К вопросу о Турции и BRICS. Часть 4

Политикой Турецкой Республики является максимальное вступление в различные международные, глобальные и региональные, платформы сотрудничества. В этом смысле, несомненный интерес для Турции представляет её участие, в том или ином качестве, в составе BRICS.

Участие президента Р.Т.Эрдогана в саммите этой организации (25-27 июля с.г.) в Йоханнесбурге вызвало в Турции большое внимание. Продолжаем обзор этого события оценками ситуации, сделанными турецкими обозревателями. В частности, из самого главного проправительственного издания страны на английском языке Daily Sabah.

На этот счет в издании вышло три полноценных авторских колонки: Джемиль Эртем написал статью под заголовком «Саммит БРИКС: великая встреча Юга и Востока», Садык Онай написал статью, озаглавленную «BRICS Plus и потенциал Турции», а Керем Алкын – материал «Соперничество E-7 и G-7: БРИКС против Атлантики». Отметим, что мало какое мероприятие вызывает столь бурную реакцию у турецких обозревателей.

Обратимся к написанному ими, начав с «Великой встречи Юга и Востока» Джемиля Эртема.

То с чего он начинает статью, это – с констатации факта о беспрецедентной череде «изменений и кризисов» в мировой экономике. При этом автор подчеркивает намеренность соседнего употребления этих двух слов. И дальше он отмечает тот факт, что страны мира теперь «больше не в одной лодке».

Тут автор уходит в историю – в 19-й и в 20-й век, говоря о том, что мировые войны были вызваны соперничеством между странами Запада за технологии и рыночные ниши. Однако, невзирая ни на какие кризисы, как пишет турецкий обозреватель Запад не потерял своего богатства, заработанного на «меркантильном колониализме» и промышленной революции. По той простой причине, что южные и восточные страны были обречены на «дальнейшую колонизацию и обнищание». Однако, ситуация изменилась после того, как мир устремился к новому порядку. Символом ухода от однополярного мира к миру многополярному автор называет крушение Берлинской стены.

Как пишет автор: «Новая политика, выходящая за рамки традиционной промышленной революции, запатентованной на Западе политики правого и левого крыла, только что начала расцветать в восточных странах накануне величайшего кризиса на Западе со времен промышленной революции». Он говорит о том, что Европа опять движется в сторону кризиса и национал-социализма. И это, по его словам, — «главная историческая ось трений между Германией и Турцией».

Оборотной стороной медали является бурное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно – Китая и Южной Кореи. Центры производства и технологий постепенно смещаются с Запада на Восток, с мягкой экспансионистской торговой политикой Китая и ростом образования и технологий в Южной Корее. И, как пишет Д. Эртем, США ничего не остается поделать, кроме как примириться с этим статус-кво. Поскольку именно Азия «своими излишками» финансирует «гигантский дефицит» США.

От Азиатско-Тихоокеанского региона автор переход уже к Евразии, где президент В. Путин создал «другую реальность», которая не была «столь же захватывающей и дружественной к рынкам», что и в АТР. В этот самый момент, как пишет автор, Турция ясно дала понять, что она дополнит собой эту картину и оставит свой след на Евразии, в качестве «страны-учредителя, качественно отличающейся от России». 24 июня с.г. (после досрочных президентских и парламентских выборов – В.К.) в Турции и в регионе совершилась «революционная трансформация».

Наконец, после своего предисловия, автор непосредственно переходит к турецкому участию в Саммите БРИКС в качестве страны, временно председательствующей в Организации исламского сотрудничества (ОИС).

Что же по этому поводу пишет Джемиль Эртем?

«BRICS и другие нуждаются в новой и уникальной линии развития больше, чем когда-либо. Крайне важно, чтобы структура БРИКС была самой важной экономической и политической платформой, первой из G-20, а затем и мира, интегрируя в себя Турцию и страны Латинской Америки, начиная с Мексики».

Важнейшим для турецкого руководства на Саммите БРИКС является переход между странами на торговлю в национальных валютах и развитие новой валютной системы, без жесткой привязки к американскому доллару. Иными словами, если смотреть глобально это – турецкое «предложение о новом политическом и экономическом порядке и реструктуризации».

БРИКС, как напоминает своим читателям автор, – это 4,5 трлн долларов валютных резервов и 43 процента мирового населения, являющегося «самым молодым и самым динамичным в мире». И далее он говорит: «если эти экономики будут действовать сообща с Турцией, то мы увидим, что нынешняя трансформация — это новый путь развития для развивающихся стран». Первым шагом в этом направлении мог бы, по словам автора, стать сбор валютных резервов стран участниц БРИКС в общем банке развития, который, по своей эффективности, претендует на то, чтобы стать «Архимедовым рычагом».

Джемиль Эртем завершает свою публикацию следующими словами: «Крайне важно срочно предпринять шаги, которые преодолеют монетарную систему Бреттон-Вудса и западно-ориентированную торговую систему. Этот саммит БРИКС, в котором принял участие Р.Т.Эрдоган, имеет историческое значение. Эти шаги не будут только выходом для развивающихся стран, но также будут препятствовать быстрому кризису в США идущему из АТР и снизят риски, которые угрожают будущему системы».

Иными словами, как мы видим, автор видит будущее не за традиционными институтами вроде G-7, а за новыми объединениями, к примеру БРИКС, в случае если эта организация продолжит вбирать в себя новых участников и будет способна предложить им новую модель развития, где в центре будет не Запад, а новые центры силы.

52.22MB | MySQL:103 | 0,538sec