Израильские эксперты о выводах для Израиля из принятых решений на Всекитайском собрании народных представителей

Состоявшаяся в марте 2018 года ежегодная сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва значительным образом повлияла на деятельность китайского правительства. Решения, принятые на этой сессии, определяют внешнюю политику Китая на ближайшие годы, особенно в связи со структурными изменениями в правительстве и партии. Впервые с 2004 года были приняты поправки в более чем 20 статей конституции страны. В частности, было отменено ограничение двумя пятилетними сроками пребывания на посту председателя и вице-председателя Китая, которые отныне могут избираться без ограничений каждые пять лет на сессии ВСНП. Глава государства Си Цзиньпин может переизбраться в 2023 году на третий срок[i].

Дорон Элла, специалиста по Китаю из Еврейского университета в Иерусалиме, рассматривает политические заявления и структурные изменения, одобренные на сессии, и анализирует их политическое значение для Израиля. С одной стороны, экономические цели Китая открывают новые горизонты для Израиля в отношении торгового сотрудничества, но с другой – представляют собой возможные риски, если Китай в будущем станет конкурентом. С точки зрения обороны модернизация армии Китая и расширение китайского военного экспорта представляют собой косвенный риск для Израиля в связи с продажей передового китайского оружия противникам еврейского государства и постепенной трансформации Китая в конкурента Иерусалима в области экспорта вооружений. И с политической точки зрения продление срока полномочий китайского лидера Си Цзиньпина и структурные изменения в китайском правительстве требуют учета перераспределения центров силы и власти в различных правительственных органах Китая[ii].

Результаты работы ВСНП и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета КНР (ВК НПКСК) требуют концептуальных и практических изменений в подходах среди лиц, принимающих решения, и профессионалов в Израиле. С экономической точки зрения, соответствующие инстанции министерств Израиля, задействованных в сотрудничестве с Китаем, должны совместно изучить значение структурных реформ, которые Китай инициировал в своей экономике, и рассмотреть, как это повлияет на двусторонние торговые отношения и характер конкуренции между двумя странами. В то же время ситуация, при которой китайская и израильская экономики дополняют друг друга, вероятно, изменится.

Реализация программы «Сделано в Китае 2025», на которой был сделан акцент на сессии ВСНП, может привести к тому, что Китай станет стратегическим конкурентом Израиля, т.к. Поднебесной удалось создать наукоемкую экономику в сферах, в которых Израиль в настоящее время пользуется относительным преимуществом. В 2016 году Китай занял 25-е место согласно глобальному индексу инноваций (Израиль занял 21-е место) и поднялся до 22-го места в 2017 году (а Израиль до 17-го). Поэтому Израиль должен рассмотреть, как он может сохранить свои конкурентные преимущества перед Китаем (и другими крупными развивающимися странами, такими как Индия) в высокотехнологичных секторах и продолжать быть лидером в глобальных инновациях, предпочтительно путем наращивания государственных инвестиций в различные сферы инновационного развития. В этой связи следует тщательнее проанализировать приобретение израильских высокотехнологичных компаний частными или государственными компаниями из Китая и разработать специальный сбалансированный механизм регулирования иностранных инвестиций, в целях сохранения накопленного в Израиле ноу-хау. Такой механизм облегчит получение выгоды от торговых отношений между Израилем и странами, которые инвестируют в его экономику, одновременно управляя возможными рисками.

В то же время Израиль должен внимательно следить за торговыми отношениями между Соединенными Штатами и Китаем и устанавливать четкие границы в развитии трехсторонних отношений. В первой половине 2018 года между США и Китаем возникла напряженность, перерастающая в торговую войну. Две державы ввели квоты на импортируемые товары и ограничили иностранные инвестиции на своих рынках. Одним из главных опасений США является быстрый технический прогресс Китая, особенно в производстве микросхем – это привело к тому, что администрация американского президента Дональда Трампа заблокировала ряд инвестиций в американские компании китайскими технологическими компаниями и фондами венчурного капитала. Это последовало за требованием приобретающих групп, помимо прочего, передать американские ноу-хау и технологии китайским инвесторам. В результате политики США и ужесточения правил, регулирующих китайские инвестиции в американские технологические компании, Китай обратился к инвестиционным возможностям в других странах, включая Израиль, который Китаем рассматривается как лидер в области мировых инноваций. Китай проявил растущий интерес к Израилю как потенциальному торговому партнеру по микротехнологиям, особенно для смартфонов, мега-компьютеров и сервисов «облачных» вычислений. Поэтому Израиль должен быть уверен, что укрепление торговых связей с Китаем в сферах, рассматриваемых США в качестве стратегических, имеющих важнейшее значение для национальной безопасности, не наносит вреда отношениям между Соединенными Штатами и Израилем.

Аналогичным образом, учитывая нынешнее соглашение о свободной торговле между Израилем и Китаем и с учетом сделанных в ходе работы ВСНП заявлений об открытии для иностранных компаний новых секторов на китайском рынке, Израиль должен рассмотреть вопрос о том, как помочь своим компаниям проникнуть на китайский рынок и успешно конкурировать на справедливых условиях, ограничивая передачу ноу-хау и технологий своим китайским партнерам.

В этом контексте Израиль должен активизировать деятельность старт-апов, заинтересованных в ведении бизнеса в Китае. Необходимо преодолеть различные торговые и деловые барьеры, уникальные для китайского рынка, такие как культурные и языковые барьеры, обычаи ведения бизнеса, правовые и нормативные препятствия для израильских компаний, особенно новых технологических компаний, пытающихся преуспеть в Китае. Израиль должен также предпринять меры через свои дипломатические каналы и, во взаимодействии с соответствующими органами в китайском правительстве, укреплять основы для сотрудничества между двумя правительствами (G2G, government-to-government) и предприятиями (B2B, business-to-business), которые послужат якорем для израильских компаний, стремящихся инвестировать или работать в Китае в конкретных секторах экономики. В этом случае израильскому правительству потребуется поддержка и совет при ведении постоянного диалога с соответствующими министерствами в китайском правительстве.

