К вопросу о Турции и BRICS. Часть 5

Политикой Турецкой Республики является максимальное вступление в различные международные, глобальные и региональные, платформы сотрудничества. В этом смысле, несомненный интерес для Турции представляет её участие, в том или ином качестве, в составе BRICS.

Участие президента Р.Т. Эрдогана в саммите этой организации (25-27 июля с.г.) в Йоханнесбурге вызвало в Турции большое внимание. Продолжаем обзор этого события оценками ситуации, сделанными турецкими обозревателями.

Рассмотрим статью Садык Уная, озаглавленную «BRICS Plus и потенциал Турции», в которой он выносит неутешительный вердикт присоединения Турции к BRICS, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Даже после того, как Р.Т.Эрдоган впервые принял участие в саммите BRICS в качестве председателя Организации исламского сотрудничества (ОИС).

Начинает автор с того, что для турецкий публики поясняет этот «акроним», который был призван подчеркнуть рост и инвестиционный потенциал ведущих развивающихся рынков, то есть Бразилии, России, Индии, Китая и, в дальнейшем, Южной Африки. В настоящее время, как пишет автор, BRICS «кристаллизовался в консультативную платформу высокого уровня» в условиях смещения центра тяжести на «глобальный Юг». BRICS характеризуется турецким автором в качестве «полезного инструмента» артикуляции своих интересов «промышленному Северу» в условиях, когда наблюдается серьезный дисбаланс между экономическими, военными и технологическими достижениями нарождающихся мировых держав и их участием в процессе принятия решений в мире.

Такая, в общем-то достаточно комплиментарная оценка, кстати, заметно разнится с мнением многих российских политологов, считающих BRICS довольно «непонятным» объединением с политической точки зрения между странами, не все из которых столь уж связаны экономически между собой.

Садык Унай также говорит о том, что состав участников BRICS – не гомогенный, с точки зрения «политических режимов, стратегий экономического развития, региональных и глобальных отношений и формирований национальных интересов». Однако, BRICS рассматривается им в качестве «предвестника новой эпохи», в которой альянсы, основанные на «общей проблематике», выйдут на первый план.

Здесь автор говорит о том, что актуальность BRICS в мировой системе управления возрастает ещё больше, если понаблюдать за современной политикой администрации США, которая: а) самым серьезным образом отклоняется от своих предыдущих обязательств по отношению к либеральному торговому порядку, б) отправляет «вопиющие послания неопротекционизма» Китаю.

От общих замечаний касательно этого формата партнёрства автор переходит уже к Турции. Он напоминает, что после того как вместо Турции в составе тогда ещё BRIC оказалась Южная Африка, во время председательства Китая в организации в 2017 году последовал запуск так называемой инициативы BRICS Plus.

В период администрации президента Б.Х.Обамы, как пишет обозреватель, падала эффективность более традиционной платформы G-20. А BRICS Plus нацелилась на то, чтобы становиться более представительной за счет нарождающихся центров силы «первого и второго поколения».

Далее автор указывает, что на саммит 2017 года в качестве стран гостей  были приглашены Таджикистан, Мексика, Кения, Таиланд и Египет. Саммит 2018 года в Южной Африке привлек к себе Индонезию, как представителя Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Египет – как представителя Группы 77, Аргентину – как страну-председатель в Большой двадцатке и представителя торгового блока Меркосур, Ямайку — в качестве представителя Карибского сообщества (Кариком) и, наконец, Турцию — в качестве председателя Организации исламского сотрудничества (ОИС).

Как пишет автор, BRICS – платформа конкуренции за влияние между Китаем, Индией и Россией, а расширение этой организации пока не рассматривается. Но, тем не менее, как пишет автор, «тщательный отбор стран-гостей и организаций на саммиты BRICS означает стремление восприниматься, действительно, всеобъемлющей и глобальной консультативной платформой». Об этом же свидетельствуют и отобранные темы, которые в этот раз звучали как: роль BRICS в Африке в отношении общего благосостояния и устойчивого развития в ходе четвертой промышленной революции и инклюзивный рост благосостояния глобального юга.

Автор здесь говорит о том, что если бы страны BRICS могли продемонстрировать способность действовать в качестве единой силы против давления США в различных международных объединениях, включая ООН, G-20, МВФ, ВТО и Всемирный банк, то они могли бы оказывать определяющее влияние на формирование будущего мирового порядка.

Что же до Турции, то как пишет Садык Унай: «что касается долгосрочных геостратегических и геоэкономических интересов Турции, то сохранение тесных отношений с группой BRICS, очевидно, будет одним из важнейших активов». Однако, здесь он подчеркивает менее благополучные экономические условия по сравнению с 2013 годом, что заставляет сомневаться в возможности присоединения Турции к этому объединению. Турецкая экономика сейчас переживает резкий спад «под воздействием глобального сокращения ликвидности и долгосрочного воздействия попытки переворота 15 июля».

И автор говорит о целом ряде первоочередных мер, которые Турции предстоит принять в своей экономике для «мягкой посадки», включая «ужесточение как денежно-кредитной, так и налогово-бюджетной политики и обеспечение более умеренных темпов роста, чтобы удержать высокую инфляцию, процентные ставки и дефицит текущего счета».

Но его резюме более оптимистично: «Однако, потребуется систематическая политика в сфере науки, промышленности, технологии, сельского хозяйства для повышения внутреннего производственного потенциала, что в среднесрочной перспективе сделает страну более привлекательной для BRICS».

В заключение от себя отметим две важнейшие мысли этой статьи.

Во-первых, турецкий автор не склонен преуменьшать роль BRICS в мировой системе власти ни в настоящий момент, ни, тем более, в перспективе. В отличие от нередко критично настроенных отечественных обозревателей.

Во-вторых, автор достаточно скептичен в отношении перспектив вступления Турции в BRICS с учётом её экономических трудностей, считая, что стране образца 2018 года еще предстоит сделать свою часть «домашней работы».

52.17MB | MySQL:103 | 0,480sec