Израильские эксперты о кризисе в странах ЕС и европейских еврейских общинах. Часть 1

Европейский союз переживает беспрецедентный кризис. Неопределенность, социальные конфликты, политическая нестабильность и насилие распространились по всему союзу 28 стран. Необычные меры безопасности, введение режима чрезвычайного положения во Франции, стали новой нормой во многих европейских столицах после серии крупных террористических атак. Все эти события в сочетании с массовым притоком беженцев и нелегальных мигрантов сломали социальные табу и привели к дебатам по сложным вопросам интеграции и мультикультурализма, особенно в Германии и Франции. Британцы в июне 2016 года проголосовали с незначительным перевесом голосов в пользу выхода Великобритании из ЕС, что еще больше усугубило общеевропейский кризис. Именно в этот период правительства Восточной Европы продолжают идти по тонкой грани, пытаясь балансировать между посткоммунистической национальной амбициозностью и терпимостью к меньшинствам, проживающим в их обществах.

Одед Эран (старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности, INSS, бывший генеральный директор израильской организации Всемирного еврейского конгресса, WJC), Роб Гайст Пинфолд (исследователь в INSS) и др.[i] считают, что еврейские общины в ЕС не только не застрахованы от последствий наметившихся общеевропейских тенденций, но напрямую ими затрагиваются зачастую в непропорциональной мере. Евреи участвуют в политических дебатах, будь то в качестве жертв растущего антисемитизма или лидеров кампаний, добивающихся толерантного отношения к беженцам. Последние события в Европе также вызвали внутриобщинные дискуссии о принятии за основу противоположных порывов членов общины на фоне затянувшейся политической неопределенности, добавляя к существующим проблемам такие вызовы, как старение населения, ассимиляция и ослабление политической власти и социального порядка.

Израильские эксперты выделяют три основные тенденции в Европе, непосредственно затрагивающие европейское еврейство: во-первых, растущая политическая нестабильность в странах ЕС; во-вторых, приток иммигрантов и терроризм; в-третьих, рост антисемитизма. Различные еврейские общины в Европе по-разному реагируют на эти тенденции, к тому же прослеживается связь между ростом политической нестабильности и антисемитизмом.

Политическая нестабильность и усиление правых популистов вызывают растущее чувство тревоги и подозрительности среди еврейских общин. Во Франции правый кандидат в президенты Марин Ле Пен завоевала 34% голосов на выборах 2017 года, посоветовав евреям выбирать между французским и израильским гражданством, и отрицая роль Франции в Холокосте. В Венгрии ультраправая националистическая партия «Йоббик» получила 24 места в венгерском Национальном собрании, хотя в ее адрес звучали обвинения в том, что она прославляет пронацистскую политику Венгрии во время Второй мировой войны.

Правоконсервативная и евроскептическая партия «Альтернатива для Германии» (AFD) прошла в Бундестаг, хотя партия выступает за новую немецкую культуру исторической памяти и ревизионизм. На последних выборах в Австрии (15 октября 2017 года) ультраправая Австрийская партия свободы (FPO) заняла третье место, прибавив к своему результату 5% голосов. Эти движения до недавнего времени находились на периферии политического пространства. Сейчас у них появилась возможность войти в правительство, что стало новым и незнакомым явлением для многих еврейских общин Европы. Новые популистские правые партии демонстрируют более разнообразные позиции, чем их предшественники, и часто сочетают ксенофобию с сильными произраильскими чувствами. Об этом можно судить по «Альтернативе для Германии», Австрийской партии свободы, французскому «Национальному объединению» (известному как Национальный фронт, переименованный 1 июня 2018 года) и Партии свободы Нидерландов. Однако основная часть еврейского истеблишмента продолжает относиться к этим партиям с подозрением, опасаясь, что антисемитизм, присущий ультраправым, не исчезнет, ​​а лишь скрывается за тонким слоем антиисламской популистской риторики, предназначенной для получения сиюминутной политической выгоды.

В то же время популизм не является явлением, присущим только правому политическому спектру. В предыдущие десятилетия умеренные социал-демократические партии в Западной Европе смогли заручиться поддержкой значительной части еврейских общин. «Новые» левые, выступающие против глобализации и относящиеся к Израилю в основном критически, возникли в качестве наступательной силы. Их то бросало от одного края к другому, то прибивало к центристскому  течению. Эта тенденция особенно заметна в Великобритании после выборов «левого» Джереми Корбина в качестве лидера Лейбористской партии в сентябре 2015 года. Корбин ссылался на ХАМАС и «Хизбаллу» как на «друзей», а за время его руководства в партии лейбористов пошла волна антисемитских инцидентов, что привело к внутренним расследованиям. Тем не менее, внимание СМИ, вызванное антисемитским скандалом, повлияло только на еврейских избирателей, и на всеобщих выборах в июне 2017 года партия добилась успеха, превзойдя прогнозы.

