Об истории создания израильской ПРО «Железный купол» от разработчика системы

Разработчик знаменитого защитного щита Израиля от ракет ближнего радиуса действия «Железный купол» впервые поделился некоторыми ранее неизвестными деталями того, как концепция, более подходящая для научно-фантастического триллера, стала реальностью[i].

В 2006 году инженер-оружейник Ханох Левин вернулся с семьей в свой дом на севере Израиля из американского Мэриленда, где он на протяжении двух лет сотрудничал с армией Соединенных Штатов в поисках способов нейтрализации самодельных взрывных устройств (СВУ), от которых гибли американские солдаты в Ираке. За два месяца до этого «Хизбалла» в Ливане начала ежедневно накрывать север Израиля сотнями ракет. Через пять недель «Хизбалла» выпустила почти 4000 ракет и около четверти попали в населенные пункты. Ракетный шквал был ужасающим. Многие жители при звуке сирен прятались в бомбоубежищах, но более 40 человек были убиты, и еще больше было тяжелораненых. Семья Левина пряталась в подвале дома. Четверть миллиона человек – почти 3% населения – бежали из северных районов страны, ночевали в импровизированных общежитиях или переезжали с друзьями и целыми семьями в другие страны. Экономические издержки для Израиля составили тогда не менее 1 млрд долларов.

Поэтому, когда работодатель Х.Левина – государственная компания по разработке вооружений Rafael Advanced Defense Systems («Рафаэль») – сделал предложение, от которого уже многие отказались, он, не задумываясь, согласился. Так он возглавил проект по созданию национальной системы противоракетной обороны. Левин вспоминает, как ему сказали: «Вы, возможно, не самый яркий инженер в компании, но мы заметили, что вы всегда думаете нестандартно, а с таким проектом – это единственный шанс его выполнить».

У проекта не было названия, но зато был мощный мотивированный сторонник в лице тогдашнего министра обороны Израиля Амира Переца, который, как и Х.Левин, знал, что значит жить под шквалом ракет. Он был из Сдерота, южного израильского города, регулярно обстреливаемого «Кассамами» из сектора Газы. С 1983 по 1988 год Перец был мэром города, название которого – Сдерот – стало чуть ли не синонимом опасности. Почти у половины местных детей проявляются симптомы посттравматического стрессового расстройства. В ноябре 2006 года во время очередного обстрела ракета попала в дом Переца, его телохранитель потерял обе ноги.

Амиру Перецу было трудно убедить своих коллег в том, что защитный щит сработает. Он вспоминает, как кто-то из правительства ему ответил: «Что мы будем делать? Растянем огромные волейбольные сетки, чтобы ракеты «Катюша» оправлялись обратно в Ливан и Газу?». Когда он попросил командиров Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) выразить свое мнение, они ответили, что проект защитного щита потерпит неудачу и будет пустой тратой времени и денег. А один генерал, вообще сказал, что «ракеты «Кассам» и «Катюша» – это проблема, с которой нам придется жить. Это тактический вопрос, а не стратегический. Он не уничтожит Государство Израиль».

А.Перец вопреки окружающему его скептицизма приказал подразделению Министерства обороны, известное как МАФАТ, (сокращение с иврита – Администрация развития вооружений и технологической инфраструктуры), приступить к изучению вопроса. Дэнни Голд, руководитель исследований и разработок в МАФАТ, начал принимать предложения по технологиям, которые способны отражать ракеты. Д.Голд пригласил военных подрядчиков, чтобы узнать об имеющихся у них разработках. Одна американская фирма Northrop Grumman предложила систему, которая может запускать лазерные лучи на летящие ракеты. Их продукт «Наутилус», переименованный в Skyguard, был продан как «лазерная пушка». Другая американская компания Raytheon установила свою систему Phalanx, скорострельное оружие, которое защищает многие корабли ВМС США. Однако «Рафаэль» и Левин придерживались совершенно другого подхода – создание ракеты-перехватчика, которая каким-то образом будет отслеживать и уничтожать ракеты в воздухе.

А.Перец предпочел идею «Рафаэля» во многом еще и потому, что это был бы израильский продукт. Министр обороны хотел дать шанс тому, что «сделано в Израиле», хотя он потребовал, чтобы каждый перехват стоил менее 100 000 долларов, и система была готова через 30 месяцев. Проект такого рода обычно занимает 15 лет, а «умные» ракеты класса «воздух-воздух», производимые израильскими заводами, обходятся в 1 млн долларов каждая. Однако «Рафаэль» принял вызов.

