Перспективы аграрного сектора Сирии: июль 2018 г.

К середине 2018 года вопрос о полноценном восстановлении аграрного сектора в Сирии по-прежнему является одним из главных в экономической повестке дня официального Дамаска. По мере стабилизации ситуации в большинстве регионов страны и возвращения в места постоянного проживания внутренне перемещенных лиц и репатриантов, вопрос создания рабочих мест и устойчивого дохода приобретает ключевое значение. Роль аграрного сектора в этом контексте одна из ведущих.

Важно понимать, что несмотря на 6 лет разрушительной войны в Сирии удалось сохранить основы аграрного производства (которое снизилось вдвое). По-прежнему более 50% потребляемого населением продовольствия производится на сирийской земле, включая 2 млн тонн пшеницы ежегодно. До начала конфликта Сирия полностью обеспечивала себя основными вида сельскохозяйственной продукции и активно занималась ее экспортом, а более 46% населения в 2010-2011 гг. были заняты в сфере, связанной напрямую или косвенно с сельским хозяйством (т.е. в одном из звеньев продовольственной цепочки). При этом, аграрный сектор составлял 27% ВВП страны в 2001 году и 18% в 2010 году, непосредственно накануне конфликта. При этом эффективное и в высокой степени централизованное государственное управление аграрным сектором позволяло максимально эффективно использовать имеющиеся в дефиците земельные, водные и энергетические ресурсы для ведения сельского хозяйства. Также для этого периода была характерна целенаправленная политика сирийских властей по субсидированию фермеров (семена и удобрения).

Примечательно, что негативная статистика развития аграрного производства в Сирии началась еще до военного конфликта. В 2006-2010 гг. под воздействием длительной засухи, а также вследствие новой аграрной политики Дамаска по отмене субсидий на ирригацию (основные водные источники в Сирии имеют внешнее происхождение и потому их использование контролируется государством) и удобрения. Именно в результате этих действий и кризиса в аграрном секторе начались социальные протесты в ряде сельских районов страны (в первую очередь в пригородах Дамаска), которые впоследствии вылились в вооруженные протесты оппозиции против властей.

Впоследствии, однако, основным фактором разрушения аграрного сектора в Сирии стал как раз сам военный конфликт. Поскольку значительная часть боевых действий в ходе сирийского конфликта велась в сельских районах, аграрный сектор оказался одним из наиболее пострадавших. Главные факторы потерь – массовые переселения и миграция фермеров, разрушение основной инфраструктуры, включая системы водоснабжения и ирригации, массовая гибель скота. По данным международных экспертов ООН, совокупные потери аграрного сектора страны по итогам сирийского конфликта достигли 16 млрд долларов США. При этом потери в сфере растениеводства составили 7.2 млрд долларов, в животноводческом секторе – 5.5 млрд долларов, в рыбном хозяйстве – 80 млн долларов США. Потери от разрушения аграрной инфраструктуры (включая системы ирригации и каналы, ветеринарные клиники, склады для хранения продовольствия, производственные мощности и пр.) оцениваются в 3.2 млрд долларов США. Производство пшеницы упало вдвое – с 4 до 2 млн тонн в год. Потери в животноводческом секторе также составили не менее 50%. Доля расходов на продовольствие в 90% сирийских семей превышает сегодня 50%. Причины – падение доходов среди фермерских хозяйств и рост продовольственных цен почти на 800% с 2011 по 2016 г.  В то же время, по-прежнему сельское хозяйство продолжает играть важную роль, особенно в качестве основного источника для пропитания и выживания малых фермерских хозяйств, которые даже в период максимальной эскалации конфликта продолжали находиться на самообеспечении за счет производства пшеницы, овощей, а также животноводства.

Тем не менее, в 2018 году негативная тенденция развития аграрного сектора продолжилась, несмотря на дальнейшую стабилизацию политической ситуации. Падение производства основных видов сельскохозяйственной продукции вызвано в первую очередь сильной засухой и дефицитом дождей (ниже нормы), особенно в северных и северо-восточных регионах страны. В первой половине текущего года дожди выпали только на 30% от нормы, и дождевой сезон начался позже обычного цикла, что привело к гибели существенной части посевов и к распространению различных трансграничных заболеваний растений. В результате этих неблагоприятных факторов, прогнозируется дальнейшее сокращение аграрного производства в этом году. В частности, по данным Министерства сельского хозяйства США, производство пшеницы в период 2017-2018 сократится с 2.4 до 2.2 млн тонн.

