Дискуссии в американской еврейской общине по поводу принятия Основного закона о еврейском характере Государства Израиль

19 июля Кнессет принял Основной закон о еврейском характере Государства Израиль («Хок ле-ом» – кратко на иврите), закрепивший также другие принципы, которых придерживались с 1948 года. Реакция на закон со стороны американской еврейской общины последовала незамедлительно, она была неоднозначной, но в основном отрицательной.

Национальный совет молодого Израиля (National Council of Young Israel), представляющий ортодоксальное направление иудаизма, приветствовал новый закон. «Израиль действительно является «национальным домом еврейского народа», а каждый, кто пытается отрицать этот базовый принцип, закрывает глаза на историю и игнорирует то, что является элементарной истиной»[i].

Американская еврейская ортодоксальная община (среди которых «Ортодоксальный союз», ХАБАД, «Агудат Исраэль») – это всего лишь 10% на сегодняшний момент. Хотя ситуация может вскоре измениться в противоположную сторону, т.к. они усердно работают над увеличением своей численности как в США, так и в Израиле. Еще один момент – в отличие от израильских ультраортодоксов, которые возражают против законодательных изменений посредством Основных законов вообще, и в случае с этим законом, в частности, американские ультраортодоксы, за исключением сатмарских хасидов, придерживаются сионистских убеждений. Ортодоксы США выступают в поддержку Израиля, включая принятие этого закона[ii].

Тем временем, Антидиффамационная лига (ADL) с самого начала осуждала «Закон о еврейском характере государства». ADL – международная, основанная в 1913 году и базирующаяся в США, еврейская неправительственная организация. Ее заявленной целью является борьба с антисемитизмом, а также отстаивание прав и свобод всех без исключения граждан. Некоторые критики деятельности этой организации вменяют ей отстаивание курса правящего в Израиле правительства во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху.

В заявлении ADL говорится о том, что, хотя этот закон «представляет собой важный шаг вперед в деле закрепления еврейского характера страны, особенно в отношении государственных символов, таких как гимн, флаг и столица Иерусалим, тем не менее, в нем есть проблематичные пункты, которые могут заставить некоторых подвергнуть сомнению приверженность закона плюрализму». «Израиль имеет долгую и похвальную репутацию страны, уважительно относящейся и защищающей права всех своих граждан, в том числе этнических и религиозных меньшинств, но некоторые положения закона могут повлиять на меры по их защите», – отметил генеральный директор ADL Джонатан Гринблатт. «Кроме того, в законопроекте предусматривается, что Государство Израиль будет действовать только в диаспоре, чтобы сохранить связь между государством и еврейским народом [ст. 6 п. «бет»][iii], потенциально подрывая взятые правительством Израиля обязательства по соблюдению религиозного плюрализма». Дж.Гринблатт добавил: «Теперь, когда этот закон принят Кнессетом, государство обязано обеспечить, чтобы на практике этот Основной закон не использовался для дискриминации меньшинств, особенно арабских граждан страны, и что государство подтверждает свою приверженность улучшению отношений между евреями в Израиле и во всем мире».

«Раввины за гражданские права» (The Rabbinic Call for Human Rights, или T’ruah), раввинская организация, борющаяся за права человека вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности, отреагировала на принятие закона более агрессивным тоном, чем ADL. В их заявлении говорится: «Это угрожает израильской демократии, легализует дискриминацию в отношении 20% израильских граждан, угрожает религиозному плюрализму и угрожает самому будущему Израиля». «В дни, предшествующие девятому Ава[iv], израильское правительство продемонстрировало свою готовность уничтожить основы Государства Израиль в преследовании антидемократической и дискриминационной повестки дня».

Между тем Сионистская организация Америки (Zionist Organization of America, основанная в 1897 году), ставшая одной из наиболее крупных организаций с произраильской позицией, высоко оценила принятие Основного закона. «Этот закон знаменует 2000 лет еврейских молитв и благородную сионистскую миссию воссоздания Израиля как еврейской родины – убежища, где евреи могут защитить себя от многовековых ужасных насильственных антисемитских нападений в европейских и арабских странах, и жить в качестве свободных людей на их собственной, Богом и ООН дарованной и законно отведенной земле». Именно так заявили национальный президент организации Морт Кляйн и директор специальных проектов Элизабет Берни.

По их мнению «закон просто отражает суть и смысл Израиля». Кроме того, Кляйн и Берни осудили оппозицию этому закону. «Критика нового закона ошибочна и неуместна. Чрезвычайно разочаровывает то, что наряду с лицемерной, даже антисемитской, европейской критикой в отношении нового израильского Основного закона, Американский еврейский комитет (American Jewish Committee, AJC) и Союз реформаторского иудаизма (Union for Reform Judaism, URJ), его президент Рик Джейкобс, делают заявления, в которых обманчиво и неверно критикуют новый закон, а Антидиффамационная лига (ADL) неправильно раскритиковала некоторые его аспекты». Кляйн и Берни полагают, что «по сути, эти критики атакуют саму идею еврейского государства. Их необоснованные критические замечания, а вовсе не закон, являются незаконными и наносят ущерб».

