Оценки военно-технического сотрудничества Пакистана и западных государств в секторе боевой авиации ВВС

Как отмечено в публикациях китайских СМИ, достаточно серьезную роль в поддержании боевых возможностей ВВС Пакистана на протяжении  последних 50 лет играли поставки боевых самолетов – истребителей из США и Франции. Так, во время первого и второго индо-пакистанских вооруженных конфликтов пакистанские летчики пилотировали американские истребители F-86F и одерживали победы в воздушных боях с индийскими визави.

Очередным поводом к поставкам истребителей американского производства стал ввод воинского контингента  ВС СССР на территорию Афганистана. Для выравнивания возможностей афганских моджахедов и советских военных, специалисты ВС США и ЦРУ разработали программу Peace Gate, согласно которой ВВС Пакистана должны были получить 68 истребителей F-16A/B. Известно, что поставки были начаты в 1981 г., т.е. через три года после начала операции ВС СССР в Афганистане. По замыслу американских специалистов поставки должны были быть выполнены в течение двух лет, что позволило бы сформировать четыре полноценные истребительные эскадрильи

В рамках первого и второго этапов программы военно-технической помощи Peace Gate американская компания General Dynamics в начале 1981 г. поставила ВВС Пакистана 28 одноместных истребителей F-16A и 12 двухместных истребителей F16B в модификации Block 15/20. Данные самолеты принимали участие в патрулировании воздушного пространства Пакистана и фактически прикрывали отряды моджахедов от бомбардировок советской авиации. Известно, что пакистанские летчики сбили несколько истребителей МиГ-23МЛД, Су-17М4 и Су-22 в воздушном пространстве Афганистана.

В рамках третьего и четвертого этапов программы Peace Gate пакистанские военные должны были получить еще 28 истребителей F-16A/B Block 15. Однако, данные самолеты попали под действие запрета на поставки вооружения и военных технологий в Пакистан по причине серии испытаний ядерных боеприпасов, которые провели Нью-Дели и Исламабад в рамках двустороннего военно-политического противостояния. По данным американских источников, «пакистанские» истребители на протяжении значительного периода времени хранились на авиационной базе «Дэвис Монтан» ВВС США.

После нескольких попыток представителей компании General Dynamics продать эти боевые машины ВВС Австралии и Новой Зеландии. Рассматриваемые F-16A/B были распределены между подразделениями ВВС и ВМС США, имитирующими действия вероятного противника – «эскадрильи агрессоры».

Спустя 24 года Конгресс США разрешил поставки боевых самолетов для ВВС Пакистана – была одобрена продажа 24 истребителей F-16C/D Block 50/52 стоимостью 685 млн долл. США. Китайские специалисты отмечают, что  официальный Исламабад первоначально запрашивал 71 истребитель с расчетом, что после среднесрочного ремонта и модернизации в строю будут находится 111 истребителей, которые прослужат не менее 10 лет до следующего ремонта.

Примечательно, что основным доводом к разрешению на поставки истребителей в Пакистан стали террористические акты 11 сентября 2001, а не разъяснения военно-политического руководства Пакистана о необходимости усиления борьбы с террористическими и исламистскими группировками, которые располагали базовыми лагерями, центрами подготовки и лабораториями по производству наркотических веществ в соседнем Афганистане.

В результате долгих и сложных переговоров ВВС Пакистана получили в свое распоряжение всего 18 истребителей F-16 C/D Block 50/52. В настоящее время, все наличные американские боевые самолеты распределены между 14-й и 15-й эскадрильями ВВС Пакистана (дислоцированы в Пешаваре).

В условиях чрезвычайно неустойчивых военно-технических контактов с США официальный Исламабад был вынужден развернуть активную работу по поиску иных поставщиков истребителей. Следует отметить, что основным вариантом для ВВС Пакистана на сегодняшний момент является приобретение истребителей американского и европейского производства, которые уже находятся в эксплуатации в ВВС дружественных стран «суннитского мира». Благодаря устойчивым военно-политическим контактам с Иорданией пакистанские военные смогли приобрести 16 истребителей F-16C, а также провели средний ремонт F-16А/В на авиаремонтных предприятиях Турецкой Республики.

