О ситуации в нефтяной отрасли Судана и Южного Судана и интересах российских компаний

«Роснефть», «Газпромнефть» и «Технотэк» прорабатывают возможность расширения сотрудничества с компаниями из Судана, говорится в сообщении Минприроды от 23 июля с.г. «Рассматриваются разные варианты расширения сотрудничества для компаний «Технотэк», «Роснефть», «Газпромнефть» и др. Ожидается, что стороны усилят взаимодействие не только в сфере ТЭК, но и других областях, таких как: сельское хозяйство, инфраструктурное развитие, транспорт, гуманитарное сотрудничество», — говорится в сообщении. Министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин сейчас находится в г. Хартум, где у него проходят встречи с президентом страны Омаром аль-Баширом, а также с министром минералов Судана Мухаммедом Ибрагимом и представителями компаний-недропользователей. Основной темой встреч станет исполнение договоренностей президентов двух стран по расширению партнерских отношений. Очередное заседание межправительственной комиссии планируется провести в сентябре 2018 г. в Москве. Кроме того, в понедельник стороны планируют подписать соглашение о сотрудничестве между «Росгеологией» и Министерством нефти и газа Республики Судан. В этой связи отметим, что оживление углеводородного рынка Судана произошло по двум основным причинам: ослабление американских санкций, что позволило банковскому сектору страны вернуться в принципе в международную финансовую систему; и конкретные шаги Хартума и Джубы по возобновлению добычи южносуданской нефти и ее транзиту по единственному на сегодня экспортному газопроводу в Порт-Судан.
В этой связи обратим внимание на события, которые произошли ровно месяц назад. Президент Судана Омар аль-Башир объявил 27 июня об открытии границы с Южным Суданом. Об этом сообщил телеканал «Аль-Джазира». В суданской столице во вторник прошли переговоры по мирному урегулированию конфликта в Южном Судане между южносуданским президентом Сальвой Кииром и лидером оппозиционных повстанцев Риеком Машаром. Посредниками на встрече выступили главы Судана и Уганды Омар аль-Башир и Йовери Мусевени. Как отмечает телестанция со ссылкой на суданский МИД, хартумский раунд переговоров привел к достижению политического соглашения между сторонами внутриполитического конфликта в Южном Судане. Вооруженный конфликт в этой стране, отделившейся от Судана в 2011 году, продолжается уже пять лет. Он вспыхнул после раскола «Национально-освободительного движения Судана», боровшегося за независимость от Республики Судан, на сторонников и противников президента Киира. Вокруг Машара, возглавившего вооруженную оппозицию, объединились представители его народа нуэр, тогда как правительственные войска состоят преимущественно из соплеменников главы государства — этнической группы динка. В июле 2013 года Киир отправил Машара в отставку с поста вице-президента, а в декабре обвинил в организации военного мятежа. С тех пор, несмотря на многочисленные попытки международного сообщества примирить враждующие стороны, вооруженные столкновения между сторонниками президента и его бывшего заместителя продолжаются, а все заключенные мирные соглашения в итоге оказываются недолговечными. Жертвами конфликта с 2013 года стали тысячи человек.
В этой связи отметим, что все посреднические усилия Хартума в рамках достижения этого соглашения обусловлены двумя факторами.

  1. За это посредничество Хартум получает ежемесячные финансовые транши от ЕС, официально «на гуманитарные нужды».
  2. Гражданский мир является кратчайшей дорогой к возобновлению полномасштабной добычи нефти в Южном Судане и начало транзита в Порт-Судан. В этой связи активность российских компаний, о которой мы говорили выше, связана не только с геологоразведкой или добычей нефти внутри самого Судана, но и с стремлением таким образом попасть на южносуданский рынок углеводородов. Именно там сосредоточено примерно 80 процентов всей нефти бывшего единого Судана.
