Израиль – ПНА: «Сначала Газа» — дубль три?

Признаком последних недель стали участившиеся террористические вылазки разного рода против южных районов Израиля из сектора Газа, который уже почти 11 лет контролирует радикальная исламистская группировка ХАМАС. По большинству мнений, это означает, что относительно устойчивая стабильность, установившаяся на этом фронте по завершении антитеррористической операции ЦАХАЛа «Несокрушимая скала» летом 2014 года, постепенно идет к своему завершению.

Характеристики нового витка напряжённости

Новинкой этого летнего сезона стали еженедельная отправка тысяч «демонстрантов» на штурм окружающего Газу забора   безопасности, в тщетной пока попытке представить мировому сообществу картинки «гор из жертв израильской агрессии». А также запуск воздушных змеев с горючими материалами, нанесшим уже значительный ущерб сельскохозяйственным угодьям и с колоссальным трудом восстановленным, после веков запустения, лесным насаждениям юга страны. Но главным моментом является вновь, после четырёхлетнего затишья, набирающие интенсивность ракетно-минометные обстрелы израильской территории.

Первые две террористические «инновации», нанося определенный ущерб имиджу и оперативному бюджету страны, и, естественно, очень раздражая израильтян, благодаря аккуратным и взвешенным действиям израильских сил безопасности, не создают реальной физической угрозы населению районов юга страны. А те из примерно сотни запущенных в эти дни из сектора Газа ракет и минометных снарядов, которым удается перелететь разделительный забор, либо падали, не причиняя вреда, на открытой местности, либо были сбиты системой «Железный купол», и потому пострадавших израильтян тоже не было.

В этом и состоит причина, по которой военно-политическое руководство Израиля пока не дает в этом случае указаний ЦАХАЛу предпринимать действия в соответствии с принятой несколько лет назад доктриной «диспропорционального реагирования» на каждую террористическую вылазку из анклавов, контролируемых враждебными стране режимами.

И все же трудно сомневаться, что, если очередной такой «змей» сожжет хотя бы один дом в одном из примыкающих к Газе израильских поселков, или туда попадет посланный из Сектора снаряд, ответом станет проведение ЦАХАЛом новой масштабной антитеррористической операции. То есть сценарий, который лидеры ХАМАСа, по всем признакам, хотели бы сегодня предотвратить – ибо он будет реализовываться в крайне неудобной для этой группировки военно-стратегической ситуации. Действительно, возможности тактики, применяемой в рамках «концепции выживания» ХАМАСа его боевым крылом при прежних столкновениях – нанести, не считаясь с собственными потерями и разрушениями в Секторе, максимальный ущерб военнослужащим, и особенно – гражданскому населению на территории самого Израиля – с тем, чтобы заставить израильское руководство поскорее свернуть операцию, сегодня ограничены. Новые модификации противоракетных систем, которыми располагает сегодня ЦАХАЛ, умеют сбивать не только ракеты «Кассам», но и минометные снаряды.

Эффективность «козырной карты» ХАМАСа – террористических туннелей, строительство которых поглотило едва ли не большую часть денег, полученных из разных источников на восстановление разрушенной гражданской инфраструктуры Сектора, находится под большим вопросом. Так как Минобороны и оборонная промышленность Израиля уже нашла технологические решения этой проблемы (т.н. «подземный «Железный купол»» — система обнаружения и уничтожения туннелей, благодаря которому уже были предотвращены множество терактов, и разработчики которой удостоились 26 июня 2018 года Премии Израиля в сфере безопасности). Наконец, планируемое завершение «подводного забора безопасности» вокруг побережья Газы резко снизит возможности резонансного теракта в прибрежной зоне Израиля, на который рассчитывает руководство ХАМАСа в случае начала полномасштабных военных действий. Частью этого направления деятельности ЦАХАЛа стало разрушение в июне 2018 года морского туннеля, который был предназначен для скрытого погружения боевых пловцов группировки с целью последующих диверсий против приграничных населённых пунктов, военной базы Зиким, нефтеналивного терминала, электростанции в Ашкелоне и иных объектов на территории Израиля.

