О ситуации вокруг cектора Газа

События последних недель все более усиливают ощущение того, что Израиль готовится к большой войне на два фронта (если считать границы еврейского государства с Сирией и Ливаном за один фронт) – на севере и на юге. Одним из факторов, заставляющих так думать, является странное на первый взгляд поведение военно-политического руководства Израиля по отношению к сектору Газа.

Газа, представляющее собой фактически самостоятельное государственное образование, управляемое ХАМАСом, уже много лет является источником непрекращающихся агрессивных акций в отношении суверенной территории Государства Израиль. Ракетные и минометные обстрелы, строительство тоннелей, проникающих на израильскую территорию, попытки прорыва пограничного забора и т.д. и т.п. В последние месяцы ХАМАС активно использует зажигательные устройства, прикрепленные к воздушным змеям и шарам. Только что появилось сообщение о первом случае использования в качестве переносчиков таких устройств птиц. В результате уже выгорели многие тысячи дунамов (мера площади, используемая в Израиле и в сопредельных государствах. Дунам равняется 10 соткам) полей, лесонасаждений и естественного кустарника. Поджоги продолжаются изо дня в день. Материальный ущерб от них колоссален. Причем этот ущерб отчасти долгосрочен. На восстановление сожженных лесопосадок потребуется не один год.

Несмотря на это, военно-политическое руководство Израиля упорно воздерживается от радикальных мер, способных положить конец нынешней ситуации. Оно ограничивается исключительно ответными ударами по сектору Газа. Причем ударами, весьма скромного масштаба, как правило, не приводящими к сколько-нибудь значительным жертвам. Да, из-за международного давления израильтяне в своем противостоянии с сектором Газа всегда стараются свести к минимуму число жертв на стороне противника. Однако, когда военно-политическое руководство страны считает это необходимым, ЦАХАЛ наносит весьма и весьма тяжелые удары, не считаясь с критикой из-за рубежа. Сейчас этого не происходит, несмотря на то, что ситуация становится буквально невыносимой.

Террористы ХАМАСа и «Исламского джихада» прекрасно осознают, что по тем или иным причинам Израиль, по сути, не отвечает на террор поджогов. В конце минувшей недели контролирующие сектор Газа исламисты и Израиль обменялись серией ракетных ударов, после которых при посредстве египетской разведки было достигнуто некое соглашение о прекращении огня. Однако это соглашение было тут же нарушено. Как было сообщено в израильских СМИ, в районе Тель-Авива были развернуты дополнительные батареи противоракетной системы «Железный купол». То есть ожидается увеличения радиуса ракетных обстрелов израильской территории из сектора Газа. Конца этой войне на истощение не видно.

В израильских социальных сетях открыто обвиняют в создавшейся ситуации начальника Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковника Гади Айзенкота, которому приписывают – возможно, не без оснований – левые (а скорее «левоватые») политические взгляды. Однако следует помнить о том, что армейское командование находится в Израиле в полном подчинении у политического руководства страны, которое упрекнуть в «левизне» никак нельзя. Поэтому более убедительными выглядят утверждения некоторых израильских журналистов (причем журналистов, придерживающихся правых политических взглядов), что чрезмерная сдержанность ЦАХАЛа в отношении сектора Газа диктуется именно политическим руководством страны. Нельзя не согласиться с утверждениями, согласно которым, если бы сейчас у власти находились не Биньямин Нетаньяху (лидер Ликуда), Авигдор Либерман (лидер партии «Наш дом – Израиль») и Нафтали Беннет (лидер партии «Еврейский дом»), а лидер какой-нибудь левой партии, ситуация выглядела бы в корне иначе. Левый политик подвергся бы в подобном случае таким нападкам, что ему неизбежно пришлось бы дать ЦАХАЛу приказ отреагировать на агрессию из сектора Газа самым жестким образом. Правые же политики позволяют себе тянуть время.

Вопрос состоит в том, почему они это делают. Наиболее логичным представляется предположение, согласно которому военно-политическое руководство Израиля оттягивает начало широкомасштабной военной операции против контролирующих сектора Газа исламских террористов – в том, что при желании ЦАХАЛ полностью разгромит боевиков ХАМАСа и «Исламского джихада» и восстановит израильский контроль над сектором Газа, ни у кого нет сомнений — увязывая подобную операцию с возможной войной на севере. Удары, нанесенные, согласно зарубежным источникам, ЦАХАЛом по иранским военным объектам в Сирии буквально накануне встречи в верхах президентов США и России в Хельсинки, наглядно продемонстрировали, что еврейское государство намерено с согласия великих держав или без их согласия в одиночку бороться против иранского военного присутствия в Сирии, которое рассматривается израильтянами в качестве серьезнейшей угрозы своей безопасности.

Иранцы ясно дали понять, что они не намерены уходить из Сирии. Россия устами своего президента не менее ясно дала понять израильскому руководству, что она не поддерживает требования еврейского государства об удалении иранских войск и проиранских шиитских милиций из Сирии. Чем вызвана такая позиция России – нежеланием реально считаться с интересами безопасности Израиля или неспособностью заставить иранцев уйти из Сирии – не суть важно.

Последовавшие после встречи в Хельсинки заявления президента США  Дональда Трампа и президента РФ Владимира Путина о том, что они намерены сотрудничать между собой для обеспечения безопасности Израиля, были незамедлительно воспроизведены израильскими СМИ. Однако ни израильские политические комментаторы, ни рядовые израильтяне этим заявлениям не верят. Точнее не верят в то, что за этими заявлениями есть что-то, кроме слов.

В таких условиях возможность начала широкомасштабной войны против Ирана и его союзников представляется в Израиле все более реальной. Ни для кого не секрет, что, несмотря на то, что ХАМАС – суннитская организация, она теснейшим образом связана с Ираном и с ливанской шиитской «Хизбаллой». Соответственно, контролируемый ХАМАСом сектор Газа является передовым форпостом Ирана, угрожающим югу Израиля. И все более усиливается ощущение, что очередь Газы настанет тогда, когда начнется война на севере.

52.23MB | MySQL:103 | 0,509sec