Израильский эксперт об угрозах Израилю и рекомендациях правительству. Часть 1

«Израиль в безопасности, как никогда прежде, но все может быстро измениться» – о своем мрачном, но обнадеживающем видении будущего в своей новой книге «Национальная безопасность Израиля» рассказывает Чак Фрейлих, 62-летний бывший заместитель советника по национальной безопасности во время премьерства Ариэля Шарона, а ныне старший научный сотрудник в Белферском центре научных исследований и международных отношений Школы им. Кеннеди Гарвардского университета, США[i].

Отметим, что Совет национальной безопасности  Израиля (МАЛАЛ), возглавляемый сегодня Меиром Бен-Шабатом, подчиняется напрямую премьер-министру страны и призван обеспечивать координацию действий, анализ и мониторинг в области национальной безопасности и борьбе с терроризмом. СНБ был создан в рамках канцелярии премьер-министра в марте 1999 года в конце первого срока пребывания на посту Биньямина Нетаньяху в соответствии с рекомендациями, последовавшими после анализа ошибок в период войны Йом-Кипур в октябре 1973 года. Однако, согласно отчету государственного контролера Михи Линденштрауса  все правительства Израиля игнорировали прописанную в законе обязанность задействовать МАЛАЛ в принятии решений, связанных с безопасностью страны. Значение Совета принижалось и ему мешали участвовать в процессе принятия решений. В октябре 2007 года в качестве урока, извлеченного из проведения Второй ливанской войны, и после отчета Комиссии Винограда (по расследованию обстоятельств этой войны) правительство приняло решение об укреплении статуса Совета, что было зафиксировано в законе, принятым Кнессетом в 2008 году.

На сотрудников Совета распространяется режим секретности, они не являются публичными людьми. Среди вопросов, которые пришлось решать израильскому СНБ в первом десятилетии 21-го века и которые подлежали обнародованию – планирование и строительство разделительного забора (пограничного сооружения протяженностью 703 км, отделяющего еврейское государство от Западного берега р. Иордан);  разработка плана одностороннего размежевания (вывода израильских войск и поселений из сектора Газа в 2005 году во время премьерства Ариэля Шарона), включая соглашение с Египтом относительно «Филадельфийского коридора»[ii]; введение в действие Закона Таля (определяющего условия отсрочки или освобождения от воинской обязанности для студентов иешив – еврейских религиозных заведений) и план решения проблемы незаконных бедуинских поселений в Негеве.

Йоси Коэн, который возглавлял СНБ во время операции «Цук эйтан» («Нерушимая скала» в 2014 году) основными функциями СНБ назвал «регулярную работу персонала, нацеленную на то, чтобы государство и госструктуры были подготовлены к экстренным ситуациям. Во время чрезвычайного положения Совет фокусируется на предоставлении оценок ситуации… Подготавливает и проводит обсуждения между премьер-министром и правительством»[iii].

Бывший заместитель председателя Совета полагает, что беспрецедентные для Израиля условия безопасности и активное развитие дипломатических связей, как в настоящее время, могут продлиться недолго, если лидеры страны не займутся национальной стратегией. Ч.Фрейлих излагает свои рекомендации относительно обороны и дипломатического будущего Израиля, которые призваны, по его убеждению, отвести страну от катастрофы.

В интервью израильскому изданию The Times of Israel Ч.Фрейлих помимо того, о чем речь пойдет во второй части статьи, рассказал о своей поддержке «ядерной сделки» с Ираном (Совместном всеобъемлющем плане действий от 2015 года, СВПД), об израильском ядерном арсенале и результатах сирийской гражданской  войны для Израиля.

По словам самого автора, одна из его основных рекомендаций заключается в том, что «Израиль должен перевести дух», т.к. его существование больше не вызывает сомнений. Сегодня Израиль является стабильной, процветающей и абсолютно безопасной страной. Экзистенциальных угроз больше нет, хотя осталась серьезная опасность в виде «Хизбаллы», причем ХАМАС таковой не является.

Эксперт считает, что одна из проблем заключается в том, что нынешнее израильское национальное руководство, манипулирует страхами людей, акцентируя внимание на угрозах и опасностях, вместо того, чтобы пытаться укрепить общественное доверие, как в свое время поступал первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион.

Ведь ситуация в первые десятилетия существования государства была бесконечно хуже, по сравнению с нынешней, но у израильтян было руководство, которое говорило им: «Да, мы можем это сделать. Мы добьемся успеха». Теперь же, по мнению Ч.Фрейлиха, руководство ведет себя так, как будто на дворе «снова 1938 год». «Если ракета упадет и убьет двоих, это будет трагедией для этих людей, и мое сердце будет скорбеть по ним. Премьер-министр может навестить их семьи, но мы не должны каждый раз реагировать [военным способом]. Это не трагедия для Государства Израиль. Это трагедия для конкретных людей».