В свете этих фактов, провоцировать израильтян в ситуации, когда Израиль хотел бы проведения такой операции на этом этапе избежать, для руководства ХАМАСа в секторе Газа крайне неразумно. Так каковы же причины, по которым его лидеры именно сегодня готовы бросить в «топку эскалации» последние из немногих оставшихся у него ресурсов? По мнению обозревателей, таких причин сегодня, как минимум, четыре.

Первой стало давление вновь обретенных, после почти пятилетней ссоры из-за поддержки ХАМАСом оппозиции президенту Сирии БашаруАсаду, патронов палестинских арабских исламистов в Тегеране, чья военная инфраструктура в Сирии понесла чувствительный урон от действий ВВС ЦАХАЛа, пик которых пришелся на февраль нынешнего года. Израиль явно не готов мириться с появлением нового антиизраильского фронта на сирийской части Голанских высот, и намерен не допустить появления баз иранской армии, КСИР или аффилированных с ним шиитских милиций, как минимум, в 40-60 километровой зоне, примыкающей к северо-восточным границам страны.  Согласно сообщениям СМИ, именно эта идея – под лозунгом «не допустить полномасштабного столкновения Израиля и Ирана, которое может взорвать весь Левант» – лежит в основе договоренностей о будущем т.н. «зоны деэскалации» на юго-западе Сирии, к реализации которого стремятся Россия, США и Иордания, со своей стороны также заинтересованные в вытеснении из страны иранцев.

Причем, согласно тем же источникам, основные параметры этого соглашения были согласованы с Израилем еще в июле прошлого года, включая, судя по всему, готовность, смириться с присутствием в этой зоне сирийских правительственных сил, в свете отсутствия у Вашингтона планов усилить свое прямое присутствие в Сирии, либо  возобновить масштабную поддержку оппозиции. Или же предпринимать иные шаги, которые шли бы в разрез с видением, представленным в эфире телеканала CBS советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном, заявившем, что «нахождение или отсутствие Асада у власти в Сирии для администрации США не является вопросом стратегического значения» — намного важнее для нее помощь России в эвакуации из Сирии иранских сил.

Все это, в рамках тех же пониманий, не означает прекращения практики израильских ударов по базам Ирана и ливанской «Хизбаллы» в других районах страны, равно как и усилиям ЦАХАЛа предотвратить проникновение в приграничную зону подразделений иных, кроме сил Асада, армий или милиций – самих по себе или в переодетых в форму сирийской армии. Что весьма мешает иранцам, которые пока заняты усиленной подготовкой формирований сирийского варианта «Хизбаллы» и слиянием проиранских милиций с частями армии Асада, то есть сил, которые по их замыслу и должны занять оставляемые КСИР и «Хизбаллой» позиции. Потому из Тегерана требуют от ХАМАСа доказать свою лояльность и полезность, оттянув внимание и усилия Израиля от северного фронта. Тем более что партнеры-соперники ХАМАСа из прочих террористических группировок не оставляют надежды заместить его в статусе главного иранского «прокси» в секторе Газа.

Во-вторых, значительная часть Сектора, как отмечалось, так и лежит в руинах после спровоцированного ХАМАСом прежнего витка эскалации летом 2014 года. В силу чего лишь 5% населения Газы (против 20% арабских жителей Иудеи и Самарии) опрошенных Palestinian Center for Policy and Survey Research (PSR) в марте с.г. назвали условия, в которых они живут «хорошими» или «очень хорошими». И 45% жителей Газы (по сравнению с 19% арабов Иудеи и Самарии) заявляют, что хотели бы эмигрировать оттуда. Проведенный в том же месяце Центром изучения общественного мнения университета An-Najah в Наблусе (Шхеме) параллельный опрос арабских жителей Иудеи, Самарии и сектора Газы также показал, что почти 65% газцев (и 44% в Иудее и Самарии) обеспокоены своими жизненными перспективами в нынешних обстоятельствах.