Когда А.Перец проинформировал тогдашнего премьер-министра Эхуда Ольмерта о предлагаемом проекте, его военные советники не были в восторге, и Э.Ольмерт сначала отказался выделять государственные средства, но настойчивость министра обороны привела к тому, что в июле 2007 года правительство Э.Ольмерта одобрило проект и выделило бюджетные средства. Генеральный директор «Рафаэля» Ядидия Яари подписал контракт, который предоставил компании 811 млн шекелей (чуть более 200 млн долларов) для работы над проектом, а 23 декабря 2007 года военно-политический кабинет Израиля его утвердил. Тогда Министерство обороны предложило несколько названий для создаваемой системы, самым популярным из которых было – «Золотой купол» (Кипат захав, на иврите), но в итоге остановились на «Железном куполе» (Кипат барзель).

Х.Левину потребовалось 350 инженеров, физиков, конструкторов и техников, все из которых получили допуск к засекреченной информации и специально закодированные пропуска, которые допускали бы их на объекты, отделенные от других рабочих мест «Рафаэля», для дополнительной защиты. Основу команды Левина составила группа из девяти сотрудников, с которыми он работал наиболее тесно.

Центральное место в команде Левина занимала супружеская пара – она из Молдовы, а он – из Санкт-Петербурга. В Израиле они стали мастерами алгоритмов. Они должны были придумать для крошечного компьютера ракеты-перехватчика совершенно новый способ расчета, чтобы в момент ее сближения с атакующей ракетой, взорвать ее боеголовку и уничтожить оба снаряда. Это должно было произойти в течение нескольких микросекунд.

В команде была еще одна женщина. 25-летняя Ципи (имя которой может и вымышленное), инженер-специалист по системам управления, которая могла поместиться в пусковую трубу «Железного купола». Она на 2/3 своего тела помещалась в трубу, из которой должны были вылетать будущие ракеты-перехватчики. Проверка всех соединений, а затем обнаружение и исправление погрешностей могло бы занять несколько дней, если бы не миниатюрная Ципи, которая справлялась за пару часов. Команда Левина даже повесила предупреждение на выходе из бункера, где строился сборный узел: «Перед уходом проверьте, не забыли ли вы Ципи в трубе».

К команде Левина на этапе тестирования проекта присоединился один нееврей, 29-летний Мула из друзской общины Северного Израиля. Его задача заключалась в том, чтобы солдаты ЦАХАЛа были на месте и были готовы к запуску точно таких же ракет, которыми стреляли ХАМАС и «Хизбалла». По словам Левина, сотрудники «Рафаэля» так никогда и не узнавали, каким образом эти ракеты были приобретены.

Сначала создавалась сама ракета-перехватчик – под названием  «Тамир». Создание перехватчика, который мог бы вращаться, качаться, подниматься и нырять, руководствуясь своими «электронными глазами» и вычислительными микросхемами, зависело от мелочей, которые могли бы иметь огромное значение. Левину нужны были надежные пульты управления, но у него не было бюджета для рассмотрения предложений от обычных военных поставщиков. Однажды утром он заметил радиоуправляемую машину, с которой играл сын, и у него возникла идея. Используя карманный нож и отвертку, Левин разобрал устройство и обнаружил, что переключатель отлично сработает и для «Железного купола». «Рафаэль» нашел поставщика этого компонента, одну азиатскую компанию, которая с радостью согласилась продать большое количество коммутаторов, не подозревая, что клиент был израильским производителем оружия.

Серьезнейшей задачей для команды стало создание платформы, которая смогла бы удерживать 20 пусковых контейнеров для 20 ракет-перехватчиков «Тамир», в то же время сохранить высокую мобильность. Дешевое решение Х.Левина состояло в том, чтобы заимствовать концепцию тяжелых грузовиков-самосвалов. Еще одним важным компонентом была радиолокационная система: для ракеты было важно не пропустить ни одного запуска ракеты противника, а радар был ключевой частью расчета направления угрозы. Поскольку не было времени изобретать новую радиолокационную антенную решетку, команда решила использовать технологию, разработанную израильским производителем ELTA Systems, который, по их мнению, имел лучшие радарные технологии в мире.

Левин вспоминает, что одна грандиозная идея по поводу того, как сэкономить пришла к нему в туалете, куда он зачастую направлялся со своими коллегами, чтобы не терять время и продолжить обсуждение. Именно там  они сообразили, что нет смысла запускать ракету-перехватчик, если вражеские ракеты будут направлены на незаселенные территории. Ведь в ЦАХАЛе подсчитали, что только около четверти ракет, выпущенных ХАМАСом и другими радикальными группировками в Газе, упали в местах, где могли пострадать израильтяне.