С точки зрения безопасности на Израиль непосредственно не влияет увеличение военного бюджета Китая и структурные реформы в китайской армии. Однако технологический и качественный военный прогресс Китая позволяет ему проводить более настойчивую политику на международной арене, увеличивая риск столкновения с иностранными военными силами. Кроме того, этот прогресс позволяет Китаю экспортировать оружие и разнообразную военную технику своим союзникам на Ближнем Востоке, таким как Иран и Сирия. В последние годы Китай стал заметным игроком в мире по экспорту оборонной продукции. Из экспортера дешевого и простого оружия Китай превратился в страну, которая разрабатывает, производит и экспортирует современные системы вооружения, такие как танки, военные самолеты, беспилотные летательные аппараты и подводные лодки. В 2000-2015 годах экспорт китайских вооружений увеличился в 6,5 раза. По состоянию на 2017 год Китай стал третьим по величине экспортером оружия после Соединенных Штатов и России. Поэтому Израиль должен внимательно следить за объемом и типами китайского оружия, продаваемого в страны, которые считаются врагами Израиля. Аналогичным образом, как еще один экспортер передовых систем вооружений, Израиль должен учитывать возможность того, что Китай станет важным стратегическим конкурентом в этой сфере, поскольку Китай доказал свою эффективность в захвате долей рынка у своих соперников. Более того, цели китайского экспорта не ограничиваются денежными доходами; конечной целью является региональное и даже глобальное геополитическое влияние и одновременно укрепление союзников Китая. Экспорт китайской оборонной продукции является частью экономического инструментария, используемого Китаем для достижения политического влияния и накопления «мягкой силы», а также международной помощи и экономических инвестиций в различных странах.

Что касается инвестиционной политики Китая на Ближнем Востоке, особенно в Сирии, то израильский эксперт полагает, что потенциальные китайские инвестиции в сирийскую инфраструктуру могут еще больше ограничить свободу военных действий Израиля в регионе. По его мнению, Китай считает, что режим Башара Асада будет отвечать за стабильность в стране и не позволит того, чтобы Сирия превратилась в государство-изгой, в котором уйгуры проходят боевую подготовку, после чего они возвращаются в Китай и как противники режима ведут борьбу за отделение Синьцзян-Уйгурского автономного района от Китая. Поэтому израильское вмешательство и военные нападения будут рассматриваться как действия, способные дестабилизировать Сирию и повысить риск экономических инвестиций. Если Китай примет решение инвестировать в восстановление Сирии в рамках своей инвестиционной политики в развивающиеся страны на Ближнем Востоке, Израилю придется попытаться договориться с Пекином об инвестициях в целях сохранения свободы действий Израиля в стране.

После принятия решения о продлении срока полномочий Си Цзиньпина важно, чтобы Израиль внимательно следил за его заявлениями и деятельностью в экономической и политической сферах и придавал им большее значение, чем в прошлом, поскольку китайские министерства будут более привержены его курсу. Кроме того, увеличение срока правления председателя КНР указывает на то, что китайское планирование, которое и так уже спроецировано на будущее, станет еще более долгосрочным, что потребует соответствующего и непрерывного политического планирования со стороны Израиля, всестороннего выполнения долгосрочных правительственных решений, несмотря на различия в политических системах.

Наконец, различные министерства в израильском правительстве, которые регулярно проводят переговоры с Китаем, в том числе министерства иностранных дел, экономики и промышленности, делают это главным образом с Государственным комитетом по развитию и реформе (NDRC, National Development and Reform Committee), а последовавшее за весенней сессией ВСНП ослабление NDRC и перераспределение некоторых его полномочий требует пересмотра межминистерских отношений.

Министерства в Израиле должны установить (или возобновить, если необходимо) связи с соответствующими министерствами китайского правительства и пересмотреть центры силы и влияния в правительстве Китая в связи со структурными изменениями, последовавшими за сессией ВСНП. С этой целью желательно, чтобы соответствующие департаменты в израильских министерствах приобретали соответствующие знания о Китае в целях решения поставленных задач и поддержания эффективных отношений с китайскими партнерами.

Израилю следовало бы пересмотреть баланс сил в Коммунистической партии Китая и наладить личные дипломатические связи с ключевыми партийными персонами, таким как вице-премьер Лю Хэ, а также установить рабочие связи с соответствующими министерствами, ответственными за сферы, которые касаются различных областей сотрудничества между Израилем и Китаем.

Фактом является то, что в настоящее время  заинтересованность Китая в ближневосточном регионе уже не ограничивается сотрудничеством с арабскими государствами и Ираном. За последние годы Израиль вызывает к себе растущий интерес Поднебесной, прежде всего как партнер в военно-технической области и сфере передовых технологий. В этих условиях экспертное мнение призвано способствовать созданию механизма эффективного и взаимовыгодного израильско-китайского сотрудничества.

[i] В Пекине завершилась сессия Всекитайского собрания народных представителей //

РИА Новости. 20.03.2018. URL: https://ria.ru/world/20180320/1516806997.html

[ii] Решения Всекитайского собрания народных представителей Китая: значение для Израиля // Институт исследования национальной безопасности. Июль 2018. URL: http://www.inss.org.il/wp-content/uploads/2018/07/adkan21.2ENG_4-101-111.pdf (на англ.яз.)

62.85MB | MySQL:102 | 0,547sec