Оценки китайских обозревателей давления руководства США на Исламскую Республику Иран

В публикациях китайских изданиях отмечается, что после объявления 8 мая 2018 г. президентом США Д.Трампом об одностороннем выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий руководство Исламской Республики Иран, а именно президент ИРИ Хасан Роухани прикладывает значительные усилия для сохранения достигнутых с ЕС договоренностей. Официальный Тегеран крайне заинтересован в зарубежных инвестициях и технологиях, которые необходимы для стабилизации экономической ситуации.

По данным китайских источников, Х.Роухани провел развернутые переговоры с руководителями нескольких европейских государств. Так в ходе официальной беседы с руководством Австрии до сведения руководителя ИРИ было доведено, что, скорее всего, европейские государства-участники СВПД согласятся с требованиями Вашингтона о прекращении экономических контактов с Ираном – полностью прекратят импорт углеводородного топлива к 4 ноября 2018 г., а также остановят реализацию всех совместных проектов в Иране.

По данным китайских источников, Х.Роухани практически еженедельно проводить телефонные переговоры с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, который в свою очередь чрезвычайно заинтересован в том, чтобы национальная нефтегазовая компания «Тоталь» сохранила свои активы в Иране и при этом не попала под американские санкции.  По данным китайских источников, в рамках телефонного разговора от 12 июля 2018 г. между Х.Роухани и Э.Макроном, президент ИРИ не исключил возможности вывода иранских военных из Сирии, что вполне может способствовать смягчению ситуации.

Очевидно, что информация о возможном прекращении любого экономического сотрудничества с ЕС чрезвычайно беспокоит политическое руководство Ирана, которое внимательно отслеживает внутреннюю социально-экономическую обстановку и видит, что обменный курс иранской лиры крайне неблагоприятен для средних и малых предприятий.

Китайские специалисты отмечают, что в создавшейся ситуации серьезное позитивное влияние оказали договоренности между Москвой и Тегераном о приобретении российской стороной нефти на 50 млрд долл. США. данная информации позволила несколько укрепить обменный курс лиры – 1 доллар США  равен 75000 иранских риалов, тогда как до подписания документов соотношение составляло 1 доллар США = 90000 иранских риалов.

Кроме того, позитивной является информация о том, что страны-члены АСЕАН, в частности Сингапур, высказали заинтересованность в импорте иранской нефти. По словам посла Сингапура в ИРИ Ong Keng Youngа на встрече президента ИРИ с руководителями стран АСЕАН, которая пройдет 30 июля 2018 г. в Сингапуре будет подписано соглашение о расширении многостороннего экономического сотрудничества, в частности, в сфере поставок нефти и природного газа.

Следует отметить, что страны АСЕАН не сильно обеспокоены психологической операцией, которую руководство США проводит в отношении ИРИ. Причина активной и позитивной позиции стран-членов АСЕАН кроется в заинтересованности приобретения больших объемов природного газа в Иране, поскольку некоторые из национальных компаний уже заказали строительство плавучих заводов по сжижению газа, которые позволят повысить эффективность сотрудничества в топливно-энергетической сфере.

Китайские специалисты отмечают растущую активность Белого дома и Государственного департамента США на иранском направлении. Так, в начале июля 2018 г. стало известно, что американское военно-политическое руководство планирует передать на рассмотрение СБ ООН проект резолюции о признании Корпуса стражей исламской революции экстремистской организацией. Очевидно, что американские специалисты в области внешней политики планируют добиться нескольких целей, в случае если резолюция будет принята.

Во-первых, положительное решение СБ ООН по вопросу признания КСИР экстремисткой организацией развяжет руки США, а именно руководителю Белого дома, который сможет отдать приказ на ракетные удары по территории Ирана в любой момент. Китайские специалисты отмечают, что ВВС США кроме распределения значительного количества обычных боеприпасов в государствах Ближнего Востока (Бахрейн, Катар, Турецкая Республика) нарастили интенсивность полетов стратегических разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) RQ-4 Global Hawk. Известно, что данные БПЛА проводят фото- и радиотехническую разведку приграничных районов Ирана с целью выявления новых позиций радиолокационных станций, батарей/дивизионов противовоздушной обороны. В свою очередь, иранские военные используют только РЛС дальнего обнаружения для фиксации полетов беспилотных разведчиков.