Ради все той же экономии времени «Железный купол» стал полностью автоматизированной системой в связи с тем, что отводилось менее 15 секунд, чтобы решить, должен ли он перехватывать ракету или нет. Хотя пять солдат сидели в центре боевого управления, портативном прицепе рядом с пусковыми установками, которые контролировали работу системы.

После 18 месяцев подготовки и компьютерного моделирования команда была готова к тестированию «Железного купола» в июне 2009 года. Наземный радиолокатор должен был обнаружить запуск ракеты, а компьютеры и алгоритмы должны были определить момент запуска ракеты-перехватчика. После запуска сам «Тамир» должен был точно определить свое собственное местоположение, а также точную траекторию цели и точку их сближения. Это была быстро меняющаяся и движущаяся физическая проблема, использующая небо как доску для миллионов вычислений в секунду.

Все руководители команд, а также официальные представители Министерства обороны, впервые собрались на испытательном полигоне в Махтеш-Рамоне в пустыне Негев. Руководитель испытания, Дори, завершил обратный отсчет для запуска «ракеты противника», которая направилась в ожидаемую зону перехвата. Но «Тамир» не сдвинулся с места, как если бы его пусковая установка не получила приказ стрелять. На следующий день команда снова предприняла попытку, но и на этот раз перехватчик не сработал. Инженерный отдел «Рафаэля» провел заседание и на этом «разборе полетов» было объявлено об официальном расследовании неудачи, вероятно на целый год, что требуется по стандартным процедурам компании.

Три дня спустя Исраэль Орбах, старший инженер-электронщик в «Рафаэле», позвонил отчаявшемуся Левину и предположил, что проблема была в неправильно подключенном кабеле. Левин провел расследование и убедился, что Орбах был прав. Просто необходимо было перевернуть положительные и отрицательные разъемы кабеля. Но когда Левин доложил об этом главе инженерного отдела, его обвинили в принятии желаемого за действительное, и руководство отказывалось подписаться под просьбой Левина о проведении еще одного испытания. Каждое испытание было чрезвычайно дорогостоящим мероприятием, даже если рассчитывать только расходы на транспортировку и проживание 100 сотрудников. Затем Левин обратился к президенту «Рафаэля» – его старому боевому коллеге Ядидии Яари.

Через месяц команда снова собралась в Негеве. Снова запущена ракета и на этот раз «Тамир» сработал на ее перехват. Произошло точное столкновение, и множество фрагментов посыпались на землю. Левин помнит из тех мгновений только то, как он кричал всем собравшимся: «У нас есть проект!»

Пусковая система для «Железного купола» из 20 ракет-перехватчиков, доставленная на место дислокации. Фото:momentmag.com

 

Впоследствии прошла серия испытаний, среди которых были неудачи, успехи и многое другое. 27 марта 2011 года на северной окраине Беэр-Шевы, крупнейшего города в израильской пустыне Негев, была развернута первая операционная группа «Железный купол». Командующий войсками ПВО бригадный генерал Дорон Гавиш сообщил журналистам, что развертывание было ускорено из-за серии запуска «Катюш» из Газы, примерно в 30 милях к западу от Беэр-Шевы. Гавиш объявил, что в двух портах, расположенных к северу от сектора Газа, – Ашкелон и Ашдод – будет размещено по «батарее» «Железного купола».

7 апреля 2011 года стал знаменательным днем. В 18:16 «Железный купол» выполнил первый боевой перехват ракеты «Град», выпущенной ХАМАСом из Газы. Это произошло, когда Х.Левин со своими инженерами в Хайфе занимались картингом, который Левин считал отличным упражнением для выработки командного духа. Достав свой телефон, он увидел множество пропущенных звонков от коллег из «Рафаэля» и Министерства обороны, которые хотели его поздравить. Ведь его «Железный купол» предотвратил серьезный ущерб важной электростанции в Ашкелоне.

Через два дня Левин отправился на юг к месту запуска на окраине Ашкелона, где он встретил тогдашнего командующего ВВС генерал-майора Идо Нехуштана, который изначально скептически относился к проекту. Генерал признал свою ошибку и заявил, что отныне является самым большим его сторонником.

ХАМАС недолго адаптировался к изменившимся реалиям. 20 августа 2011 года по Беэр-Шеве одновременно было выпущено более 11 ракет. В то время как некоторые из них смогли нанести урон, «Железный купол» перехватил большую часть ракет. В марте 2012 года было подсчитано, что система успешно сбила 80% из 71 ракеты, направлявшейся в израильские населенные пункты. Ко времени начала операции «Нерушимая скала» в секторе Газа в 2014 году, «Железный купол» был более точным, чем когда-либо, и оказался незаменимым.