Заметные деятели в еврейской общине также высказали свою точку зрения по поводу закона. Так, Марк Меллман, консультировавший лидеров Демократической партии США, в интервью израильскому изданию JNS сказал, что «какие бы цели не преследовали инициаторы этого закона, нет никаких сомнений в том, что его принятие подпортило репутацию Израиля в этой стране и среди американской еврейской общины. И так существуют проблемы между Израилем и США, а также между Израилем и диаспорой. Уйти в сторону, чтобы усугубить эти проблемы, не представляется мудрым курсом».

Леон Визельтьер, американский писатель и ученый, философ, редактор либерального журнала Тhe New Republic, высказался против этого закона, опираясь на анализ с исторической точки зрения. «Новый Основной Закон, возмутительный и душераздирающий, доказывает, что Израиль находится в авангарде ксенофобии и антидемократического тоталитаризма, который сейчас затемняет наш мир». «Оскорбление – и с позиции арабских граждан Израиля – отказ от Декларации независимости, которая каким-то образом закрепила положение о том, что Израиль является национальным домом еврейского народа и установила равенство прав для всех его граждан, евреев и других национальностей». Теперь же «авторы этого великого документа переворачиваются в своих гробах».

Сара Н.Штерн, основатель и президент Фонда поддержки правды на Ближнем Востоке (Endowment for Middle East Truth, EMET), НКО, работающей над продвижением своих взглядов на арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке в средствах массовой информации, не согласилась с Л.Визельтьером. По ее мнению «поразительно, что это вообще обсуждается. Этот закон ничуть не революционный, т.к. уже  в 1917 году в Декларации Бальфура прозвучал призыв к созданию в Палестине национального дома для еврейского народа». «Это пахнет двойным стандартом», – добавила С.Штерн. «У большинства стран мира есть официальная государственная религия. Америка с закрепленным в конституции разделением церкви и государства является исключением, а не правилом. Государственная религия обычно определяется религиозным большинством в стране. Либеральные общества также фиксируют определенную государственную религию в своих конституциях, как, например, Дания, в которой Церковь Дании является по конституции государственной церковью». С.Штерн настаивает на том, что «в этом законе ничто не вносит изменения в свободу вероисповедания для мусульман, христиан, буддистов, бахаи или любой другой группы людей». «Шумиха, поднявшаяся вокруг этого закона, сама по себе демонстрирует причину, по которой в государстве Израиль должен быть уникальный еврейский элемент». «Двойной стандарт и антисемитизм, которым всегда подвергались евреи, – это то, что потребовало и по-прежнему требует, чтобы Израиль был родиной для еврейского народа».

Закон о еврейском характере Государства Израиль еще с начала разработки первых предложений законопроекта Институтом сионистской стратегии в 2011 году, особенно после представления на рассмотрение Кнессета депутатом Ави Дихтером (на тот момент от «Кадимы»), вызывал дискуссии не только в Израиле, но и еврейской диаспоре по всему миру.  Сам Йоаз Хендель, глава Института сионистской стратегии, так объясняет идею «Хок ле-ом». По его мнению, первый руководитель Израиля Давид Бен-Гурион совершил ошибку – не принял Конституцию. В результате многое в  Израиле определяется политической конъюнктурой или демографией. «Сменится всего одно поколение и сионизм может утратить ведущую позицию. Уже сегодня более 50% учащихся первых классов – это ультраортодоксы и арабы, иными словами представители не сионистских сегментов общества. Вполне может сложиться ситуация, при которой кто-то решит провести закон о том, что Израиль – это государство всех народов, живущих в нем, а «ха-Тикву» [гимн Израиля] надо отменить. Для этого будет достаточно того, чтобы Объединенный арабский список [парламентская арабская партия] благодаря демографическим тенденциям набрал 20 мандатов, а не 13. Неизвестно, как в этом случае поведут себя ультра-ортодоксы. Все – вопрос демографии». К тому же Израиль требует, чтобы палестинцы признали его еврейским государством, в то время как сами евреи долгое время не признавали его таковым.

Й.Хендель одной из причин необходимости принятия такого закона указывал также на проблему для израильских властей, которая связана с воссоединением семей палестинцев с израильскими арабами. Тем самым растет процент арабских граждан Израиля. Как говорит Хендель: «До принятия закона БАГАЦ (Высший суд справедливости, он же Верховный суд) всячески останавливал этот процесс, мотивируя отказы вопросами безопасности, тогда как реальная причина – национальная и демографическая. Всем очевидно, что Израиль в состоянии противостоять угрозам, связанным с безопасностью в контексте воссоединения семей»[v].

Помимо демографии, закон призван решить еще и проблему с арабским языком. Ситуация, при которой арабский язык являлся до принятия этого закона официальным, предполагала, что вся судебная документация, законы и пр. должны быть и на арабском языке. Однако этого не делалось в большинстве случаев, и государству приходилось кое-как выкручиваться, всякий раз придумывая новые объяснения. Еще одна проблема – земли. В стране не стихали споры по поводу Национального фонда, стоит ли разрешать продажу земли или нет. Помимо этого есть еще масса проблем, и выход один – принять Основной закон о национальном характере государства.

