О военной ситуации на юге Сирии

Боевики незаконных вооруженных формирований при бегстве из южных районов сирийской провинции Дераа бросили свою бронетехнику, оружие и тонны боеприпасов. Об этом сообщил журналистам генерал сирийской армии Изар Исмаил. «Террористы просто бежали и бросили его [оружие]. Здесь совсем рядом Иордания. Это не точно, но вполне возможно, что террористы переправляли оружие именно через эту границу», — сказал генерал. Он уточнил, что террористы покинули эту территорию несколько дней назад. Среди трофеев, которые сейчас собраны в городе Изра в 30 километрах от административного центра провинции, оказались три танка Т-62, несколько БМП, различная военная инженерная техника, а также две зенитные установки. Помимо этого, боевики оставили почти 40 единиц противотанковых управляемых ракет различных модификаций, автоматы и крупнокалиберные пулеметы, около 100 ручных противотанковых гранатометов, более тысячи минометных мин различных калибров, а также около 1,3 тысячи ящиков с патронами. Генерал обратил внимание, что среди обнаруженного вооружения есть образцы из Франции и Канады. Кроме того, террористы оставили большое количество продуктовых наборов и аптечек производства США, а также экипировку и миноискатели, в том числе из Австралии, Германии и Италии. За прошедшую неделю благодаря переговорам российского Центра по примирению враждующих сторон 27 населенных пунктов южной зоны деэскалации в провинциях Эль-Кунейтра, Эс-Сувейда и Дераа добровольно присоединились к режиму прекращения огня и перешли на сторону правительства Сирии. При этом отметим несколько моментов.

  1. Сирийские правительственные силы захватили в основном собственно бывшее оружие советского производства, которое было захвачено боевиками в самом начале конфликта. Миноискатели и экипировка из Канады и Франции в данном случае погоды не делают. Это так называемое «нелетальное оружие». В данном случае прозрачный намек сирийского генерала на иорданские каналы поставки оружия боевикам в принципе верен. Именно через иорданские каналы тыловой поддержки собственно и осуществлялась материально-техническая поддержка боевиков в Южной зоне деэскалации. Причем на саудовские деньги. И более того, в двух лагерях на иорданской территории собственно и готовились боевики для этой зоны. Отметим и еще один момент. Такие продажи оружия с американских арсеналов осуществлялись высшими руководителями (уже бывшими) Управления общей Разведки (УОР) Иордании через палестинскую агентуру в палестинских лагерях беженцев, которые дислоцируются рядом с сирийской границей. После того, как история с продажей оружия, благодаря американским источникам, стала достоянием гласности, иорданские силовики под предлогом войны с террористами ликвидировали практически всех палестинцев, которые ранее использовались в этих операциях. Правда, не без инцидента. Оставшиеся в живых и вовремя не ликвидированные палестинцы напали на опорный пункт УОР в одном из палестинских лагерей и убили двух офицеров. Впрочем, уже бывшим руководителям УОР это не помогло: их оправили в отставку и отдали под суд. Американцев более всего возмутил тот факт, что иорданцы продавали оружие и амуницию, которая должна была передаваться боевикам безвозмездно. При этом оружие зачастую продавалось и игиловцам, и нусровцам. Но дело не в этом. Дело в том, что такие операции уже под более строгим контролем продолжались и после этого.
  2. Отметим и тот факт, что боевики, которые бросили оружие, ушли на территорию Иордании, как-то несколько не вяжется с уверениями Аммана о закрытии всего периметра иордано-сирийской границы. В данном случае все просто: боевики ушли через систему подземных тоннелей, коих много и разнообразно было прорыто за все время гражданской войны по всей протяженности границы. Этот палестинский и ливанский опыт хорошо прижился на сирийской почве, и весь основной массив материально-технической поддержки боевикам, и весь объем разнообразной контрабанды всего того, что нужно для жизни, шел именно через этот инструмент тыловой поддержки. Если говорить еще проще, то Южная зона деэскалации собственно за счет этой тоннельной контрабанды и жила все это время. И то, что боевики ушли в Иорданию, бросив все свое тяжелое вооружение, говорит о том, что они ушли именно с помощью тоннелей, и что иорданцы поставили условие уходить на территорию королевства без тяжелого вооружения. Таким образом, речь идет уже о том, что проиорданские боевики начали массово покидать Южную зону деэскалации. Рискнем предположить, что сирийские военные просто дают им это делать согласно достигнутым договоренностям с иорданскими коллегами. Это собственно и есть основные контуры договоренности между Амманом, Москвой и Дамаском, которые формировались в течение двух последних месяцев, и, судя по по последнему по времени визиту иорданского министра иностранных дел в Москву, такие консультации продолжаются. Возвращаясь к общей ситуации в Южной зоне деэскалации на сегодня, отметим, что на сторону Дамаска пришли или ушли в Иорданию в основном представители умеренного крыла сопротивления. 3.Сторонники «Джебхат ан-Нусры и «Исламского государства» (обе организации запрещены в России) пока сохраняют способность к сопротивлению. Их около 5-6 тыс. боевиков, и они контролируют порядка сорока процентов зоны, что подразумевает начало масштабной военной операции правительственных сил в ближайшее время. Судя по всему, лимит локальных перемирий уже исчерпан, и все, кто хотел примириться, уже это в своей массе сделали.
52.2MB | MySQL:103 | 0,528sec