    24-26 июня с.г. в Хартуме состоялась встреча заместителей секретарей министерств нефти Судана и Южного Судана Бахиета Ахмеда Абдаллы и Майена Вол Ченга в рамках возобновления диалога по вопросу о добыче нефти. Они договорились о создании совместного комитета для оценки компенсации, причитающейся Судану после нападений Южного Судана на суданские нефтяные месторождения в Хеглиге (блоки 1.2 и 4). Комитет официально вынесет решение по этому спору 30 и 31 июля. Кроме того, в целях возобновления добычи нефти на блоках 1.2 и 4 суданская компания 2B Operating Petroleum Co (2B OPCO) с согласия южносуданских властей возьмет на себя контроль за материально-техническим обеспечением и обеспечением условий безопасности, способствующих бесперебойной работе операций по добыче. Что касается возобновления производства на южносуданском блоке 5А, то здесь есть несколько вариантов. Совместное предприятие Greater Nile Petroleum Operating Co (CNPC, Petronas Carigali Overseas, ONGC Videsh и Sudapet) и правительства двух стран ожидают дополнительных исследований перед завершением окончательного согласования проекта.
    В этой связи есть смысл напомнить о крайней рискованности южносуданского рынка углеводородов. В частности, по ряду данных, правительство Сальвы Киира и его министр нефти Иезекииль Лол Гаткуш продолжают подписывать соглашения о поставках южносуданской нефти при полном игнорировании международных норм заключения такого рода контрактов, прибегая вместо этого к внебиржевым договоренностям. В ряде нефтяных французских компаний (а главный интересант южносуданского рынка нефти — это «Тоталь») уже имеются документальные данные, которые доказывают, что канцелярия южносуданского президента и Министерство финансов приказали Министерству нефти и газа в мае подписать контракт на закупку нефти с китайской компанией Strong Petrochemical с целью получения кредита в размере 700 млн долларов от катарского Национального банка для поддержки бюджета Южного Судана. В том же месяце южносуданское государство выделило нигерийской фирме Sahara Energy 600 000 баррелей на сумму 40 млн долл. США, из которых 30 млн были переданы нигерийцами наличными суданскому магнату Ашрафу Саиду Ахмеду Хусейну. Последний является мажоритарным акционером суданской телекоммуникационной компании Niletel и в настоящее время получил южносуданскую лицензию на деятельность телефонной компании Vivacell, которая является «дочкой» суданской компании. По оценкам французских экспертов, итогом этой сделки стал тот факт, что в конечном итоге бюджет южносуданского государства получил лишь очень незначительную прибыль по контракту, который изначально был невыгодным. Но в данном случае важен факт того, что Ашраф Ахмед Хусейн является чистым суданским посредником, через которые южносуданское руководство и президент С.Киир получает откаты в ущерб интересам своего государства. Отметим, что эти откаты идут не только на личные нужды путем приобретения недвижимости в различных странах Африки и Европы, но и для закупки партий стрелкового оружия и РПГ из Украины через посредников из структур исполнительной власти и спецслужб Уганды, значительная часть из которого затем перепродается частным лицам и военизированным структурам по всей Африке. С учетом того, что в этом месяце Совет Безопасности ООН принял резолюцию о введении оружейного эмбарго в отношении Южного Судана, указанный выше аспект является явным риском для инвестиций в нефтегазовую отрасль этой страны. Совет Безопасности (СБ) ООН в пятницу 13 июля проголосовал за введение оружейного эмбарго в отношении Южного Судана. Проект резолюции, представленный США, поддержали девять членов СБ ООН, шестеро, включая РФ, воздержались при голосовании. Как заявила перед началом голосования постоянный представитель США при ООН Никки Хейли, в Южном Судане сложилась критическая ситуация, и предложенная резолюция «предусматривает введение эмбарго на поставки вооружений в Южный Судан, а также санкции в отношении отдельных лиц». В феврале Соединенные Штаты решили ввести запрет на поставки американского оружия и военной техники в Южный Судан и призвали другие страны последовать их примеру. В марте США ввели ограничительные меры в отношении 15 компаний Южного Судана, связанных с добычей нефти, прибыль которых используется властями страны для поддержки «нерегулярных формирований». Как заявила тогда начальник пресс-службы американского Госдепартамента Хезер Науэрт, США готовы предпринять и другие действия в отношении тех, кто, по мнению Вашингтона, создает нестабильность в Южном Судане. К этому риску, который вытекает из тесной взаимопроникновения южносуданских властй в незаконную торговлю оружием прибавляется слабая юридическая база заключаемых соглашений, что вызывает риск в случае возможных судебных исков, а также неясность судьбы самого С.Киира в качестве президета Южного Судана: одним из главных условий установления мира в Южном Судане международные посредники называют его отказ от участия в будущих выборах.
