К вопросу о Турции и BRICS. Часть 6

Политикой Турецкой Республики является максимальное вступление в различные международные, глобальные и региональные, платформы сотрудничества. В этом смысле, несомненный интерес для Турции представляет её участие, в том или ином качестве, в составе BRICS.

Участие президента Р.Т.Эрдогана в саммите этой организации (25-27 июля с.г.) в Йоханнесбурге вызвало в Турции большое внимание. Продолжаем обзор этого события оценками ситуации, сделанными турецкими обозревателями. Обратимся к статье Керема Алкына, опубликованной под характерным заголовком «Соперничество E-7 и G-7: БРИКС против Атлантики», противопоставляющим развивающиеся страны и традиционные глобальные центры силы.

Начинает автор с того, что говорит о лидирующей роли Турции «в региональных и глобальных процессах сотрудничества», существующей в её исторической памяти ещё со времен Османской Империи. Как он указывает, в новейшей истории Турция стала членом объединений, как созданных после Второй мировой войны, так и относительно молодых. К первой категории относятся НАТО и СЕНТО. Ко второй, — такие многосторонние платформы, как Организация исламского сотрудничества (ОИС), Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Организация экономического сотрудничества (ОЭС) и так называемых D8 Action Force.

Сказать, что автор комплиментарен по отношению к периоду правления Р.Т.Эрдогана – явно недостаточно. Вот, в частности, о чем он говорит: «При лидерстве президента Эрдогана за последние шестнадцать лет мы стали свидетелями превращения Турции в страну, которая нарастила свои мускулы в экономической и политической областях, превращения в атлетическую страну с высокой дипломатической маневренностью. Этот процесс, в дополнение к прочным экономическим, политическим и военным отношениям с Атлантикой на протяжении последних 70 лет, позволил Турции развить многоплановые и многосторонние международные отношения с новыми полюсами силы».

Далее автор говорит о тех успешных усилиях, которые позволили выстроить новую систему отношений с Азиатско-Тихоокеанским регионом, который занимает позицию «нового центра силы». С Россией, «которая ускорила процесс достижения статуса супер-силы при президенте Путине». С Африкой, которая, по мнению автора, станет «центром тяжести второй половины 21-го века». И по отношению к Латинской Америке, «с кем мы себя чувствуем, как если бы они были нашими кузенами на расстоянии 10 тыс. миль» (тут автор, очевидно, апеллирует к получившей в Турции некоторое распространение теории о том, что Америку открыл не Колумб, а турки, а, соответственно, краснокожие традиционные народы Америки – «немножечко» тюрки – В.К.). Первыми плодами многосторонней турецкой дипломатии, как пишет автор, стало председательство Турции в G-20 в 2015 году и в Энергетическом клубе Шанхайской организации сотрудничества в 2018 году.

Далее автор вспоминает про БРИК, которое начиналось как «неформальное сотрудничество» между Бразилией, Россией, Индией и Китаем, однако к настоящему времени выросло до глобальной площадки. Которая только что провела уже свой 10-й Саммит и расширилась до названия БРИКС с участием Южной Африки. И Турция там уже себя обозначила, вызвав обеспокоенность на Западе:

«… «Западно-Западные» или «Северо-Западные» союзы, которые управляют глобальной экономической политикой с 1860 года, очень обеспокоены как экспоненциально растущей силой союза «Юг-Юг», так и тем фактом, что Турция, имеющая прочные отношения с Атлантическим альянсом на протяжении последних 70 лет, создает двусторонние и глубокие отношения со странами БРИКС, Шанхайской организацией сотрудничества, с Россией и с Китаем, которые являются основными странами этих совместных усилий. Новые появляющиеся центры силы смещают ось мирового товарооборота и движения денежных средств (в сторону – В.К.) из коридоров морской торговли, находящихся под контролем Атлантического альянса, к новым сухопутным торговым коридорам, где Турция будет центром тяжести. Для Азии, Африки и Европы интенсивное сотрудничество с Турцией в области энергетики, транспорта, логистики и торговых коридоров дает важные преимущества в течение следующих пятидесяти лет».

Итак, подведем черту под нашим обзором турецкого взгляда на отношения с организацией БРИКС.

Прежде всего, заметим главное, не только Турция для БРИКС – возможность, но и, наоборот, БРИКС для Турции возможность.

БРИКС для Турции – противовес в её отношениях с Западом.

БРИКС – это предвестник новой эпохи смещения центров силы с Запада и Севера на Юг и Восток.

Страны БРИКС – это большие финансовые возможности, а Турция крайне заинтересована в финансировании своих мега-строек, вроде того же «Канала Стамбул». Запад резко ограничил возможности Турции по привлечению внешнего финансирования и ей придется искать деньги на Востоке, что она уже, собственно, и начала делать подписав недавно кредитное соглашение с Китаем на сумму в 3,6 млрд долл.

Страны БРИКС и, особенно, Индия и Китай, в промышленном производстве, для Турции – это угроза и конкуренция. Зато для в плане коридоров доставки этих товаров и услуг в Европу Турция – для них естественный партнёр.

Россия же для Турции, называя вещи своими именами, как и СССР, — «колосс на глиняных ногах» с  отрицательной демографией, падением уровня промышленного производства и ухудшением глобальной конкурентоспособности. Хотя из соображений политеса об этом никто прямо не скажет. Российский hard power пока затмевает все остальное, однако, негативные тенденции, разумеется, не ускользают от турецкого внимания.

Поэтому Турция примеривает на себя новую роль в регионе, многократно активизируясь и поднимая ставки на всех площадках от Запада до Востока. И нельзя сказать, чтобы это было совсем уж неоправданно и не имело бы под собой рациональной почвы.

62.79MB | MySQL:102 | 0,773sec