Удовлетворен ли Иран Конвенцией о правовом статусе Каспия?

12 августа в казахстанском городе Актау состоялся Пятый каспийский саммит на высшем уровне. В саммите приняли участие лидеры Ирана, Азербайджана, России, Казахстана и Туркмении. По итогам саммита была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Согласно этому документу, водная поверхность Каспия остается в общем доступе, а дно и ресурсы делятся между странами на участки. В дополнение к конвенции были подписаны другие документы о сотрудничестве в области торговли, экономики, транспорта, борьбы с терроризмом и организованной преступностью и приграничного сотрудничества.

Помимо пятисторонней встречи президент Ирана Хасан Роухани провел двухсторнние переговоры со своими коллегами.

Прежде чем отправиться в Актау, Х.Роухани подчеркнул важность предстоящего мероприятия, которое позволит урегулировать некоторые нерешенные проблемы между прибрежными государствами. «Согласно конвенции, все юридические вопросы, касающиеся статуса Каспийского моря, должны быть разрешены с учетом консенсуса пяти прикаспийских государств, что очень важно и фундаментально», — отметил президент, подчеркнув, что соглашение не включает разделение вод. «Конвенция полностью запрещает перемещение иностранных военных кораблей в море, что имеет большое значение для национальной безопасности прикаспийских государств», — добавил Х.Роухани.

Учитывая, что Каспийское море имеет свои географические  особенности, а именно является морем лишь в силу своих размеров, будучи озером, то иранский президент отметил, что новый проект соглашения полностью отличает правовой режим Каспийского моря от Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

По словам Х.Роухани, конвенции определяет исключительные рыболовные и транспортные зоны, но оставляет не решенными вопросы, связанные с базовой линией и бассейном моря и морским дном для будущих соглашений между прикаспийскими государствами. Базой является линия вдоль побережья, от которой измеряются пределы территориальных вод под юрисдикцией государства и некоторые другие морские зоны, такие, как исключительная экономическая зона государства. «В целом, это важное соглашение, которое продвигает нас на один шаг вперед, хотя есть еще очень важные проблемы для будущего», — добавил он.

Хасан Роухани отметил, что у прикаспийских государств есть большие возможности и потенциал для сотрудничества, особенно в области экономики, транспортировки товаров и пассажиров, а также туризма, который будет обсуждаться во время саммита.

«Сотрудничество между странами по добыче и эксплуатации нефти, а также обмен нефти и газа — это вопросы, которые всегда обсуждаются между нами и другими прибрежными государствами, и эти дебаты будут продолжены на саммите».

Как сообщает иранское агентство Presstv.ir, прикаспийские государства рассматривают взаимосвязанность между странами в качестве краеугольного камня их регионального сотрудничества, разработав стратегии развития в соответствии с масштабным проектом Китая по созданию современного «Шелкового пути». Хасан Роухани отметил два транспортных коридора через Иран, которые соединяют страны восточного и западного берегов Каспийского моря с Персидским заливом и Оманским морем. Транспортный коридор «Север-Юг» через Туркменистан связывает субконтинент с Ближним Востоком, Кавказом, Центральной Азией и Европой, который вызвал большой интерес со стороны России и Индии. Иран и Азербайджан также строят железную дорогу Рашт-Астара, которая обеспечивает альтернативный маршрут коридора.

В каспийском саммите в Актау принял участие и министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф. Глава МИД на своей странице в Твиттере написал: «Сегодня день солидарности прибрежных государств Каспийского моря. Приняты нормативные положения о сотрудничестве в области окружающей среды, судоходства, рыболовства, устойчивого развития и безопасности без участия иностранного военного контингента. Мы соглашаемся на продолжение дружеского диалога по нерешенным вопросам, разграничению, разделу моря и его ресурсов».

Несмотря на высокие оценки итогов состоявшегося саммита со стороны экспертов разных стран и самих участников мероприятия, а российские эксперты  даже провозгласили начало «новой эры в истории сотрудничества стран Каспия», основополагающие вопросы все еще остаются нерешенными, пишет иранское агентство ghatreh.com. Текст Каспийской правовой конвенции, который стал результатом 51-го заседания рабочей группы, был окончательно составлен на встрече министров иностранных дел  пяти стран в прошлом году, а министры иностранных дел в начале т.г. издали перевод на английском языке. Именно поэтому Мохаммад Джавад Зариф прибыл в Актау накануне визита президентов, чтобы с остальными министрами иностранных дел прикаспийских государств подготовить специальное заявление и подвести итоги работы специальной рабочей группы.

Как пишет ghatreh.com, текст конвенции был раскритикован иранской стороной на последнем этапе, поскольку он содержал пункты, вызывающие озабоченность по поводу доли Ирана в Каспийском море. Как уже было сказано выше, Каспийское море по своей сути является озером, поэтому страны региона, считают, что режим Каспия не может основываться на конвенциях Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года или использованию трансграничных водотоков и международных озер, и необходимо разделить эту «голубую зону» на основе иных принципов между соседними странами.