    Что же касается суданского рынка, то отметим, что российские компании заинтересованы в участии в международных тендерах на разведку и добычу на 15 новых блоках, которые Хартум планирует в ближайшее время выставить на торги. В этой связи отметим, что российские компании столкнуться в данном случае с очень жесткой конкуренцией со стороны малазийцев и китайцев. И в этом случае даже договоренности между президентами России и Судана могут не сыграть решающей роли. Согласно ряду заслуживающих доверие источников, малайзийский нефтяной гигант Petronas заинтересован в увеличении своих инвестиций в Судан и ведет на эту тему активные переговоры с суданскими властями. В рамках этого процесса министр нефти и газа Судана Азхари Абдулкадер Абдалла 26 мая принял делегацию из Petronas для обсуждения возможности расширения деятельности фирмы на новых месторождениях и площадках. Министр очень положительно отреагировал на интерес малазийцев в получении новых лицензий на нефть. Еще в 2007 году малазийская компания построила крупный нефтеперерабатывающий завод в Порт-Судане, который в настоящее время находится в совместном владении Petronas и суданского правительства. При этом суданский министр с учетом практически дефолта национального бюджета предложил в ходе переговоров следующую сделку. Малазийцы получают самые выгодные лицензии в обмен на инвестирование 10% своих нефтяных доходов в Судане в сферу социальной инфраструктуры: объекты образования, социальной инфраструктуры и проекты устойчивого развития. Есть все основания полагать, что такие же условия будут озвучены и российским компаниям. При этом южносуданцы в лице министра нефти Иезекииля Лол Гаткуша на такой вариант не пошли и не стали требовать от Petronas никаких инвестиций в обмен на возобновление операций в Южном Судане. Такие переговоры прошли в марте и малазийцы по их итогам уже получили лицензию на перспективное месторождение в Объединенном штате. Туда же заходит и китайская CNPC.
    Стоит обратить внимание и на личность нового министра нефти Судана А.Абдаллу. Азхари Абдалла является прокитайской креатурой и намерен сохранить и усилить поддержание тесных отношений с Китайской национальной нефтяной компанией (CNPC), которая на сегодняшний день является крупнейшей нефтяной компанией в Судане. Абдалла ранее работал в CNPC на блоке C в качестве вице-президента, а свою карьеру начинал и продолжал в течение 16 лет в качестве геолога в государственной фирме ОАЭ Abu Dhabi National Oil Co (Adnoc). Затем он занимал должность управляющего директора Управления разведки и добычи нефти (OEPA), которое подчиняется Министерству нефти Судана, а в 2016 году он стал консультантом государственной суданской фирмы Sudapet. Абдалла является креатурой бывшего министра нефти и политического тяжеловеса Авада Ахмеда аль-Джаза. А,А.аль-Джаз близок к китайским инвесторам и является советником президента Омара аль-Башира по всем вопросам, связанным с китайскими и турецкими отношениями. Мать нового министра нефти Судана родом из Дарфурского региона, что является очевидным политическим преимуществом: Хартум нуждается в представительстве в исполнительной власти выходцев из этой неспокойной провинции. Среди основных задач нового министра нефти, которые ему обозначил О.аль-Башир следующие: резкая активизация геологоразведки в Судане с учетом падения нефтяных доходов бюджета. Одновременно ему будет необходимо найти компромисс с Джубой и выйти с ней на компромисс с точки зрения возобновления полномасштабного транзита нефти в Порт-Судан. С момента обретения независимости в 2011 году Южный Судан направляет согласно договору часть своих доходов от экспорта на материально-техническое содержание этого нефтепровода. То есть, Хартум взимает плату за каждый добытый баррель в Южном Судане. Однако большинство обязательств Джубы в рамках этих возмещений истекает в этом году, а это означает, что доходы Хартума на содержание инфраструктуры и бюджетные поступления значительно сократятся. Отсюда необходимость заключения нового аналогичного соглашения с Джубой или ускоренный поиск потенциального иностранного инвестора.
52.19MB | MySQL:103 | 0,806sec