Эта тенденция повторилась на президентских выборах во Франции, где кандидат-социалист Бенуа Амон получил более 7 млн голосов, хотя еврейская община была шокирована его замечаниями, в которых он отрицал рост антисемитизма во Франции, а также его отношением к Израилю как «колониальному» государству. Реакция еврейской общины на продолжающуюся популистскую националистическую тенденцию была выражена на британском референдуме в июне 2016 года по поводу выхода Великобритании из ЕС – 52% британцев поддержали «брексит», в то время как 59% британских евреев, за редким исключением в некоторых районах, проголосовали за сохранение статус-кво. Небольшая часть еврейской общины на местных уровнях поддержали правых популистов. В 2012 году более 13% французских евреев голосовали за Национальный фронт, в то время как Партия свободы Нидерландов получила около 10%. Напротив, британские лейбористы под руководством Корбина потеряли многих сторонников среди евреев и только 13% британских евреев проголосовали за Лейбористскую партию в 2017 году.

Аналогичным образом, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан постепенно удаляет от себя еврейскую общину своей риторикой ксенофобии и антикосмополитизма, которые, по мнению многих, окрашены в антисемитские тона. Израильтяне с французским гражданством проголосовали за тех, кто не проявлял признаков антисемитизма. Эмманюэль Макрон, победивший Марин Ле Пен на президентских выборах 2017 года, получил подавляющее большинство (96.3%) голосов французских израильтян. Получается, что еврейские избиратели в значительной степени невосприимчивы к популистским настроениям, которыми поражена Европа, хотя это ставит многие общины в неудобную позицию конфликта с окружающим их общественным мнением.

Нынешний приток беженцев и нелегальных мигрантов в Европу является вызовом для европейского еврейства – действовать в духе социальной ответственности или думать, прежде всего, о безопасности. Многие члены сообщества считают, что, поскольку евреи в прошлом сами были беженцами, у них есть историческая и моральная обязанность помогать беженцам, терпящим бедствие. Это было выражено в деятельности Всемирной еврейской организации помощи в Великобритании, которая осуществляла программы помощи нееврейским беженцам в Греции и Турции и помогла 1000 беженцам интегрироваться в британское общество. Действительно, британская еврейская община разделилась на фоне шока от трагических образов беженцев (таких как трехлетний Айлан Курди), которые утонули, когда они бежали из зон боевых действий.

Аналогичные тенденции наблюдались и в Германии. Зонтичная организация немецких евреев обсуждала с мусульманскими организациями способы интеграции беженцев в Германии, в то время как еврейские и мусульманские социальные работники совместно помогали беженцам. Точно также, главный раввин Франции Хаим Корсиа прилагал усилия для оказания помощи беженцам. Примыкающая к левым Ассоциация евреев Бельгии призвала французских евреев «действовать щедро» и помогать беженцам. В Венгрии (которая отказывается принять беженцев) премьер-министр Орбан принял законопроект, позволяющий арестовывать и отправлять беженцев в Сербию. Это привело к тому, что местная еврейская община активно выступила против государственной политики и осудила публичный дискурс против иммигрантов как «проявление ненависти».

Однако ощущение морального долга европейского еврейства поддержать беженцев уравновешивается опасением, что иммигранты, многие из которых прибывают из очень враждебных к Израилю стран, принесут антисемитизм в Европу. Хотя в Германии случаи насилия на антисемитской почве по-прежнему редки, были случаи нападений на еврейскую собственность и отдельных граждан со стороны членов мусульманской общины, среди них –  нападение палестинцев с бутылками с зажигательной смесью на синагогу в Вуппертале в июле 2014 года.

Евреи Германии считают, что они несут большую ответственность за оказание помощи обитателям лагерей беженцев, хотя многие признались в страхе, что их распознают как евреев. Евреям во Франции уже давно угрожают, о чем свидетельствуют повторяющиеся нападения на еврейские супермаркеты, синагоги и членов общин, такие как убийство раввина и троих воспитанников еврейской школы в 2012 году. Опрос общественного мнения среди французских евреев показывает, что члены общины видят мусульманскую общину в качестве основного источника антисемитизма; 37% еврейских родителей опасаются, что их дети могут стать жертвами антисемитской атаки. В результате, самая большая в Европе французская еврейская община сокращается, т.к. ее члены уезжают в Израиль, Великобританию или Канаду.

В то же время, опросы общественного мнения среди британских евреев показывают растущее чувство незащищенности общины. Серия нападений в Великобритании в 2017 году вызвала озабоченность по всему сообществу, и было усилено присутствие полицейских и частных сотрудников службы безопасности, охраняющих учреждения общины. «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) объявило о намерении взять британских евреев на прицел, и сообщество восприняло эту угрозу всерьез, главным образом потому, что террористическая организация заявила об отправке 1000 своих сторонников в Европу под видом беженцев.

Таким образом, во всей Европе недавний рост числа нападений на евреев часто исходил от тех, кого европейское еврейство стремится поддержать: беженцев из мусульманских стран Ближнего Востока и Северной Африки. Антисемитские нападения и их угроза не только сдерживают, но и создают внутреннюю напряженность среди еврейских общин Европы, которые пытаются сбалансировать противоречивые устремления своих членов – к безопасности и солидарности с чужой бедой.

[i]                      Европейское еврейство в эпоху потрясений: выборы, антисемитизм и вопросы безопасности // Институт исследования национальной безопасности. Май, 2018. URL: http://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2018/05/יהדות-אירופה.pdf  (на иврите)

52.22MB | MySQL:103 | 0,489sec