Потому ХАМАС, как минимум, вынужден доказывать свою релевантность населению Сектора в качестве «движения исламского сопротивления». Тем более что, как показал тот же опрос PSR, более 40% жителей Газы склонны в своих бедах обвинять именно Израиль, и лишь 19% процентов полагают, что во всем виноват сам ХАМАС. В то время как в июле 2015 года почти 40% участников опроса, инициированного The Washington Institute for Near East Policy, именно ХАМАС винили в том, что процесс восстановления инфраструктуры в Газе идет медленно. А 53% участников опроса в Газе, проведенного университетом An-Najah негативно отнеслось к идее, что создание «палестинского государства в границах 1967 года» будет означать завершения конфликта с Израилем, причем более половины из них поддерживали «мирное», а более 40% — военное противостояния с Израилем.

Третьей причиной стало ложное ощущение лидеров ХАМАСа, что впервые за много месяцев их усилия приносят некоторый эффект, если не в отношении Израиля, то, по крайней мере, Египта, который приоткрыл остававшейся, на протяжении четырех лет почти герметично запечатанным переход в Рафахе на границе Сектора с Синайским полуостровом. В этом смысле Египет внял рекомендациям своих партнеров по проамериканскому «саудовскому блоку», которые опасаются, что полная блокада Газы на фоне роста насилия в Секторе и вокруг него, с перспективой нового витка вооруженного противостяния с Израилем, повлияет на общественные настроения и окажет дестабилизирующий эффект в их странах.

К тому же американские посланники, посетившие в конце июня помимо Израиля, также и Катар, Саудовскую Аравию, Египет, и Иорданию, также фокусировались на проблеме Газы, где советник президента США Джаред Кушнер предложил арабским партнерам реализовать в Газе несколько инфраструктурных проектов, включая восстановление промышленной зоны и систем электро- и водоснабжения. Как и следовало ожидать, логика лидеров террористических группировок и на этот раз подвела их не к идее ухватиться за шанс начать диалог с целью решения социальных и экономических проблем населения Сектора, но напротив, интенсифицировать противостояние с тем, чтобы добиться новых уступок.

Это еще ни разу не сработало в прошлом, но пока не видно, чтобы в руководстве ХАМАСа были готовы обсуждать иные альтернативы. Тем более что там, вероятно, догадываются, что присутствие в этой схеме правительства Яхьи Синуара в Секторе потенциальными донорами мыслится исключительно как временное явление – если только исламисты не пойдут на невозможный для них шаг: отказаться от террора и превратить свою организацию в структуру гражданского управления, действующую в интересах жителей Сектора. Потому практически интуитивной реакцией лидеров ХАМАСа является «разогреть» ситуацию, дав понять донорам, что лишь лидеры исламистов являются в Газе актуальным адресом для успокоения страстей, и именно они будут определять цену вопроса.

К американской «сделке века»?

Именно в этом контексте видимо следует понимать четвертую и главную, как нам представляется, причину нынешней активности ХАМАСа. Она проистекает из продвигаемой Белым домом «сделки века» Израиля с умеренными прозападными арабскими режимами региона, в рамках которой предполагается решение и проблемы палестинских арабов. Эта проблема, которая десятилетиями была ведущим фактором антиизраильской мобилизации арабо-исламских стран, и одним из немногих, если не единственным элементом хотя бы минимального консенсуса в арабском мире, ныне превратилась в канал подрыва прозападных суннитских режимов. Равно как и препятствием для столь необходимого для их выживания в свете вызовов и угроз со стороны суннитского радикализма и шиитского джихадизма Ирана формирования под эгидой США системы региональной безопасности, условием и необходимостью чего является уже не «секретное» (как сегодня), а объявленное участие Израиля.

