Оценки китайских специалистов выхода США из СВПД. Часть 1

Как известно, переговорный процесс по иранской ядерной программе в 2014 и 2015 гг. с участием США, РФ, КНР, Великобритании, Франции и Германии завершился подписанием Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), согласно которого в июне 2015 г. Иран официально прекратил исследования по обогащению урана, а США и ЕС частично отменили экономические санкции.

Китайские специалисты отмечают, что подписание данного документа стало возможным благодаря миротворческой позиции 44-го президента США Барака Обамы, который в рамках своего второго срока стремился  минимизировать конфликтный потенциал региона.  За время действия СВПД один из иранских банков получил особое разрешение на проведение расчетов в долларах США и, по данным китайских источников, осуществил переводов денежных средств на сумму около 540 млн долл. США.

Как отмечают китайские наблюдатели, основная цель СВПД – сделать из Ирана ближневосточную Японию – государство, в котором ядерная энергия используется только для мирных целей, однако благодаря «усилиям» военно-политического руководства США, Израиля и КСА реализация данного документа находится под серьезным вопросом. Иран выполняет СВПД: проведение проверок на ядерных объектах возможно, но только в оговоренные сроки, в дневное время и с разрешения правительства.

С приходом Дональда Трампа на высшую государственную должность в  США напряженность вокруг Ирана снова растет и вполне очевидно, что основная цель действующего руководителя Белого Дома – поддерживать нестабильность в регионе.

Как известно, Дональд Трамп после вступления в должность дважды соглашался с тем, что Иран следует букве договоренности, однако уже в начале 2018 г. Президент США резко изменил свое мнение об этом документе и старается оказывать давление на европейских партнеров. Д.Трамп считает, что наложенных санкций недостаточно и необходимо усилить экономическое давление на Корпус стражей исламской революции (КСИР) и внести его в список экстремистских организаций.

Поводами к усилению враждебной риторики стали следующие события.

Во-первых, после того как иракские правительственные силы при поддержке со стороны Тегерана вернули под свой контроль г.Киркук и близлежащие месторождения, часть доходов от реализации нефти начала поступать в Иран. Вполне вероятно, что объем отчислений позволяет иранским военным вести переговоры с официальной Москвой о приобретении партии основных боевых танков Т-90С, которые доказали свою эффективность в Сирии в умелых руках российских военнослужащих в ходе операций по освобождению нескольких крупных городов и наиболее важных районов страны.

Во-вторых, в феврале дружественные официальному Тегерану подразделения шиитской милиции Ирака передали девять основных боевых танков М1А1М, о чем американские спецслужбы заблаговременно предупреждали высшее руководство США, однако никаких практических шагов для блокирования этого мероприятия администрация Белого Дома не предприняла.

В-третьих, иранские военные наращивают свое присутствие в Сирийской Арабской Республики и за время сирийской кампании даже провели испытания как баллистических ракет малой дальности, так и новейших легких разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов Mohajer-6 (первая партия была передана КСИР). Данные  БПЛА внешне похожи на американо-израильскую разработку RQ-2A Pioneer.

Китайские специалисты выделяют несколько целей, которые преследуют «санкции второго уровня», спроектированные советниками руководителя Белого Дома:

– расшатать социально-экономическую ситуацию внутри Ирана и через это склонить религиозно-политическое руководство к переговорам на своих условиях;

– спровоцировать антиправительственные беспорядки и столкновения гражданских лиц с полицией и военными и под этим предлогом совершить акт вооруженной агрессии в отношении Ирана;

– осложнить военно-политическую обстановку на Ближнем Востоке с целью получения новых оружейных контрактов и списания национального долга через повышение военных расходов;

– осложнить экономическую ситуацию в странах ЕС, Азии с целью восстановления конкурентоспособности американской промышленности;

– восстановить позиции американской национальной валюты в нефтедобывающих странах как основного средства обмена в формате «деньги – товар» и основного элемента золотовалютного резерва (государства – экспортеры нефти фактически будут поставлять свою продукцию по тем ценам, которые интересны американским предпринимателям);

– повысить зависимость стран – экспортеров нефти от американской национальной валюты;

– провести повторную индустриализацию США;

– привлечь инвестиции в энергетический сектор США;

– восстановить контроль над торговыми и финансовыми потоками.

В связи с указанными целями представляется возможным выделить следующие аспекты выхода США из СВПД.

Внутриполитический  аспект

Как отмечают обозреватели китайских специализированных изданий, Иран – это жертва внутренней политической войны в США, поскольку Президент США Дональд Трамп намерен избавиться от всего политического наследия Б.Обамы, которого считает мягкотелым и слишком добрым к «врагам Америки». Китайские специалисты указывают, что в настоящее время США практически не в состоянии контролировать обстановку на БВ, поскольку Б.Обама преднамеренно устранился из этого региона по договоренности с Эр-Риядом.

Внешнеполитический аспект

Китайские аналитики и наблюдатели отмечают, что выход США из СВПД свидетельствует о том, что Дональд Трамп принял определенные обязательства перед официальным Эр-Риядом в обмен на самый весомый оружейный контракт в истории американо-саудовского военно-технического сотрудничества.

