» утверждается, что некоторые египтяне, проживающие в Судане, причастны к террористической активности, но это – неправда». «Этот сериал оскорбляет египтян, проживающих в Судане, и разрушает отношения между народами двух стран», — отмечалось в нем. Коммюнике предлагало египетским властям «принять соответствующие меры с тем, чтобы прекратить эти попытки ударов по интересам двух стран».

В отношениях между Суданом и Египтом есть несколько проблем. В частности, Судан обвиняет Египет в том, что тот якобы поддерживает некоторые повстанческие движения, в том числе в Дарфуре. Имеется территориальный спор из-за треугольника Халаиб. Судан, похоже, принял  сторону Эфиопии в вопросе сооружения последней гигантской плотины на реке Нил, а Египет опасается, что это скажется на дебите реки.

22 мая правозащитная организация «Международная амнистия» сообщила, что в Дарфуре формирования одной из проправительственных милиций – «Сил быстрой поддержки» (RSF) — атаковали лагерь перемещенных лиц. При этом погибла женщина, проживавшая в этом лагере, находящемся в городе Залингей – столице штата Центральный Дарфур. 10 человек, в том числе дети, получили ранения. Нападавшие перемещались на пяти пикапах с установленными на них пулеметами. Местные власти заявили о некоей «ошибке». По их версии, «6 машин RSF, следовавших из Южного Дарфура в Западный Дарфур, по ошибке въехали в лагерь беженцев, когда те напали на боевиков, те открыли огонь в воздух, при этом ранения получила женщина». Затем возмущенные обитатели лагеря устроили манифестацию у здания губернатора, которая вылилась в столкновения с силами безопасности. В результате 9 человек получили ранения.

В мае много шума наделало решение суданского суда, приговорившего к смертной казни Нуру Хусейн Хаммад за убийство мужа. В 2017 году в 16 лет ее насильно выдали замуж. Когда она отказалась выполнять супружеские обязанности, муж с помощью трех родственников изнасиловал ее. Когда он попытался повторить действо, женщина убила его ударом ножа. Еще в 2017 году суд признал ее виновной в «предумышленном убийстве», применив закон, который не признает возможность насилия со стороны супруга. Адвокаты женщины считают, что она совершило убийством в рамках законной самообороны.

В защиту женщины выступил ряд правозащитных организаций и ООН. Как заявила 10 мая «Международная амнистия», женщина «сама является жертвой, и вынесенный ей приговор являет собой пример нетерпимой жестокости».

Суданские законы позволяют выдавать девочек замуж начиная с 10 лет. Подобная практика достаточно широко распространена в Судане.

Забегая вперед: смертный приговор Нуре Хусейн Хамад будет отменен.

17 мая в Аддис-Абебе возобновились переговоры, призванные прекратить продолжающуюся уже свыше четырех лет войну в Южном Судане. Чтобы побудить стороны к мирным переговорам, Африканский союз был вынужден предупредить, что прибегнет к санкциям в отношении тех, кто будет противиться переговорному процессу. Для участия в переговорах в столицу Эфиопии прибыли правительственная делегация и представители различных повстанческих группировок. Они проходили под патронажем Организации восточноафриканских стран ИГАД. Изначально предполагалось, что они продлятся 5 дней. Цель переговоров – реанимация мирного соглашения, подписанного в августе 2015 г., после чего оно неоднократно нарушалось, а также выработка новых условий разделения власти.

Предыдущий раунд переговоров сторон южносуданского конфликта прошел в феврале. После их провала, по оценкам наблюдателей, Джуба откровенно взяла курс на военное решение конфликта, что оставляет мало надежд на компромиссы.

28 мая Вашингтон предложил Совету Безопасности ООН проект резолюции, предусматривающий введение санкций против еще 6 южносуданских персоналий, обвиненных в подогревании гражданской войны и блокировании гуманитарной помощи. Среди лиц, против которых США требуют ввести санкции, значатся, в частности, министр обороны Южного Судана Куол Маньянг Джук, министр информации Майкл Макей и министр без портфеля Мартин Элиа Ломуро. Трое других фигурантов списка – военные. Это Пол Малонг, Малек Ребен и Коанг Рамбанг Хол.

Согласно проекту резолюции, Вашингтон также предложил продлить на один год действующие против Южного Судана санкции и обновить мандат группы экспертов ООН.

Первый «черный» список из 6 южносуданских политиков был подготовлен США в 2015г.

Напомним, что Южный Судан получил независимость в 2011 году во многом благодаря поддержке США. Однако Вашингтон все больше и больше недоволен действиями правительства президента Сальвы Киира.

В целом, даже если в Аддис-Абебе и будет достигнуто какое-либо соглашение, главный вопрос в том, сколько оно продержится? Таких соглашений уже заключалось множество, но все они в итоге практически немедленно срывались.

52.18MB | MySQL:103 | 0,602sec