А это, в свою очередь, для проамериканских умеренных суннитских режимов, десятилетиями вкладывавшим ресурсы в борьбу с Израилем и пропагандистские усилия в формирование пропалестинского дискурса, сделать весьма затруднительно без того, чтобы предъявить «арабской улице» хотя бы ощущение того, что «палестинская проблема» на пути к решению. Базовые параметры американского плана стали итогом более чем годичных консультаций ближневосточной команды Д.Трампа во главе с его зятем и старшим советником Джаредом Кушнером и специальным советником по международным переговорам Джейсоном Гринблаттом. И в последние месяцы, по данным СМИ, президент США неоднократно обсуждал его параметры с арабскими лидерами. Включая наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана, эмира ОАЭ Мухаммеда бен Зайеда, правителя Катара, Тамима бен Хамада Аль Тани  и египетским президентом Абдель-Фаттаха ас-Сиси на всех этапах ставя в известность премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.

Если верить обычно неплохо информированному израильскому  сайту «Дебка», американский план предполагает создание палестинского государства, которое будет обладать «пониженным суверенитетом». В его состав войдет сектор Газа и отдельные плотно населенные арабами анклавы в расположенных в Иудее и Самарии зонах А и В, а также некоторые из арабских кварталов Восточного Иерусалима. Остальные районы города, находящиеся за «Зеленой чертой», в том числе весь Старый город, будут частями «единой и неделимой столицы Государства Израиль». Ответственность в сфере безопасности, на большинстве этих территорий будут переданы Израилю, под суверенитет которого перейдет также «расширенная зона С», включая все поселенческие блоки и Иорданскую долину. Столицей палестинского государства должен стать пригород Иерусалима Абу-Дис, в то время как «Государство Палестина» и Иордания разделят религиозную юрисдикцию над мусульманскими объектами в городе.

План включает и еще два крайне важных для Израиля момента – признание его национальным домом еврейского народа, а создающегося палестинского образования – домом для палестинских арабов. Из чего логично вытекает  снятие с повестки дня темы «права на возвращение палестинских беженцев и их потомков» – требование, о которое формально ломались все прежние раунды движения «к окончательному завершению конфликта». Хотя в документе и идет речь о создании некоего «механизма компенсации под эгидой международного сообщества».

Как можно заметить, подобные параметры, которые явно будут без особого восторга встречены в Израиле сторонниками распространения израильского суверенитета на все (кроме, возможно, Газы), или почти все территории за «Зеленой чертой» – будут еще менее приемлемы для почти всех фракций палестинских арабов. То есть, не только для лидеров ХАМАСа, «Исламского джихада» и прочих исламистских фракций, не готовых признать право Израиля на существование в любых границах, и каком бы то ни было статусе. Но и для «радикальных националистов» из ФАТХа/ООП в Рамалле, для которых принятие подобного плана будут полной катастрофой, ибо и близко не подходят к минимальным требованиям команды главы ПНА Махмуда Аббаса (Абу-Мазена). Включающие уход Израиля к «границам 1967 года», раздел Иерусалима, ликвидация всех еврейских населенных пунктов в Иудее и Самарии и признание «права на возвращение» миллионов лиц, которые называют себя палестинскими беженцами и их потомками.

