О возможности запрета флагов враждебных государств в Израиле

Казалось бы, самым безобидным, если так можно выразиться в подобном случае, пунктом одобренного в прошлом месяце Кнессетом закона о национальном характере Государства Израиль является параграф второй, посвященный государственной символике (флаг, герб, гимн). Еще задолго до финальных чтений законопроекта в парламенте его сторонники настаивали, что именно по соображениям закрепления того, что и так не вызывает сомнений, документ безопасен для израильской демократии. Отчасти рассуждение в подобном ключе звучит справедливо, особенно на фоне спровоцировавших шквал критики статей 3 (Иерусалим – единая и неделимая столица Израиля), 4 (иврит – единственный государственный язык) и 7 (поселенчество — национальная ценность), разъяснения по поводу которой захотел услышать даже лояльный Вашингтон, запись о том, что флагом государства является белое полотнище с двумя синими полосами по краям и Маген-Давидом в центре, не несет в себе ничего крамольного.

Запись не несет, а вот сам флаг вполне возмутителен для враждебных сил и режимов, поскольку символизирует страну, чьего уничтожения они добиваются. Не зря сожжение полотнища с упомянутыми характеристиками – непременный спутник антиизраильских протестов по различным поводам. Немаловажно и то, что обсуждение государственной символики страны вдруг вновь вернулось из области истории в реальную политику. И если сам закон, как пишут израильские аналитики и дипломаты – способ борьбы с теми, кто отрицает право еврейского народа на государство, на родину, то элемент текста, относящийся к символике, призван сделать первый шаг к поиску новых решений, позволяющих защитить то, что еврейское государство олицетворяет.

В этой связи не удивительно, что закон как таковой и последовавшие за этим демонстрации привели к тому, что работа на этом направлении началась, проявившись, прежде всего, в законотворчестве. В среду депутат от партии Ликуд А.Берко, входящая в комиссии по иностранным дела и обороне, а также по внешней политике и пропаганде, предложила на законодательном уровне запретить появление враждебных флагов на демонстрациях, а в широком смысле в публичной сфере. Логика рассуждений парламентария, по её же собственным словам, проста и кроется в принципе зеркального ответа. Как отметила А.Берко: «мы не должны мириться с вражескими флагами в общественном пространстве». И если катализатором законодательной инициативы можно считать новый основной закон о национальном характере, то по сути своей он отсылает нас к принципу внешней политики, который Иерусалим в последние годы активно продвигает. Он кроется в том же зеркальном ответе на действия зарубежных государств, прежде всего на площадках международных организаций.

По данным, попавшим в израильскую прессу, под запретом окажутся флаг ООП, а также всех государств, которые запрещают израильский. Максимальным наказанием для нарушителей будет 1 год тюремного заключения, а массовым мероприятием, на котором появление враждебного символа планируется запретить, станет считаться сбор группы в составе трех и более лиц. Предполагается, что законопроект может быть рассмотрен Кнессетом уже на ближайшей зимней сессии.

Любые меры подобного рода, а уж тем более те, что могут привести к тюремному заключению, потенциально провоцируют острую критику со стороны арабских депутатов. Так случилось и на этот раз. Сразу два представителя Объединенного арабского списка выступили с заявлениями по вопросу новой законодательной инициативы, при подготовке которых явно лишь немного изменили свои комментарии по поводу закона о национальном характере. Так, А.Тума Слиман, председательствующая в лобби Кнессета по борьбе с расизмом, отметила, что нельзя заставлять израильских арабов доказывать свою лояльность Израилю путем насильственного принуждения к отрицанию собственной идентичности. Вероятно, по её мнению, гораздо лучше формировать ту самую идентичность, основываясь на борьбе с израильской. Н.Абу Рахмун подчеркнула традиционно для подобных споров, что инициатива её коллеги из Ликуда — подстрекательство к расизму.

Будущее законопроекта пока туманно. С одной стороны, как отмечает Israel Hayom, ссылаясь на источники в правительственных кругах, премьер-министр Б.Нетаньяху пообещал, что документ получит поддержку правительства. В чем именно она будет выражаться, не уточняется. Издание сообщает лишь о неком «ускорении процесса», хотя, учитывая потенциальное количество возражений, в первоначальной редакции текст с высокой долей вероятности не пройдет. С другой стороны, около двух лет назад другая законодательная инициатива, посвященная борьбе за должное обращение с флагом Израиля, получила от газеты Haaretz прозвище «сюрреалистичной». В 2016 г. группа депутатов Ликуд во главе с Н.Бокер, и по сей день входящей в Кнеесет и даже являющейся членом лобби по борьбе с делигитимацией страны, предложила наказывать за  надругательство над израильским флагом тюремным сроком до 3 лет и лишением права на медицинское обслуживание по системе национального медицинского страхования, а также выплат пособий по безработице.

В целом, предложенный законопроект имеет определенные шансы на успех, поскольку отвечает сложившейся в стране ситуации, когда на фоне протестов палестинского населения, которые организуются по любым поводам, крепнет уверенность в том, что нужно максимально снять с себя бремя ответственности за тех, кто не готов проявить к Израилю лояльность, хотя бы формальную. Вместе с тем, учитывая многочисленные жалобы пропалестинских правозащитных организаций на задержания и длительное содержание под стражей, принятие документа, содержащего ощутимые санкции за использование враждебных флагов, включая ООП, может вызвать серьезные последствия. С одной стороны, государство получит дополнительную порцию международной критики за нарушение прав палестинского населения. С другой стороны, зная протестный дух израильских недругов, ни что не подталкивает их так к активизации борьбы, как запрет, сущность которого очевидна.

52.19MB | MySQL:103 | 0,564sec