О перспективах развития экспорта в Турецкой Республике. Часть 4

Продолжаем рассуждать о перспективах развития экспорта Турецкой Республики уже в новый период правления президента Р.Т. Эрдогана и коалиции Партии справедливости и развития (ПСР) – Партии националистического движения (ПНД).

Напомним, что в предыдущей части материала мы начали разбирать выступления высших официальных лиц Турции, включая премьер-министра Б.Йылдырыма, на торжественной церемонии «передачи власти» после выборов, состоявшихся 30 июня с.г. в Меджлисе турецких экспортёров (TIM).

От констатации того факта, что сейчас Турция находится не в той точке, где она должна быть (с точки зрения объема экспорта – И.С.), Б.Йылдырым отметил стратегическое положение Турции и ту ответственность, которое оно на страну накладывает:

«Мы транзитная точка для энергии, транспорта, культуры. Для превращения этих стратегических особенностей в добавленную стоимость, нам нужна стабильность и безопасность. Гражданин дал стабильность и безопасность (проголосовав на выборах за ПСР – И.С.). После этого начинается наша и ваша миссия. Государство и частный сектор – это не что-то отдельное. Мы – единое целое, вместе мы – Турция. Мы инвестируем 1 единицу, вы инвестируете – 9 единиц. Инвестиции частного сектора в девять раз превысили инвестиции государства. В 2003 году этот показатель был 4. Сегодня драйвером развития является частный сектор. Мы отдаем себе в этом отчет. Наша (как государства – И.С.) задача – убрать препятствия на вашем пути, расчистить вам дорогу. После этого то, на чем мы сфокусируемся – это безопасность труда и справедливость. За исключением этого, у Турции есть потенциал, структура, возможности для реализации любой задачи. (Ещё наша задача – И.С.) осуществлять регулирование и обеспечивать справедливое распределение благосостояния».

Уходящий премьер-министр (которому многие прочат сегодня, 10 июля, пост спикера Великого национального собрания (Меджлиса) Турции – И.С.) похвалил выборы на пост главы TIM за их демократичность и конкурентность: «На прошлой неделе мы пережили энтузиазм. Мы успокоились, завтра и вы успокоитесь. Если вы выигрываете, радость от этого длится 3 часа, если проигрываете, огорчение длится 1 день. Поэтому стресс выигравших – больше».

Будучи на протяжении ряда лет министром транспорта, не мог Б.Йылдырым не отметить ситуацию в стране с инфраструктурой, которую, по его словам, Европейский инфраструктурный и инвестиционный банк взял в качестве примера в своем недавнем отчете:

«В отчете, инвестиции, которые сделала Турция в инфраструктуру за последние 15 лет, показываются в качестве примера…. Что обеспечили эти инвестиции? Проложенные разделенные автодороги сократили расстояние между илами (провинциями – И.С.) в среднем на полтора часа. Во-вторых, уменьшилась миграция (населения – И.С.). В-третьих, выросла торговля между илами на 40%. Общий вклад этой инфраструктуры в рост экспорта – 1%. Вклад в снижение безработицы – 1%. Невзирая на рост автотранспорта, снизилось количество аварий и количество аварий со смертельным исходом на 62%. Снижение выбросов в окружающую среду – карбон диоксида составило 3,5 млн тонн. Инвестиции в разделенные автодороги обеспечили экономию времени и топлива на 22 млрд лир. На разделенные автотрассы мы потратили 110 млрд лир. Вы делаете дорогу и она окупается менее, чем за 5 лет. Есть ли ещё подобные инвестиции? Вы – из торгового сектора. Почему так? – Это показывает следующее. Эта работа запоздала. Мы закрыли нехватку развития инфраструктуры. Если бы этого не случилось, невозможно было бы и говорить о росте экспорта».

Вообще, опыт быстрого наращивания инфраструктуры в Турции мог бы использоваться Россией. Особенно, с учётом разницы в масштабах и разных географических особенностей (север-юг), не опыт автодорожного строительства, а опыт строительства и эксплуатации аэропортов с использованием моделей государственно-частного партнёрства.

И о макропоказателях: «В период ПСР средний рост (ВВП – И.С.) Турции составлял 5,7%. Если бы до 2003 года Турция росла темпами 5,7%, то сегодня мы были бы на 7-м месте среди мировых экономик. Мы были бы на 7-м месте после Франции. Почему (этого не произошло)? – Перевороты, борьба, проблемы с демократией привели к тому, что наша страна росла темпами, меньшими (возможных – И.С.) в 2,6 раза. Принимая во внимание, мы произвели эти изменения».

Но это выступления политика. Что о турецком экспорте говорят обозреватели? В этом смысле, довольно любопытная публикация была сделана во влиятельном турецком издании Haber Türk авторства Джунейта Башарана под заголовком «Касательно экспортных показателей и TIM». Вот на что он обращает внимание.

Суммарный экспорт в 2008 году составил 132 млрд долл. 10 лет спустя, в конце 2017 года, — 157 млрд долл. Однако, этой же цифры уже удавалось достичь – в 2014 году. Так что, два года на рынке наблюдался спад и сейчас то, что мы видим – возврат в точку 2014 года. И если сравнить рост турецкой экономики с ростом экспорта страны, то получится непропорциональная картина: экономика растет в среднем на 5,4% (согласно Б. Йылдырыму – на 5,7% — И.С.), а экспорт – лишь на 2%.

62.82MB | MySQL:102 | 0,503sec