Ч.Фрейлих считает, что расходы, вызванные попыткой решить проблему, превышают масштабы самой угрозы. В качестве примера он приводит войну в Газе в 2014 году – операцию «Нерушимая скала», –  во время которой «Израиль потерял 70 человек, тогда как предшествовавшие ей ракетные обстрелы никого не убили». Отметим, что палестинские ракеты никого не убили, но были раненые, к тому же накануне операции палестинские террористы похитили и убили троих израильских подростков.

Эксперт объясняет такое положение вещей еврейской историей, которая делает израильтян слишком чувствительными к угрозам, что и приводит к попыткам добиться чрезмерной безопасности. Проблема только в том, что «когда вы пытаетесь достичь полной безопасности, то ставите в абсолютно незащищенное положение другую сторону. К тому же нет такой вещи, как совершенная безопасность». У Израиля нет военного решения любой из основных проблем, с которой страна сталкивается сегодня. Решить палестинскую проблему военным путем не возможно, это не получилось на протяжении 120 лет, и не сработает сейчас.

Относительно иранской ядерной проблемы, Ч.Фрейлих считает, что если бы Израиль бомбил иранские объекты, то выиграл бы два-три года, не больше. Вот что он рекомендует делать, так это вкладывать больше денег в оборону для того, чтобы обладать чрезвычайно эффективными возможностями. Израилю нужен национальный ракетный щит – не что-то герметичное, не пропускающее ни одной ракеты. Израиль должен достичь по отношению к «Хизбалле» то, что он смог сделать в отношении ХАМАСа во время операции «Нерушимая скала», когда внутренний фронт мог продолжать функционировать. Сегодня у Израиля есть около 10 батарей, чтобы заполучить национальный щит, о котором говорит Ч.Фрейлих, а для этого нужно от 13 до 20 батарей тактической системы ПРО «Железный купол» (Iron Dome).

Батарея сегодня стоит около 60-80 млн долларов, ракета-перехватчик – 30-50 тыс долларов. Если устанавливать 20 батарей, т.е. от 100 000 ракет-перехватчиков, то государству это обойдется в 5-7 млрд долларов. Ч.Фрейлих считает, что Израиль может попытаться заставить США помочь покрыть расходы, чтобы их можно было купить за два-три года. А если США этого не сделают, то Израиль мог бы ввести новый «налог на Железный купол». По мнению эксперта, это был бы первый налог в еврейском государстве, который общественность платила бы с радостью, если, конечно, руководство сможет объяснить народу, что тем самым оно собирается нейтрализовать «Хизбаллу».

Ч.Фрейлих был одним из первых израильских чиновников Израиля, который выступил в поддержку ядерной сделки с Ираном в 2015 году. Хотя у нее была проблема с положением об истечении срока действия (что позволяло Ирану, помимо прочего, начать обогащать уран через 10 лет). Но он исходил из того что сделка предоставит Израилю около 10 лет, тогда как военное решение позволит выгадать от двух до трех лет, а некоторые считали, что и того меньше. Поэтому он решил, что это довольно неплохая сделка или, по крайней мере, лучший из плохих вариантов.

К тому же расчет тогда был на двойной срок президентства Хиллари Клинтон, которая на протяжении восьми лет в качестве президента США была бы жестким переговорщиком с иранцами и позаботилась бы о некоторых проблемах. Однако в Белом доме «Трамп, великий разрушитель, а в Израиле – Нетаньяху».

Ч.Фрейлих предполагает, что ядерное оружие является средством для иранского режима остаться у власти, т.е. ядерное оружие – способ добиться именно этой главной цели. Как эта фундаментальная проблема затрагивает Израиль или Запад? Ч.Фрейлих предлагает США гарантировать Тегерану сохранение режима до тех пор, пока они сами или иранский народ этого желает, при условии, что иранцы меняют свое поведение.

Эксперт говорит о том, что политика США направлена на свержение режима в Иране. А иранцы смотрят на то, что произошло в 2001 и 2003 годах – за два года США свергли два их соседних режима (Афганистан и Ирак), и администрация Буша недвусмысленно обозначила, кто следующий. И если бы война в Ираке прошла успешно, то Иран действительно был бы следующим. Аятоллы также видели, что произошло в Ливии с Муаммаром Каддафи, который отказался от ядерной программы, а через несколько лет его свергли и убили. К тому же режим в Северной Корее остался у власти, потому что обладает ядерным оружием.

Что касается собственного израильского ядерного арсенала, который принято упоминать в выражениях, типа, «вероятный», «заявленный», «по данным зарубежных СМИ» или «предполагаемые ядерные возможности», то Ч.Фрейлих вовсе не считает такую политику глупой или издевательской. Напротив, полагает, что это лучшее внешнеполитическое решение, которое Израиль когда-либо разрабатывал. «Мы пользуемся всеми преимуществами заявленного ядерного потенциала, не сделав этого». Все в мире убеждены в том, что Израиль является не только ядерной державой, но и обладает довольно большим арсеналом, что у израильтян есть триада (способность запускать ракеты с ядерными боеголовками с воздуха, моря и земли). Поэтому нет никакой пользы в официальном объявлении о наличии ядерного оружия, а если какая-то и есть, то настолько незначительна, что не заслуживает внимания.