Й.Хендель говорил о том, что «закон вообще не о религии. Он не собирается опираться на догмы раввинов от ШАС или от «Еврейства Торы». В законе речь идет о национальности». Суть только в том, что еврейская национальность непосредственно связана с причастностью к иудаизму. В случае, тем или иным образом, разрыва этой связи на выходе получается еврей не по Галахе со всеми вытекающими из этого последствиями не только для большого количества «олим хадашим» (новых репатриантов в Израиль), в т.ч. из стран бывшего Советского Союза, но и для уже граждан Израиля. Отметим, что по данным израильского МВД, в рамках Закона о возвращении в Израиль въехало не менее 350 тыс. репатриантов, которые не признаются евреями по Галахе, что составляет примерно 5% от еврейского населения страны. Так что слова Хенделя, что «разграничение на евреев по Галахе и «гоев» по Галахе, якобы, не имеет отношения к этому закону» не соответствуют действительности.

«На вопрос о том, кто является евреем, дает ответ только Закон о возвращении» – говорит Хендель. Здесь стоит вспомнить о том, что Израильский «Закон о возвращении» до решения БАГАЦа в 2016 году не распространялся на лиц, прошедших гиюр (процедуру перехода в иудаизм) в еврейских ортодоксальных общинах, признанных в Израиле (реформистской и консервативной). Проще говоря, исключительно в ведении ортодоксального раввината Израиля находится установление критериев принадлежности к еврейству. 25 июня 2017 года межминистерская комиссия по законодательству одобрила инициативу ортодоксальных партий ШАС и «Еврейство Торы», которая не только, в случае принятия закона, предоставила бы Главному раввинату государственную монополию на переход в еврейство, но и позволила обойти постановление БАГАЦа по этому вопросу от 2016 года[vi]. То есть, Главный раввинат Израиля стремится закрепить в законе право ведения учета лиц, чье еврейство вызывает их сомнение.

На этом можно было бы поставить точку в деле рассмотрения отношения в американском еврейском сообществе к принятому закону о еврейском характере Израиля. Ортодоксальные евреи США горячо поддержали принятый Кнессетом закон. Но, как мы уже упоминали, представители ортодоксального течения иудаизма составляют 10% общины. Для основной же массы американских евреев участие в правозащитной деятельности всегда рассматривалось как эффективное средство борьбы с антисемитизмом. В данном случае, им приходится реагировать на зеркальные действия израильских властей – по отношению к неевреям по Галахе. Анатолий Щаранский, бывший глава Еврейского агентства (Сохнут) не зря призывал депутатов Кнессета проконсультироваться с представителями еврейской диаспоры, прежде чем формулировать окончательный вариант закона[vii].

Представляется, что большая часть американского еврейства была бы солидарна с характеристикой ситуации в Израиле в результате действий ультраортодоксов, данной министром обороны Израиля и лидером партии «Наш дом-Израиль» (НДИ) Авигдором Либерманом: «Это не религиозный вопрос, а религиозное принуждение и попытка превратить Израиль из сионистского государства в государство Галахи, в теократию».

 

[i] Новый закон о гражданстве Израиля начинает немедленную дискуссию с американских еврейских групп // JNS. 26.07.2018. URL: https://www.jns.org/israels-new-nationality-law-sparks-immediate-debate-from-american-jewish-groups/ (на англ.яз.)

[ii] Американские евреи: больше ортодоксов, больше сионистов // Детали. URL: http://detaly.co.il/amerikanskie-evrei-bolshe-ortodoksov-bolshe-sionistov/

[iii]Основной закон: Израиль – национальное государство еврейского народа. Кнессет Израиля. 19.07.2018. URL: http://knesset.gov.il/laws/ru/yesodru16.pdf

[iv]  Тиш’а бе-Ав – по еврейскому календарю национальный день траура, пост, еврейского народа. В этот день были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы и обрушились другие бедствия в разные исторические периоды. По григорианскому календарю в 2018 году Тиш’а бе-Ав выпал на 22 июля.

[v] «Закон о национальном государстве не имеет отношения к религии». Интервью с Йоазом Хенделем // NEWSru.co.il. 27.12.2017. URL: http://newsru.co.il/israel/27dec2017/hendel_701.html

[vi] Новый закон о гиюре лишит еврейства тысячи репатриантов // Вести. Израиль-по-русски. 27.06.2017. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-4981490,00.html

[vii] Щаранский: закон о еврейском государстве «вобьет клин» между Израилем и диаспорой // Zahav.ru. 13.07.2018. URL: http://mnenia.zahav.ru/Articles/10561/sharansky_raskritikoval_zakon_o_evreiskom_gosudarstve#ixzz5MRVRTTIg

52.34MB | MySQL:103 | 0,622sec