Политический кризис в Кувейте

21 мая 2006 г. эмир Кувейта шейх Сабах Аль Ахмед Ас-Сабах издал указ о роспуске Национального собрания Кувейта (парламента) и о назначении новых выборов, которые должны состояться 29 июня 2006 г. Иными словами, будущие выборы в кувейтский парламент состоятся ранее предполагаемого срока, так как согласно закону они должны были пройти только в 2007 г. Причиной роспуска парламента стало то, что он выступил против решения правительства об изменении закона о выборах и о создании десяти избирательных участков вместо существовавших ранее двадцати пяти.

Решение о роспуске парламента было принято после того, как парламент потребовал от премьер-министра страны отчитаться в своих действиях перед парламентом, и была назначена дата – 29 мая, когда премьер-министр должен был выступить перед депутатами Национального собрания. Хотя подобная процедура и предусмотрена конституцией, но в политической практике Кувейта она еще не применялась.

Эмир Кувейта выступил с обращением к кувейтскому народу, которое передавалось всеми телеканалами страны. Он заявил о том, что решение о роспуске парламента было очень трудным для него, однако, оно было вызвано кризисом в отношениях между исполнительной и законодательной ветвями власти в стране. В своей речи он подчеркнул необходимость для всех представителей власти быть ответственными перед кувейтским народом, перед его будущим, заботиться о безопасности и стабильности государства, о благополучии его граждан. Завершая свою речь, он сказал, что «решение о роспуске Национального собрания является конституционным решением, которое даст возможность всем нам успокоиться, а нашим сердцам проникнуться надеждой, нашим умам подумать о том, в чем заключаются наши общие интересы и благо нашей родины в настоящем и будущем». Эмир также выразил надежду на то, что между представителями исполнительной и законодательной власти состоится конструктивный диалог, направленный на укрепление конституционных и законодательных принципов, в рамках тех основ, которые выработаны обществом для укрепления его безопасности и стабильности.

Новые выборы в Национальное собрание должны пройти в соответствии с законом № 99 от 1980 г. и внесенными в этот закон в 1996 г. изменениями, которые касались числа избирательных участков. Согласно закону № 99, территория страны была разделена на десять избирательных округов, от каждого из которых избиралось по пять депутатов. В 1996 г. число избирательных участков было увеличено до 25. Таким образом, число избирательных участков остается неизменным, т.е. 25 участков, и новый проект закона, предложенный правительством на рассмотрение парламента, который предполагал уменьшить количество участков до 10, не будет принят во внимание.

Парламентская же оппозиция настаивала на уменьшении числа избирательных участков до пяти. Она представлена 29 депутатами, создавшими блок «За изменения» во главе с бывшим спикером парламента Ахмедом Ас-Саадуном. Лидер оппозиции сразу же после объявления эмиром о роспуске парламента заявил, что оппозиция продолжит борьбу за изменение закона о выборах. Как считают представители оппозиции, большее количество избирательных участков позволяет легче осуществлять подкуп голосов и проводить в парламент консервативно настроенных депутатов, которых поддерживают представители так называемых «бедуинов», то есть тех, кто выступает за сохранение традиций, против изменений в общественной жизни и проведения реформ. Во многих округах компактно проживают представители тех или иных племен, кланов или религиозных групп (суннитских или шиитских), которые поддерживают своих кандидатов. Укрупнение избирательных участков, по-видимому, позволит снизить влияние традиционных связей на ход избирательной кампании.

Главное требование оппозиции – борьба с коррупцией. Как заявил Ахмед Ас-Саадун: «Мы являемся свидетелями реального противостояния между силами коррупции и большинством народа, которое настроено на реформы и борьбу с коррупционерами. И мы не остановимся, пока не победим их». Он также подчеркнул, что граждане страны, в том числе и молодежь, в последние недели вышли на улицы, чтобы поддержать изменение закона о выборах. Правительство, по его мнению, проиграло, потому что депутаты, которые выступили за продолжение реформ путем внесения изменений в избирательный закон, были поддержаны народом. Парламентская оппозиция выступила с заявлением, в котором обвинила кабинет министров в том, что он не свободен от коррупционеров.