Заметим, что почти все из перечисленного, за исключением требования внести серьезные поправки в последний пункт, с теми или иными оговорками было обещано тогдашним премьер-министром Израиля Эхудом Бараком Ясиру Арафату на переговорах в 2000 году в Кемп-Девиде. А также руководителями израильского правительства Эхудом Ольмертом и Ципи Ливни в 2007 году Махмуду Аббасу  на саммите в Аннаполисе. Но были и тем, и другим отвергнуты как «недостаточные». Арафат вместо этого предпочел инициировать новый виток антиизраильского террора, разгром которого практически дезавуировал идею палестинского государства в задуманном инициаторами «Ословского процесса» виде. А М.Аббас, формально признавший ошибку своего предшественника, продолжал настаивать на этих иррациональных требованиях уже в качестве «предварительных условий» своего согласия на  возвращение  к столу переговоров с правительством Израиля, вначале имея фактический «карт-бланш» от прежней американской администрации, инкорпорировавшей эти параметры в свой план «ускоренного решения палестино-израильского конфликта». А после провала этих планов  – полагая, что ключ от арабо-израильского урегулирования по-прежнему находится у него в кармане. И сегодня, несмотря на то, что нынешний президент США Д.Трамп имеет радикально иной взгляд на проблему, М.Аббас продолжает вести прежнюю линию, видимо, рассчитывая, что лидеры проамериканского суннитского блока никуда без его помощи не денутся из «палестинского капкана», отказывается принимать любые их рекомендации позитивно взвесить американские предложения. Поэтому, похоже, что КСА и его союзники уже практически смирились с   концепцией «переговоров не с палестинцами, а по поводу них» – вне связи с призывами к бойкоту процесса и прочими пропагандистскими кампаниями лидеров ПНА.

Для «сохранения лица», согласно циркулирующим в  политических кругах слухам,  ожидается, что лидеры суннитского блока публично отвергнут  те пункты американского плана, которые не совпадают с «Саудовской мирной инициативой» 2003 года (очень близкой к упомянутым «ультимативным требованиям»  ПНА). Но предложат использовать имеющиеся там приемлемые для них элементы в качестве базы для дальнейших обсуждений условий мира между Израилем и палестинскими арабами – как, в общем, и предполагал обновленный, «каирский вариант» арабской инициативы, представленный в 2017 году. И, вероятно, примут условие израильского премьер-министра, что эти обсуждения, согласно информации упомянутого сайта «Дебка», будут иметь место в рамках прямых и открытых переговоров Израиля и суннитских арабских государств. Формально зарезервировав там некий механизм инкорпорации в них палестинских арабов, на случай, если в Рамалле поймут, что их негативизм не приносит постарафатовскому истеблишменту ничего, кроме ущерба.

И снова Газа?

В этой связи понятно, почему именно сектор Газа, а не руководимые из Рамаллы арабские «кантоны» Западного берега видят разработчики американского плана в качестве плацдарма для начала реализации своего проекта. Прецеденты действительно имеются.

В первый раз лозунг «вначале Газа» [и Иерихон] возник в начале 90-х гг. прошлого века, когда ныне уже оба покойные Ицхак Рабин и Шимон Перес  продвигали идею договоренности Израиля с ООП, как «единственного представителя палестинского народа», по модели «мир в обмен на территории». Эта  модель становилась все менее релевантной по мере эрозии механизмов, заложенных в «соглашении  Осло», по итогам которых в 1993 году и возникла Палестинская национальная администрация (ПНА), фактически распавшаяся в 2007 году на «Фатхленд» (управляемые из Рамаллы арабские анклавы Западного берега и «Хамастан» в секторе Газа. Но все еще существует, по крайней мере, как символ, в мировой дипломатической повестке дня, и потому регулярно возникает практически во всех очередных проектах реанимации палестино-израильского «мирного процесса».

Второй сезон этого многолетнего сериала «Газа вначале» имел место год назад, когда у ХАМАСа появился неожиданный партнер – бывший «сильный человек» в Газе, бывший близкий соратник, а затем главный противник лидера ПНА и ФАТХа Махмуда Аббаса и «политэмигрант» Мухаммед Дахлан. Именно он, по данным СМИ стоял за признаками готовности Египта несколько скорректировать свое враждебное отношение к ХАМАСу (включая готовность Каира несколько ослабить изоляцию границы Сектора со стороны Синая). Дахлан использовал свои устойчивые связи с финансовой и политической элитой в Каире и Абу-Даби с тем, чтобы временно разрешить энергетический кризис в Секторе.