По некоторым профессиональным оценкам, Каспийское море занимает второе место по нефтегазовым ресурсам после Персидского залива и поэтому представляет особый интерес для Соединенных Штатов и европейских стран. До распада СССР Каспийское море было общим между двумя странами — Ираном и Советским Союзом. Появления разногласий связано с тем, что до провозглашения независимости бывших советских республик Иран имел право эксплуатировать южную половину Каспия, и сегодня намерен сохранить за собой как можно больше морской территории.

Как отметил в пятницу в Твиттере профессор и директор иранского Центра международных исследований Евразии Элахе Кулайи, «внутренние и внешние условия страны не подходят для согласования правового режима Каспийского моря. Не следует подписывать документ для определения прав и обязанностей иранского народа в озере. В заявлении МИД России очевидно, что текст выражает интересы России».

Директор Института международных исследований Каспийского моря Мейсам Арайи в интервью изданию «Иран», полный текст которого пока не опубликован, отмечает, что нынешний период не благоприятен для окончательного определения правового статуса Каспийского моря, учитывая влияние трансграничных государств, в частности США, на Иран и Россию: «Похоже, что Казахстан, Азербайджан и Туркменистан стремятся использовать создавшиеся для России и Ирана ситуацию для подписания конвенции, чтобы поскорее воспользоваться полученными в результате подписания экономические возможностями».

Исходя из этих опасений ответственные лица, ведущие переговоры по Каспию, утверждают, что ИРИ проводит политику переговоров, основанную на беспроигрышной игре. Первоначальное предложение Ирана состояло в том, чтобы разделить Каспий на пять равных частей. Предложение, хотя и его критиковали эксперты из самого Ирана за 20-процентную долю страны, не получило одобрения других стран. Для Азербайджана это предложение означало, что страна лишит себя некоторых месторождений нефти и газа в Каспийском море. Разногласия между Баку и Ашхабадом обусловлены расположением некоторых месторождений, близких к линии разграничения между двумя странами.

Еще одним фактором, препятствующим достижениям соглашению между пятью странами, является  вопрос об иностранном военном контингенте на Каспии. Опасение вызывает близость некоторых стран (а именно, Азербайджана)  каспийского бассейна с США и Израилем, т.к. последние могут использовать эту страну для создания военной базы на Каспии, пишет ghatreh.com. Данный аспект имеет важное значение для России и Ирана. Именно эти страны уделили особое внимание предотвращению присутствия внерегиональных стран в бассейне. Из поступивших с саммита новостей очевидно, что принцип отсутствия вооруженных сил третьих стран в Каспийском море был включен в текст Конвенции, и Тегеран и Москва оценили этот пункт как позитивный аспект конвенции. Однако, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров в интервью российскому агентству РИА Новости отметил: «В документе говорится, что Каспийское море — регион мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества. Эти факторы существуют и должны оставаться мостом для подключения и связи наших стран, развития их возможностей и обеспечения каждого из них благоприятными условиями для развития национальной экономики, а не ограничения их».

Важно отметить также, что три страны — России, Казахстана и Азербайджан, уже заключили трехстороннее соглашение о разделе Северного Каспия. Тем самым большая часть споров осталась между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном. После того, как проект туркменского газопровода по дну Каспия не состоялся из-за отсутствия необходимых средств, основные споры развернуты лишь вокруг территориального деления. Согласно тексту проекта конвенции, прибрежным государствам Каспийского моря не нужно будет одобрение всех пяти стран в будущем для строительства по морскому дну, будет достаточно согласие тех стран, где трубопровод пересекает их воды. Это решение, похоже, открывает путь для строительства газопровода из Туркменистана в Азербайджан, против которого ранее выступали Россия и Иран. Таким образом, до подписания итоговой конвенции существует вероятность, что одна из стран изменит свое решение и подходы. На данный момент, Россия единственная страна, готовая подписать этот документ в нынешнем его варианте.

Таким образом, исходя из иранских информационных ресурсов, несмотря на всеобщее воодушевление, вопрос о территориальном разграничении Каспия для Ирана остается открытым. Если такие страны, как Россия и Казахстан, которые не имеют территориальных споров с остальными странами каспийского бассейна, довольны подписанными соглашениями, то иранской стороне предстоит отстаивать свое право на территорию и ресурсы закрытого моря. Согласно Статье 8 конвенции, в которой избегаются конкретные формулировки касаемо географических границ, следует заключить, что дальнейшие переговоры продолжатся между странами, среди которых продолжают оставаться территориальные споры, а именно – Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном.

Среди принципиальных для Ирана пунктов, как было сказано выше, является вопрос иностранного присутствия в каспийском регионе, по которому Москва и Тегеран имеют однозначную и единую позицию. Закрепление этого принципа в конвенции оценивается этими странами как победа, однако заявление главы МИД Азербайджан является показателем того, что Баку не считает себя ограниченным вправе допустить на свою территорию иностранный военный контингент, что не может не вызывать опасения Исламской Республики.

52.18MB | MySQL:103 | 0,463sec