Блок «За изменения» получил поддержку со стороны другой фракции парламента, которая представлена членами движения «Братья-мусульмане». Депутат от этой фракции доктор Насир Ас-Саниа призвал создать патриотический фронт для успешного проведения будущей избирательной кампании и поддержки кандидатов-реформаторов. Депутат от другой исламистской группы, представленной в кувейтском парламенте, салафитов, также высказался за необходимость борьбы с коррупцией в интересах кувейтского общества и «общенационального блага».

Роспуск парламента, осуществленный на основе издания соответствующего декрета эмира, был впервые применен в 1976 г., когда декретом эмира Национальное собрание было распущено и также отменено действие ряда статей конституции, в том числе той, которая устанавливала двухмесячный срок для избрания нового парламента. Эмир заявил тогда о невозможности сотрудничать с парламентом, который, якобы, был далек от принятия конструктивных решений, способствующих поступательному развитию страны. В составе Национального собрания, начавшего свою работу в феврале 1981 г., большинство депутатов было представителями консервативных кругов, поддерживавших курс правительства. Парламент, избранный в 1985 г., содействовал реализации усилий правительства, направленных на стабилизацию внутриполитической обстановки. Тем не менее, спустя год после начала работы этого парламента, в 1986 г. власти, воспользовавшись обострением внутриполитической ситуации, пошли на то, чтобы вновь приостановить парламентскую деятельность.

В 1992 г. кувейтский парламент был восстановлен. Он активно включился в процесс реформирования экономики и оздоровления внутриполитической ситуации. В этот период своей деятельности парламент также уделял большое внимание проблемам финансовых злоупотреблений и коррупции, ответственность за которые несло правительство.

Национальное собрание (Маджлис аль-умма), было создано в соответствии с принятой в 1962 г. конституцией. Кувейт стал первой страной среди монархий Персидского залива, где был образован полномочный парламент, первая сессия которого открылась 29 января 1963 г. Парламент дает возможность участвовать в принятии важнейших политических решений представителям широких слоев кувейтского общества. Национальное собрание, в состав которого входят 50 депутатов, в соответствии с конституцией, совместно с эмиром осуществляет законодательную власть. 79 статья конституции гласит, что «ни один закон не может быть издан без его утверждения Национальным собранием и одобрения эмиром». Эмир может отправить на повторное рассмотрение законопроект, одобренный Национальным собранием и отправленный ему для ратификации. В то же время законопроект автоматически приобретает силу закона, если он получает одобрение двух третей состава Национального собрания на его следующей сессии или же одобрение простого большинства на последующей сессии. Кувейтский парламент избирается на четыре года путем прямого, тайного и всеобщего голосования кувейтских граждан, достигших 21 года. В 2005 г. женщины получили возможность избирать и быть избранными в парламент

В кувейтской прессе появились сообщения о том, что 9 женщин приняли решение о выдвижении своих кандидатур на предстоящих выборах в Национальное собрание Кувейта. Число избирателей в Кувейте составляет 490 тысяч человек, больше половины из них представлено женщинами. Женские организации, созданные стразу же после обретения страной политической независимости в 1961 г., всегда играли важную роль в общественно-политической жизни Кувейта. Они выдвигали требования полного равноправия женщин в социально-политической и экономической сферах жизнедеятельности государства. Благодаря их деятельности и поддержки, которая была оказана этим организациям со стороны наиболее демократически настроенных общественно-политических организаций Кувейта и депутатов парламента, положение женщин было улучшено, возрос их вклад в укрепление экономического потенциала страны. Женщины сегодня представлены в различных отраслях экономической деятельности. Они нередко занимают руководящие посты в частных и государственных компаниях, а также в правительстве даже на уровне министра. Наиболее активно женщины представлены среди журналистов и преподавателей Кувейтского университета. До недавнего времени ректором этого университета была женщина. Многие женщины являются деканами и заведующими кафедрами. Предоставление женщинам возможности активно участвовать в политической жизни страны свидетельствует о дальнейшем развитии процесса демократизации в стране.

52.25MB | MySQL:103 | 0,754sec