По данным китайских источников, в ходе визита Премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху до сведения президента США был доведен секретный доклад о состоянии иранской ядерной программы – продолжающемся процессе разработки компактного ядерного боеприпаса (для размещения БРСД) и обогащении урана до оружейного уровня. Китайские специалисты указывают, что за прошедшие пять лет (в период с 2012 по 2017 гг.) израильские специальные службы обработали около 500 кг бумажных документов, полученных от информаторов в Иране.

По оценкам некоторых китайских специалистов, выход США из СВПД – это самый рискованный вариант возврата контроля над БВ.

Однако разрыв договоренностей позволит руководителю Белого дома серьезно осложнить жизнь Европейскому союзу, поскольку между государствами этого блока нет единства в политическом и экономическом аспекте нарушения действия СВПД. Следует отметить, что Б.Нетаньяху был против СВПД, однако не пошел наперекор Б.Обаме, но после прихода к власти Д.Трампа и согласования позиций нанес визиты во Францию, Германию и Великобританию, где провел соответствующие переговоры о выходе ключевых стран ЕС из СВПД.

Б.Нетаньяху пытался переубедить канцлера ФРГ А.Меркель, однако получил отказ. Президент Франции Э.Макрон также ответил отказом пересмотра СВПД.  Премьер-министр Великобритании Т.Мэй отметила, что будет и в дальнейшем придерживаться буквы СВПД – т.к. это лучший способ сдерживания ядерной программы Ирана. Китайские специалисты полагают, что неудачный европейский вояж Б.Нетаньяху может отдалить Израиль от Берлина, Парижа и Лондона. Следует отметить, что агрессивные действия США и дипломатические попытки Израиля «развалить» СВПД напрямую влияют на экономический аспект отношений Франции, Германии и Великобритании с Исламской Республикой Иран.

Экономический аспект

Как отметил госсекретарь США М.Помпео, «если вы контролируете поставки нефти, то вы контролируете экономику, если вы контролирует валютные резервы и потоки, то вы контролируете весь мир». В этой связи китайские специалисты внимательно анализируют экономические санкции «второго уровня», которые Д.Трамп готов ввести в действие после 8 августа 2018 г.

По оценкам китайских специалистов, в 2017 г. ВВП Ирана 427, 666 млрд долл. США (27 место в мире) и при этом только за последний период санкций снизился на 20%. Минимальная оценка уровня безработицы – 10,3% (по другим данным около 25% молодежи не имеет возможности трудоустройства). По подсчетам китайских экономических обозревателей, экспорт несырьевого характера приносит в бюджет ИРИ только 47 млрд долл. США, тогда как 50% от общего объема государственного бюджета формируется за счет продажи нефти и природного газа.

Иран в день поставляет 2,5 млн баррелей нефти, из которых 660 000 баррелей приобретает КНР, т.е. 25%. Остальные объемы приобретают Индия (560 000 баррелей), Республика Корея (252 000 баррелей) Япония (206 000 баррелей), Франция, Германия. Иранская нефть составляет 85% от японского импорта этого вида сырья. По оценкам китайских специалистов, Иран располагает 11% запасов нефти (1,5458 трлн. баррелей) и 17% запаса природного газа (33,7 трлн куб. м) в мире.

По данным китайских источников, основной ущерб от действующих и перспективных американских санкций терпит малый и средний бизнес Ирана, тогда как торговля энергоресурсами находится в руках государственных корпораций и деньги от продажи нефти идут на финансирование боевых действий в Сирии, Йемене и Палестине (ХАМАС) и поддержку ливанской  «Хизбаллы». По оценкам китайских специалистов, на эти вооруженные конфликты Тегеран выделяет до 6 млрд долл. США ежегодно, при этом около 30% от указанной суммы идет на поддержание функционирования воинского контингента ИРИ в Сирии и поставки вооружения для ХАМАСа и «Хизбаллы».

Китайские специалисты отмечают, что экономика Ирана находится в сильнейшей зависимости от экспорта углеводородных ресурсов, разработки новых месторождений и появления новых технологий переработки сырья. В связи с действующими санкциями иранские компании практически не обладают возможностями по переводу денежных средств через западные кредитно-банковские организации. Кроме того, американские транснациональные нефтедобывающие корпорации, обладающие новейшими разработками в области добычи и переработки нефти, не имеют возможности продать оборудование, в котором Иран испытывает необходимость.

Вывод

По оценкам китайских специалистов, президент США – это «лавочник средней руки», который обладает «экономической злостью» и желает установления одностороннего экономического порядка. Очевидно, что Д.Трамп стремится к поддержанию статуса США как «сверхдержавы, мирового экономического гегемона и мирового полицейского». Отсутствие понимания данного устремления опасно для руководителя любого государства.

В то же время китайские специалисты отмечают высокий уровень недовольства в Иране, отсутствие единства в обществе,  не соответствующие реальности заявления государственного руководства. Китайские аналитики сомневаются, что Тегеран будет и дальше придерживаться буквы СВПД, однако при полном выходе европейских компаний из иранской экономики он вполне может пойти на уступки.

52.23MB | MySQL:103 | 0,543sec