Как раз если это сделать, то издержки будут серьезными. По американскому законодательству, США должны полностью прекратить отношения с государством, нарушившим принцип нераспространения ядерного оружия. Единственное, что смогут в этом случае США, – оставить в Израиле своего посла и только для того, чтобы выражать ноты протеста. Это означает полное прекращение всех продаж оружия Израилю, никакой экономической помощи, никакой военной помощи и дипломатической поддержки. Вряд ли Израиль может себе это позволить.

Относительно сирийского конфликта и предположений, что Израиль ошибся в оценках того, как будет развиваться гражданская война в Сирии, Ч.Фрейлих подтвердил, что было пережито много сюрпризов. До последнего момента никто не думал не только, что режим Асада может оказаться на грани катастрофы в 2015 году, несмотря на широкомасштабное вмешательство Ирана и «Хизбаллы», но что «русские в итоге спасут режим, отправив 50-60 бомбардировщиков». Однако в последние два года стало очевидно, что конечным результатом станет сирийский режим, над которым доминирует Россия и Иран.

Большинство в Израиле считают, что это наихудший возможный исход для страны, который даже хуже, чем захват Сирии «Исламским государством» (ИГ, запрещенно в России), который казался неминуемым два года назад. Фрейлих видит ошибку Израиля в том, что не были обозначены четкие цели и, соответственно, не предпринимались меры для их достижения и теперь израильтяне в проигрыше. К тому же израильское руководство ничего с этим сделать не может. Проблема заключается в том, что в израильском руководстве не ставили конкретных задач, а когда ситуация развернулась в ту сторону, которую мы имеем сейчас в Сирии, они рассуждают в том плане, что Израиль все равно ни на что особо повлиять не может. Тогда как роль Совета национальной безопасности как раз и состоит в том, чтобы поставить цели. Израиль находится в очень сложном регионе, где даже сверхдержавы ограничены в своих возможностях достижения того, чего они хотят.

Ч.Фрейлих передает слова высокопоставленного генерала Армии обороны Израиля во время одной из встреч: «У нас было 40 хороших лет. Не было реальных экзистенциальных угроз в течение 40 лет. Я думаю, что ситуация меняется. Думаю, для нас наступает плохой период».

В следующей части мы обсудим рекомендации бывшего заместителя советника по национальной безопасности относительно того, что следовало бы руководству Израиля делать дальше и на какие вызовы ответить в первую очередь. Пока же отметим ощущение некоторого противоречия в рекомендациях Ч.Фрейлиха нынешнему руководству страны. С одной стороны, он критикует правительство в манипулировании страхами своего населения в процессе решения задач, а с другой – тут же предлагает в случае необходимости ввести «налог на Железный купол», допуская, что его народ воспримет, если власть сможет обосновать его необходимостью устранения угрозы со стороны «Хизбаллы».

[i]                      Израиль безопасен, как и прежде, но все может быстро измениться, предупреждает новая книга // The Times of Israel. 13.03.2018. URL: https://www.timesofisrael.com/israels-as-secure-as-its-ever-been-but-that-can-change-quickly-new-book-warns/ (на англ. яз.)

[ii]                     «Филадельфийский коридор» – полоса территории протяженностью 20 км между сектором Газа и Египтом. До одностороннего размежевания в соответствии с «соглашениями Осло» этот участок полностью контролировался силами Армии обороны Израиля. «Коридор» тянется через всю израильско-египетскую границу – от Средиземного моря до Эйлатского залива. Однако наиболее проблемным является 8-километровый участок, который проходит через сектор Газа – от средиземноморского побережья до блокпоста у поселка Керем-Шалом. Речь идет о полосе земли шириной около 100 метров, которая находится под властью Израиля и зажата между территориями, находящимися под контролем Египта и Палестинской национальной автономии. См.: Взгляд на Филадельфийский коридор из мошава Нетив а-Асара // 9-й канал. 02.03.2008. URL: http://9tv.co.il/news/2008/03/02/4554.html; «Маарив»: ЦАХАЛ рекомендует отказаться от Филадельфийского коридора // Cursorinfo.co.il. 21.06.2005. URL: http://old.cursorinfo.co.il/news/pressa/2005/06/21/filadelf/

[iii]                   Операция «Нерушимая скала». Сайт государственного контролера и омбудсмена. URL: http://www.mevaker.gov.il/(X(1)S(15ycipjwcpmf1btovw4rkuop))/he/Reports/Pages/568.aspx?AspxAutoDetectCookieSupport=1 (на иврите)

52.34MB | MySQL:103 | 0,537sec