Полноценное структурное восстановление аграрного сектора Сирии – дело непростое и затратное. Особенно на фоне растущих гуманитарных потребностей (по мере репатриации беженцев и освобождения новых территорий страны от терроризма), государству все сложнее делать выбор в пользу долгосрочных инвестиций в аграрный сектор. В частности, речь идет о необходимости принятия мер по восстановлению ирригационных систем и реабилитации систем водоснабжения, вакцинации и лечению скота и модернизации аграрного производства за счет закупок современной техники, оборудования, новых технологий, устойчивых к климату семян и удобрений. Весь пакет мер должен реализовываться в комплексе, чтобы отдача была ощутимой. При этом, сложно привлечь инвесторов для содействия на этом направлении, c учетом высоких политических рисков и небыстрой финансовой отдачи от таких инвестиций. Кроме того, ставка на частных инвесторов, прежде всего внешних, которые способны мобилизовать значительную инвестиционную поддержку, может не сработать с учетом того, что традиционно аграрный сектор был под государственным управлением и его либерализация в условиях довоенных реалий едва ли представляется возможной с позиции официального Дамаска. А сохранение строгой вертикальной структуры управления под государственным контролем вряд ли будет служить стимулятором для привлечения инвестиций из частных портфелей.

По оценкам экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), аграрному сектору Сирии для восстановления необходимы инвестиции в размере от 10 до 17 млрд долларов на ближайшие три года. Точный объем инвестиций будет зависеть от динамики развития политической ситуации. В рамках своей страновой стратегии, ФАО рассчитывает мобилизовать только в текущем году 120 млн долларов на поддержку фермеров и создания для них устойчивых источников дохода и на восстановление разрушенной инфраструктуры.

В целом, как представляется, в нынешних условиях, несмотря на продолжение негативной тенденции в развитии аграрного сектора, есть все-таки определенные предпосылки для его использования в качестве эффективного локомотива для устойчивого развития всей сирийской экономической системы. Сегодня 70% сирийцев живут за чертой бедности (менее 1 доллара США в день), а 54% испытывают проблему продовольственной обеспеченности. В этом плане сирийский аграрный сектор – в случае прогрессивного восстановления – способен существенно улучшить данную статистику, а главное – внести решающий вклад в восстановление сирийского ВВП хотя бы до уровня довоенного периода (в период 2010-2018 ВВП Сирии снизился с 60 до 27 млрд долларов). Чтобы это произошло, видимо, государству нужно будет трансформировать довоенную плановую систему в более гибкую, адаптированную к рынкам и современную структуру, но при сохранении элементов государственной поддержки и субсидирования фермерских хозяйств. Нужно будет найти необходимый баланс интересов чтобы, с одной стороны, обеспечить приток частных инвестиций и ресурсов, а с другой – сохранить некую управляемость с учетом чувствительности сектора для национальных интересов и специфики его развития в сирийских условиях ограниченности выхода на региональные рынки и дефицит внутренних ресурсов. Поддержка фермеров со стороны государства, особенно на первом этапе реформы, является ключевым фактором их удержания в сельских районах и предотвращения дальнейшей вынужденной миграции в города или за пределы страны. Согласно статистике ФАО, среди проживающего в сельских районах коренного сирийского населения, которое не пострадало в результате массовых внутренних переселений, более 80% по-прежнему считают сельское хозяйство своим основным видом деятельности.  Вовлечение неправительственных организаций, местных коммун и фермерских кооперативов, и семейных хозяйств в этот процесс может сыграть ключевую катализирующую роль в приросте внешних инвестиций от частного сектора. Переходный формат аграрного сектора Сирии потребует от властей в Дамаске выработки взвешенной и эффективной аграрной политики, а также выработки некоего стратегического видения развития аграрной отрасли.

52.2MB | MySQL:103 | 0,540sec