В тот момент создавалось ощущение, что М.Дахлан видится лидерам «саудовского блока» фигурой, способной запустить механизм хотя бы начальной «нормализации» режима ХАМАСа в Газе. И тем самым обеспечить относительное спокойствие в тылу формирующегося антииранского блока суннитских стран — КСА, ОАЭ, Египта и Иордании – с возможным неформальным (пока) участием Израиля. В случае союза Дахлана, олицетворяющего идею «светского палестинского национализма» с исламистами из ХАМАСа можно было говорить о появлении в Газе того самого «правительства палестинского арабского единства», претензий которого на переезд в Мукату — правительственную резиденцию ПНА в Рамалле – вряд ли придётся очень долго ждать.

Если заменить Рамаллу на Абу-Дис, то эта же схема может подойти и для нынешнего, третьего сезона того же сериала. Хотя и не факт, что с теми же участниками: по данным «Дебки», Дахлан является одним из пяти кандидатур,   которые Вашинтон, Египет и монархи стран Персидского залива взвешивают в качестве преемников Абу-Мазена на посту лидера «обновленной версии» палестинского государства. Так что, «кастинг» таких фигур, где непременным требованием  является нахождение вне домена и сетей персонального влияния нынешнего председателя ПНА, и готовность подписаться под американо-саудовским планом, еще идет.

Понятно, что в руководстве ПНА решительно возражают против попыток администрации Д.Трампа  «использовать Газу в качестве ключа к сердцам арабских лидеров с целью склонить их к принятию ближневосточного мира, в версии «сделки века» президента США».   И потому делают все возможное, чтобы торпедировать любые упомянутые выше проекты по экономической и социальной реконструкции Сектора, которые намерены инициировать Вашингтон и столицы трех монархий Персидского залива, собрав на них по сведениям газеты «Гаарец»,  от половины до миллиарда долларов США. Тем более что участие Рамаллы в управлении этими проектами и распределении этих денег не предусматривается.

Впрочем, как мы уже отмечали, все это отнюдь не означает, что США, Израиль и прозападные суннитские лидеры в противовес Рамалле готовы сделать ставку на ХАМАС.  Исламистские организации Сектора смогут стать частью нового квази-государственного палестинского арабского проекта только с условием их разоружения, отказа от террора, и официального признания ими Израиля. Индикатором этого подхода стало озвученное Израилем, в качестве условия начала любых проектов по восстановлению сектор, требование  возвращения удерживаемых боевиками ХАМАСа тел двух израильских военнослужащих, погибших  в секторе в 2014 году, а также трех пропавших без вести в Секторе израильских граждан. В свою очередь, исламисты готовы действовать исключительно по сценарию прошлых лет, требуя в обмен на тела израильских военнослужащих освободить десятки своих живых террористов,  заключенных в тюрьмах Израиля.

Равным образом, ХАМАС отвергает и «поползновения на свой суверенитет» в контексте проектов реконструкции Газы, таких как предложение министра обороны Израиля Авигдора Либермана построить необходимый Сектору морской портовый терминал на Кипре, где будет осуществляться контроль над грузами, с целью не допустить контрабанду в Газу оружия для боевиков террористических группировок. То есть, правительство ХАМАСа считает отсутствие у жителей Сектора работы, необходимых товаров, электричества и питьевой воды приемлемой альтернативой передачи этих сфер под внешнее управление. За примером ходить не нужно: лишь в июне с. г. пограничный переход между Газой и Израилем «Керем Шалом» был трижды атакован подстрекаемой ХАМАСом толпой «протестующих», которые разграбили терминал и уничтожили трубы, по которым Израиль поставляет в Сектор энергоносители. Что, по мнению наблюдателей, является приемлемой формой наращивание давления на Израиль и международное сообщество.

Потому сценарий «нормализации», который полностью подрывает источники и смысл существования «движения исламского сопротивления», не выглядит сегодня особенно реальным. Скорее, наоборот: в свете вышеизложенных факторов, ХАМАС продолжит «играть на грани фола», с риском перейти всем известную и понятную «красную черту», что и сделает проведение ЦАХАЛом в Газе очередной антитеррористической операции более чем вероятным.

52.31MB | MySQL:103 | 0,564sec