Более 700 ракет-перехватчиков, использованных Израилем во время изнурительной двухмесячной войны, обошлись примерно в 50 млн долларов. Кроме того, потребность в дополнительных батареях «Железного купола» стала очевидной – и они также стоили миллионы долларов за единицу. Министерство обороны Израиля обратилось к Соединенным Штатам с просьбой помочь, а лоббисты из Американской ассоциации по связям с общественностью (AIPAC) взялись за работу с Конгрессом США и администрацией Барака Обамы. США выделили дополнительную помощь в размере сотни миллионов долларов, в частности, на закупку ракет-перехватчиков для «Железного купола».

Однако американцы сделали это не на безвозмездной основе. «Рафаэль» должен был передать американцам детали технологии различных частей «Железного купола», включая алгоритмы для компьютерных чипов на ракете «Тамир». Голубая мечта Левина заключалась в том, что проект будет полностью «сине-белым», т.е. исключительно израильским, поэтому он был разочарован, увидев, что большая часть производства системы была передана американскому подрядчику Raytheon.

 

В ноябре 2017 года на выставке вооружений в Вашингтоне Raytheon представил практически систему «Железный купол», лишь слегка модифицированную и под названием SkyHunter. Южная Корея и другие страны хоть и выразили заинтересованность в покупке системы у израильских изобретателей, у них появилась возможность купить ее и в США, у Raytheon. Более того, военные США теперь могут заказывать SkyHunter как полностью одобренный отечественный продукт для защиты американских баз и позиций в Южной Корее, на Ближнем Востоке и в других местах. Правда, как изобретатель и производитель, «Рафаэль» будет получать от Raytheon комиссионные за каждую продажу SkyHunter. Несмотря на разочарование изобретателей, официально руководство «Рафаэля» заявляет, что они довольны договоренностью с американской компанией, которая сотрудничает с ними в разработке других проектов.

После проекта «Железный купол», Ханох Левин вернулся в Мэриленд, чтобы возглавить представительство «Рафаэля» в Соединенных Штатах. Другие члены его команды, несмотря на секретность их работы над системой, успешно продолжили свои профессиональные карьеры. Упомянутая выше семейная пара также отправились работать в США в одну из корпораций Кремниевой долины. Большая часть команды осталась в Израиле в «Рафаэле», продолжив работу над системами обороны, не связанными с «Железным куполом». Некоторые перешли в проект по созданию системы под названием «Праща Давида», предназначенной для уничтожения ракет средней дальности. Кроме того, при финансовой поддержке США израильские инженеры разработали системы Arrow («Стрела»), Arrow 2 и Arrow 3 для защиты от ракет большой дальности. В настоящее время большая часть информации об этих проектах засекречена.

Есть критики, которые сомневаются в том, что «Железный купол» столь эффективен, чтобы ответить на военные вызовы, с которыми сталкивается Израиль, и они полагают, что ХАМАС, «Хизбалла» или другие могут сокрушить систему, одновременно запустив сотни или тысячи ракет.

Существуют также опасения, что по мере того, как страх Израиля перед ракетными обстрелами убавится, у руководства страны будет меньше стимулов для достижения долгосрочного мира. Хотя многие израильские стратеги согласны с тем, что «Железный купол» не является технологически совершенной системой, и рассматривают ее как нечто, что открывает, а не закрывает двери для предотвращения кровопролития. «Эта система отбирает у ХАМАСа и других врагов в Газе одно из их ключевых видов оружия – ракеты, которые перелетают через защитный барьер», – говорит генерал Амос Ядлин. Бывший глава израильской военной разведки А.Ядлин добавляет: «Стратегический эффект заключается в том, что лидеры Израиля и армия имеют больше времени, чтобы попробовать различные подходы, в том числе дипломатию, когда напряженность и насилие прорываются на границе с Газой. Благодаря «Железному куполу» армия не должна спешить войти в сектор Газа силами сухопутных войск, и наша артиллерия и ВВС не нуждаются в атаке на ракетные установки, которые ХАМАС размещает рядом с мирными жителями. Это, безусловно, уменьшает потери на палестинской стороне, а также спасает жизни израильтян».

За последние месяцы «Железный купол» снова доказал свою ценность: система сбила первый шквал ракет из Сирии, выпущенных иранцами по северной границе Израиля.

[i] Внутри «Железного купола» // Moment. 17.07.2018.  URL: https://www.momentmag.com/inside-the-iron-dome/ (на англ. яз.)

52.5MB | MySQL:106 | 0,613sec