Следует отметить, что ВВС Пакистана имеют богатый опыт эксплуатации истребителей французского производства – «Мираж F1», «Мираж 3» и «Мираж 5» вместе с которыми были получены различные авиационные средства поражения. В настоящее время, пакистанские военные ведут активные переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами и Катаром о приобретении у них самых современных истребителей типа «Мираж», а именно «Мираж 2000-9»  и «Мираж 2000-5».  Пакистанские военные рассчитывают, что после того, как ВВС ОАЭ примут на вооружение новейшие F-16 E/F Block 70 они прекратят полеты «Мираж 2000-9» и передадут их ВВС Пакистана в счет «оказываемого содействия».

Под «содействием» следует понимать, что именно пакистанские боевые летчики выполняют и продолжат выполнять боевые задачи на самолетах ВВС ОАЭ в рамках операции ВС аравийской коалиции в Йемене. Кроме того, специальные подразделения ВВС Пакистана продолжат подготовку наемников для перспективных операций на территории Йемена.

По данным китайских источников, если официальный Исламабад сможет достичь соглашений с Абу-Даби и Дохой, то получит для национальных ВВС, как минимум, две полноценные эскадрильи легких истребителей с большим ресурсом планеров и двигателей. Необходимо учитывать, что квалификация технического персонала ВВС Пакистана позволяет грамотно обслуживать самолеты типа «Мираж».

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что официальный Исламабад предпринимает попытки приобретения таких боевых самолетов, как F-15SG, «Торнадо» и «Еврофайтер Тайфун», однако Великобритания, Германия, Италия и даже Испания против поставок самолетов европейского производства в Пакистан.

В отношении восстановления военно-технического сотрудничества с США представляется возможным выделить две проблемы.

Во-первых, в условиях ограниченного оборонного бюджета (по состоянию на 2017 г. всего 8,78 млрд долл. США) военно-политическое руководство Пакистана не может выделить дополнительные средства на приобретение новой техники. По данным китайских источников, на программы закупки ВВТ в 2017 г. для ВС Пакистана было выделено всего 1,87 млрд долл. США. Для сравнения бюджет ВС Индии в 2017 г. – 63,7 млрд долл. США.

В этой связи представляется необходимым отметить, что программы серийного выпуска истребителей JF-17 «Гром» в модификациях Block 1 и Block 2; подготовка производственной линии для изготовления истребителей JF-17 «Гром» Block 3; разработка малозаметного истребителя по программе AZM; контракты на поставку дизель-электрических подводных лодок проекта S20P и сторожевых кораблей проекта F40P профинансированы руководством Королевства Саудовская Аравия.

Такая «щедрость» Эр-Рияда обусловлена тем, что летчики ВВС Пакистана не только принимают участие в операции по борьбе с хоуситами в Йемене, но и проводят обучение молодых пилотов ВВС КСА. Кроме того, определенную роль играет участие пакистанских наемников (в большинстве бывшие военнослужащие) в йеменской кампании.

Во-вторых, в настоящее время главный военно-технический партнер США в регионе – Индия и как известно поставки ВВТ для официального Нью-Дели «более интересны» для действующей администрации Белого дома, поскольку именно «индийские контракты» позволяют поддерживать работу сборочных линий истребителей F-16, самолетов разведчиков базовой патрульной авиации Р-8А «Посейдон», транспортных самолетов С-17 и С-130, а также вертолетов СН-47 «Чинук». В свете такого широкомасштабного американо-индийского сотрудничества Президент США Дональд Трамп не будет возобновлять военно-технические контакты с Пакистаном.

Китайские специалисты отмечают, что пакистанские военные высказывают достаточно серьезную заинтересованность в приобретении российских истребителей Су-35С, однако российская сторона не готова продавать эти самолеты Исламабаду.

В дополнение к вышесказанному представляется возможным сообщить, что китайские специалисты работают над очередным вариантом перспективного малозаметного легкого истребителя, который может заинтересовать ВВС Пакистана. Отличительной особенностью перспективной боевой машины должен стать новейший турбореактивный двигатель WS-15, который, по замыслу китайских конструкторов, должен обеспечивать тягу а уровне 18500 кгс./см.кв.

52.4MB | MySQL:106 | 0,595sec