Ирак: размышления о перспективах реализации бюджетного профицита

Сохранение нынешних ценовых параметров на энергоносители дает Ираку неплохой шанс, если не исполнить текущий бюджет с профицитом, то, по крайней мере, обеспечить восполнение имеющегося дефицита. Однако, «дыр» в бюджете немало, все их, скорее всего, закрыть не удастся, даже если допустить, что все средства будут расходоваться целевым образом и без обычных для страны, злоупотреблений. Кроме того, поскольку правительство не может самостоятельно распоряжаться избыточными средствами без подведения на то законодательной базы, то, и исполнение старого и принятие нового бюджета в текущем году в значительной степени будет зависеть от состава парламента, который должен голосовать по этим вопросам и утверждать в соответствии с Конституцией Ирака. Конечно, кое-какие статьи бюджета правительство может корректировать в пределах имеющихся у него лимитов, но в масштабах отраслевых без парламента не обойтись, а он, напомним, также как и, собственно, само правительство до сих пор не сформирован в окончательном виде. Законодательная и исполнительная власть в стране зависли в промежуточном состоянии между «старым» и «новым» составом.

Финансовый советник кабинета министров А.Салех отметил в интервью, данном порталу «Ас-Сабах аль-Джадид», что «Ирак в определенной степени восполнил дефицит бюджета в 13 трлн динаров в текущем финансовом году». Также, может быть сформирована «возможность дополнительной корректировки бюджета в случае, если наличие финансовых активов превысит первичные оценки на этот счет, прописанные, в главном финансовом документе, в соответствии с Законом о финансовом управления и государственном долге N (95) от 2004 года».

Чиновник допустил, что «дополнительные средства могут быть ассигнованы на реализацию части новых проектов, предусмотренных в инвестиционном сегменте закона».

Инструментально, реализация профицита будет осуществляться путем применения поправочных коэффициентов, или коррекционных ставок, как если бы «цена барреля нефти по этому бюджету будет изменена, чтобы составить 65 долларов вместо 45 долларов США или по другим ставкам, которые правительство считает подходящими для экономической ситуации».

В свою очередь, в комментарии для «Ас-Сабах аль-Джадид», эксперт по правовым вопросам Хайдер аль-Суфи, высказал мнение, что «этот излишек может быть реализован правительством только через специальную правовую основу, регулирующую процесс выплат».

Он пояснил, что «основа необходима для регулирования исполнения проектов, которые являются отложенными или новыми, но, в любом случае, не предусмотренными в первоначальном бюджете на текущий год».

Что касается параметров нового бюджета, «то его должен сформировать новый парламент в соответствии с процедурой по осуществлению законодательной юрисдикции, предусмотренной в статьях 61 и 62 Конституции». Времени для начала к подготовке по формированию бюджета на 2019-2020 гг. остается не так много, и некоторые статьи начинают вчерне прописываться уже сейчас. Впрочем, с учетом объема сумм, которые подлежат дополнительному «освоению», спешить никто никуда не собирается и то, что кроме вынужденных трат на стабилизацию в Басре, ни один, «внезапно образовавшийся, лишний динар» не будет истрачен, кроме как после изнурительной борьбы между лоббистами, депутатами и аппаратчиками в кабмине, свидетельствует еще одна цитата Х. аль-Суфи —  «Палата представителей (парламент) даже если она  и не будет сформирована текущем году (в результате отложенного окончательного объявления результатов выборов, или их аннулирования, что по нашему мнению маловероятно и будет чересчур даже для коллизий иракского парламентаризма, но, чем, как говорится, черт не шутит -авт.), то он (парламент) сможет добавить этот излишек в бюджет в следующем году, когда он будет утвержден после начала ратификации правительством его чернового варианта».

Следует отметить, согласно заявлению члена Финансового комитета в прежнем парламенте Маджида аль- Тамими, в течение первых шести месяцев этого года ценовая конъюнктура на нефтяных рынках обеспечила дополнительные доходы Ираку, в результате чего в текущем бюджете образовалось положительное сальдо в размере 7,484 трлн динаров.

«Общий объем финансирования текущих и инвестиционных бюджетов составил 35,029 трлн динаров, по сравнению с поступлением нефтяных и не нефтяных доходов — 42,576 трлн динаров», — сообщила парламентарий, подчеркнув, что «среднемесячные расходы бюджета составили 5,848 трлн динаров, при этом избыточный ежемесячный доход достиг 1,277 трлн динаров».

Определенно, на образовавшийся в бюджете Ирака профицит, а предстоит еще и второе полугодие, которое может оказаться не менее результативным в этом смысле, найдется немало желающих. Кроме необходимости обслуживания внешнего долга и трат на восстановление северных и западных провинций, недавно освобожденных от террористических группировок, страна тратит огромные суммы на содержание чиновничьего аппарата, тех же самых депутатов парламента и силовиков. Военные расходы на закупку вооружений продолжают составлять не менее трети от доходов бюджета, а сам процесс обставлен соображениями не столько потребностей, сколько интересами лоббистов. Так, на вооружении ВВС Ирака находятся сразу 4 типа самолетов, вынашиваются амбициозные планы закупки современных систем ПВО и бронетехники, при всем при том, что небо Ирака фактически контролируется США и их союзниками в рамках операции «Непреклонная решимость», а современные танки и БМП мало пригодны для борьбы с террористами, изгнанными из крупных городов. Крайне изношенная инфраструктура, плохие дороги, удручающее состояние жилищно-коммунального хозяйства, энергосетей, проблемы с водоснабжением и состоянием речного хозяйства, бедность и малограмотность, перечень всех проблем Ирака достаточен для того чтобы поглотить любой образовавшийся профицит, не говоря уже о том, что механизм финансового администрирования поражен тем же самым, от чего страдает вся иракская государственная машина, повальной коррупцией, масштабы которой давно превзошли те, что бытовали при прежнем режиме и во времена международной изоляции и блокады страны.

52.25MB | MySQL:103 | 0,466sec