По данным китайских и иранских источников, ВМС США готовят провокацию по типу «сирийских химических атак» и на это указывает прибытие в район Персидского залива грузового судна «Кейп-Рэй», которое известно как носитель лаборатории для уничтожения сирийского химического оружия. По данным американских источников, «Кейп-Рэй» прибыло в регион для проведения серии учений в Кувейте и Бахрейне, в ходе которых планируется подтвердить устойчивость функционирования системы тылового снабжения ВС США в условиях вооруженного конфликта. Известно, что только на базах в Бахрейне американские военные складируют имущество (вооружение и военная техника) общей стоимостью 5,5 млрд долл. США.

Во-вторых, все известные руководители и высшие офицеры подразделений КСИР попадут в списки лиц, которых специальные службы США и других государств будут задерживать по обвинениям в международных уголовных преступлениях с последующей экстрадицией в Вашингтон. Очевидно, что данная мера направлена на сокращение зарубежных контактов руководителей КСИР, которые подчиняются исключительно духовному лидеру Ирана.

В этой связи китайские специалисты отмечают, что если Хасан Роухани просто уклоняется от встреч с президентом США (сообщается о восьми попытках достижения договоренности о двусторонней встрече), то командующий                                   спецподразделением «Кудс»  КСИР Касем Сулеймани, регулярно высказывается достаточно резко в отношении США. Именно К.Сулеймани, как представитель более жесткой части иранского политического истеблишмента откровенно заявляет о готовности перекрыть Ормузский пролив при помощи широчайшего арсенала противокорабельных ракет и торпед.

В-третьих, резолюция СБ ООН позволит американским валютно-финансовым регуляторам арестовывать существующие и перспективные счета предприятий, которые работают в интересах КСИР. По оценкам китайских специалистов, на обеспечение потребностей КСИР работает около 500 предприятий, доходы которых составляют 30 млрд долл. США, при этом размер ВВП Ирана достигает 420 млрд долл. США.

Очевидно, что американские специалисты планируют подорвать финансовые возможности КСИР, поскольку, как известно, Корпус приобретает самую современную технику для своих подразделений. К тому же, благодаря «собственным» предприятиям военнослужащие КСИР получают более высокое жалованье, чем в ВС ИРИ. По данным китайских источников, американские спецслужбы работают над тем, как «поссорить» руководителей ВС ИРИ и КСИР.

Китайские специалисты ожидают, что американские фискальные органы во взаимодействии со специальными службами предпримут попытки ареста иранской собственности, находящейся за рубежом. Особое внимание будет приковано к тем компаниями, заводам и предпринимателям, которые устойчиво сотрудничают с «производственным сектором» КСИР.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что, отчасти, именно вмешательство официального Тегерана в ситуацию в Сирии «спутало карты» Белого дома по реорганизации регионального политического и экономического устройства. Очевидно, что именно участие иранских военных и подразделений КСИР (по подсчетам китайских специалистов, в Сирии Иран потерял убитыми более 6000 человек), которые проявляют наибольшую активность в вопросах борьбы с американским контингентом, является основным раздражителем для Вашингтона.

Подводя итог, представляется возможным согласится с оценками китайских аналитиков в том, что президент США Д.Трамп пытается вести сложнейшую психологическую операцию в отношении руководства Ирана по принципу «десять пятилеток за одну». С учетом крайне слабых возможностей спецслужб США по влиянию на обстановку внутри Ирана успех еженедельных «шоковых» заявления руководителя Белого Дома остается под вопросом.

52.13MB | MySQL:103 | 0,771sec