О структурных и кадровых изменениях в государственных органах Турции

Президент Турции Р.Т.Эрдоган после перехода страны на президентскую форму правления подписал в воскресенье седьмой указ, направленный на структурные преобразования в государственных органах. Об этом сообщает Анатолийское агентство. Согласно указу, Генштаб ВС Турции передан в подчинение Министерства национальной обороны. В эпоху парламентской республики глава Генштаба подчинялся премьер-министру. Форма правления в Турции официально сменилась на президентскую после инаугурации Эрдогана 9 июля. Кроме того, вице-президенты, министр национального образования и министр финансов и казначейства вошли в состав Высшего военного совета Турции. Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA) и Управление по делам диаспоры и соотечественников перешли в ведение министерства культуры и туризма. При министерстве внутренних дел создано Управление по координации шагов по устранению последствий бедствий и чрезвычайных ситуаций. Теперь заседания Совета национальной безопасности (СНБ) будут проводиться раз в два месяца по инициативе президента. В случае отсутствия на них главы государства председательствовать на заседании СНБ будет вице-президент.  С момента инаугурации, которая состоялась 9 июля, страна перешла от парламентской системы правления к президентской. Глава республики теперь будет самостоятельно назначать кабинет министров и вице-президентов. За парламентом сохранятся исключительно законотворческие полномочия и право ограниченного контроля за деятельностью правительства и президента. В этой связи американские эксперты отмечают, что своими указами президент Турции Р.Т.Эрдоган  помимо чисто исполнительной власти практически полностью замкнул на себя и командование вооруженные силами. При этом ряд его назначений в рамках иерархии силовых ведомств было неожиданными. Впервые в истории Турции он назначил новым министром обороны Турции бывшего начальника Генерального штаба, генерала Хулуси Акара, который заменил  Нуреттина Джаникли. Акар, который продемонстрировал свою личную лояльность Р.Т.Эрдогану во время неудавшегося переворота  в июле 2016 г. и последовавших за ним чисток в армии, как утверждают осведомленные источники, хотел остаться в своей прежней должности еще на один год, но президент настоял на его немедленной инкорпорации в гражданский сегмент исполнительной власти страны. При этом сам Р.Т.Эрдоган долгое время колебался в отношении это назначения между кандидатурами Акара  и одного из руководителей министерства обороны Турции Исмаила Демира, который отвечает за оборонные закупки. Акар был заменен на должности начальника Генерального штаба на Яшара Гюлера.

Яшар Гюлер 1954 года рождения служил в армейских структурах в Турции и за рубежом, в частности при региональном командовании НАТО в Италии. Занимал высокие посты в Генштабе ВС Турции, в 2016 году был назначен командующим жандармерией, а в 2017 — Сухопутными войсками. В ходе попытки переворота в июле 2016 года генерал был захвачен путчистами на базе ВВС Акынджи близ Анкары.

Министр внутренних дел Сулейман Сойлу сохранил свой пост, но в качестве «политического комиссара» и «смотрящего» за ним теперь в состав МВД введен Мехмет Агар. Он считается доверенным человеком президента и к тому же имеет репутацию одного из самых компетентных профессионалов: в свое время был главой полиции и министром внутренних дел. Сын Агара Толга  на последних по времени  выборах  был избран депутатом парламента от правящей партии ПСР, как и бывший начальник полиции Селами Альтинок.

Хакан Фидан остается на посту главы турецкой Национальной разведывательной организации (MIT, Milli Istihbarat Teskilati), несмотря на его неоднократные и настойчивые просьбы назначить его министром иностранных дел. В общем-то эта ситуация пока говорит о том, что возможно опала Х.Фидана и в принципе завершилась, но «осадочек» у президента остался. Напомним, что после переворота позиции Х.Фидана сильно качнулись из-за его невнятной позиции во время этих событий. Тогда он не смог «дозвонится» до президента и некоторых командующих родами войск. После переворота MIT была подвергнута кардинальной чистке: по некоторым данным, было уволено до трети личного состава. Особенно пострадали технические отделы, которые якобы способствовали использованию путчистами системы шифрованной переписки одного из мессенджеров. При этом Фидан после путча несколько раз просил президента о своем назначении послом в США, в чем ему было отказано. И в данном шаге Р.Т.Эрдогана ряд экспертов увидели высокую степень недоверия, поскольку президент явно опасался того. Что Х.Фидан может попросить в США политического убежища. И тогда стали бы известны очень многие деликатные моменты  деятельности MIT, включая использования своей агентуры в «Исламском государстве» (ИГ, запрещено в России) для подрыва митингов своих оппонентов и все аспекты снабжения оружием тех же исламистов в Сирии. От ареста и опалы Фидана в данном случае спасла его незаменимость. Ровно по той причине, что началась операция «Щит Ефрата» на севере Сирии, которая  требовала коммуникации с теми же сторонниками ИГ, и был запущен формат переговоров в Астане. А именно Фидан обеспечивал присутствие на них представителей различных сирийских групп сопротивления. Он же отвечал за вывод сирийской оппозиции из Восточного Алеппо и Восточной Гуты в рамках соблюдения договоренностей с Москвой. И эта деятельность возможно и позволила ему остаться на должности руководителя MIT, но пока не дает ему необходимой свободы маневра в рамках выдвижения на высшие государственные посты.

62.81MB | MySQL:102 | 0,653sec