О перспективах политического процесса в Турции. Часть 17

Сегодня на базе обсуждения в предыдущих статьях, мы завершаем обсуждение перспектив политического процесса в Турции после досрочных президентских и парламентских выборов 24 июня с.г., на которых Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) стали победителями, показав, невзирая на трудности в экономике, привычный для себя результат.

Прежде всего, отметим главное. Продемонстрированный результат власть явно удовлетворил. 52,59% голосов Р.Т.Эрдогана – оптимальный для него результат. Тем более, ни на что не влияющий. Проценты завтра забудутся, а президентом «большинства» (правда, простого, а не квалифицированного – В.К.) Р.Т.Эрдоган останется.

Ещё в июне 2015 года отсутствие простого большинства в Меджлисе для Партии справедливости и развития являлось проблемой и руководство страны, дежурно продемонстрировав коалиционные переговоры, привело Турцию к перевыборам. Как мы видим, ситуация кардинальным образом изменилась к лету 2018 года. 295 мест из 600 ПСР в ВНСТ не вызвали у нее ровно никакого беспокойства.

И это нельзя объяснить лишь тем, что страна перешла к президентской форме правления, в которой, в частности, кабинет министров формируется президентом страны и, таким образом, при любом раскладе является «однопартийным» (ставим условные кавычки, поскольку президент Эрдоган ввел в кабинет немало новых и беспартийных лиц – В.К.).

На первом же голосовании в Меджлисе кандидат от ПСР на пост спикера, бывший премьер-министр страны Б.Йылдырым, был безусловно поддержан турецкими националистами – Партией националистического движения. В результате трех туров голосования выходец из ПСР занял одну из важнейших должностей в стране, став если не главой, то регулировщиком законодательной ветви власти. При этом националисты и их лидер Д.Бахчели: а) стали весьма медийными, выражая полную поддержку действующей власти по переходу к президентской форме правления, б) на публике демонстрируют полное отсутствие собственных политических амбиций, группируясь с ПСР. Такая ситуация, будучи под контролем со стороны ПСР, обеспокоенности вызывать не должна. Однако, подумать над трансфером в свои ряды шести депутатов, недостающих до большинства, вполне можно.

При этом президент страны Р.Т. Эрдоган, во-первых, после своей инаугурации обнародовал во многом неожиданный состав Кабинета министров, где заметные посты получили не кадровые бюрократы, а представители частного сектора (с этим мы разбираемся в отдельной серии публикаций на сайте ИБВ – В.К.). А, во-вторых, подтверждая своё реноме «потеющего» (то есть, усердно работающего – В.К.) президента страны активно публикует указы, фиксирующие переход страны к новой системе власти.

Иными словами, можно сказать, что дело на этом этапе для Р.Т.Эрдогана и ПСР сделано и система, как и было задумано, переходит на новые рельсы.

Каковы же угрозы и вызовы для власти просматриваются в ближайшей перспективе на внутриполитической площадке?

Разумеется, в ноябре месяце состоятся выборы в местные органы власти. Однако, у ПСР – хорошие шансы повторить свой результат, где они не взяли лишь западную «прибрежную полосу» (осталась за кемалистской Народно-республиканской партией) и восток и юго-восток страны (за прокурдской Партией демократии народов). Приведя к руководству муниципалитетами своих членов.

На этом лежащие в краткосрочной перспективы риски и угрозы заканчиваются и дальнейший счет должен вестись уже на среднесрочную перспективу.

Главными угрозами для доминирования Р.Т.Эрдогана и его ПСР здесь можно считать появление трех оппозиционных кандидатов на пост президента, чей суммарный рейтинг вплотную приближается к 50%. А также трех оппозиционных парламентских движений, также подбирающихся к 50%. Лишь прочный альянс (насколько – подлежит проверкой времени – В.К.) с националистами спас ПСР от потери большинства в Меджлисе.

Фиксируем: появление в ближайшем будущем ещё одного оппозиционного кандидата с рейтингом около 10%, ситуацию способно кардинально изменить. Равно как и ещё одного политического движения, которое в перспективе блокировалось с одним из парламентских движений, преодолевающих 10%-й барьер. Опыт Хорошей партии – наглядно продемонстрировал реальность подобного сценария и М.Индже об этом стоило бы задуматься.

С другой стороны, президенту Р.Т.Эрдогану и ПСР придется в 2018-2023 годах бороться не только с оппонентами, но и с самими собой. Усталость избирателей от одного движения неизбежно накапливается и здесь для них критично показать, как можно быстрее, успехи новой президентской системы власти. Которую они продемонстрировали избирателям в качестве залога будущих успехов страны. Понятно, что в 2023 году спрос точно наступит. Тем более, что тогда будет отмечаться 100-летний юбилей Турецкой Республики, к которому, как было обещано ещё на выборах 2011-го года, страна должна подойти в десятке мировых экономик по объему ВВП и с целым рядом исполненных твердых, количественных обещаний, данных избирателям.

Подводим черту: сейчас для турецкой власти – переходный период, который она пытается завершить в кратчайший промежуток времени с демонстрацией первых успехов избирателям. И ей надо быть весьма убедительной в этом вопросе, чтобы на практике показать эффективность новой системы и не быть уличенными в «узурпации власти». Хотя, впрочем, недоброжелатели только об «узурпации власти» и говорят.

52.28MB | MySQL:103 | 0,513sec