Турецкий антиамериканизм: на словах или на деле? Часть 2

Турецкое руководство четко разделяет свою риторику в отношении США на предназначенную для внешнего и внутреннего употребления. Продолжаем говорить о том, какие послания Турция направляет американскому руководству через не турецкие, а американские СМИ.

Напомним, что в предыдущей части статьи мы начали рассматривать статью министра иностранных дел М.Чавушоглу в USA Today, озаглавленную «Тарифы Д.Трампа наносят удар по альянсу НАТО». Заметим, главное: Турция в этой статье предстает надежным партнером США по Североатлантическому альянсу, а турецкий ущерб от американских санкций масштабирован на все НАТО.

Далее турецкий министр переходит к Сирии и, как он подчеркивает, в «критический момент» для страны Турции удалось занять центральное место в решении вопроса по определению политического будущего Сирии. И тут же М.Чавушоглу ссылается на неназванного им, но высокопоставленного представителя Госдепартамента, заявившего в ходе своего выступления в Конгрессе, что «за последние несколько лет Турция больше пострадала от терроризма, чем любой другой союзник, и что у нее 3,5 миллиона сирийских беженцев».

И невзирая на то, что «Исламскому государству» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) нанесен на Ближнем Востоке «серьезный удар», эта структура, по-прежнему, представляет собой, по словам турецкого министра, «постоянную глобальную угрозу». Как подчеркивает М.Чавушоглу, турецкие представители службы безопасности буквально каждый день ходят «от двери к двери», в поисках боевиков ИГ, пытающихся «проникнуть в Европу из Сирии через Турцию». Статистические данные по задержаниям министр не приводит, однако, говорит о «сотнях подозреваемых членов ИГ», что, по его словам, помогло предотвратить распространение этой террористической организации «в западных столицах». В процессе борьбы с ИГ Турция называет себя «острием копья».

М.Чавушоглу говорит и о том, что на турецкой базе «Инджирлик» размещаются американские войска, которые служат на «фронтах борьбы с ИГ». Он называет авиабазу критической базой «подскока», позволяющей приблизить силы союзников (антитеррористической коалиции – В.К.) к другим базам в регионе и «повышающей возможности по успешному искоренению ИГ».

После приведения всех своих доводов относительно роли Турции в мире образца 2018 года, М.Чавушоглу подчеркивает, что страна «не является режимом изгоев, который может быть потрясен капризом».

Именно как каприз, исходя из логики турецкого министра (а не, допустим, как выполнение президентом США Д.Трампом своих обязательств перед своими избирателями – В.К.) следует оценивать двукратное увеличение тарифов на ввоз стали и алюминия из Турции в США. Как подчеркивается турецким министром, это решение, подвергшееся жесткой критике в США и в Европе, наносит ущерб не только турецкой экономике, но и интересами «американского и европейского бизнеса».

В своих доводах турецкий министр опирается на предупреждение Торгово-промышленной палаты США, которая в своем заявлении указала на то, что заградительные тарифы ««нанесут ущерб экономике США и подорвут американское глобальное лидерство, нанося вред рабочим, фермерам и предприятиям».

Завершает свою статью в USA Today министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу следующим образом: «Эта безрассудная эскалация должна прекратиться. США и Турция могут иметь разные взгляды по важным вопросам, но мы стратегически выстраиваем позиции по широкому кругу других. Ради всех, мы должны разрешать наши разногласия дипломатическими методами, а не угрозами и провокациями, и на основе приверженности фактам и перспективам».

Итак, в отношении США с Турцией можно усмотреть некоторые аналогии с самолетным кризисом, который разразился между Турцией и Россией в ноябре 2015 года.

С той точки зрения, что ситуация предельно разогрета шагами с обеих стороны, задержавших граждан друг друга: США удерживает вице-президента банка «Халк» Х.Атиллу и турецко-иранского бизнесмена Р.Зарраба, а Турция – американского пастора Э.Брансона. Про беглого проповедника Ф.Гюлена не говорим – это, все же, вопрос другого порядка. Налицо симметричность взаимных шагов.

То же касается и таможенных тарифов: на введение заградительных пошлин против турецких стали и алюминия Турция ввела санкции против ряда позиций уже американской продукции с тем, чтобы добиться для себя полностью идентичного (в финансовом эквиваленте – В.К.) экономического эффекта.

Однако, проблема заключается в том, что, как показали последние недели, турецкая экономика, невзирая на наличие у нее солидного фундамента, оказывается весьма уязвимой перед внешним воздействием и поднимать ставки турецкому руководству в симметричной плоскости дальше некуда. Дальше в ход могут быть пущены лишь обещания «покинуть НАТО» и «полностью закрыть базу «Инджирлик» для американцев». Как мы видим, турецкий министр, не говоря об этом прямо, пытается напомнить США о роли Турции в НАТО и указать на возможность именно этого. Однако, вряд ли эти намеки будут восприняты более серьезно, чем недавние заявления самого Трампа, что США могут покинуть Альянс.

Так что, Турции придется создавать новые асимметричные источники раздражения для США, поскольку тема С-400, которую они, заметным образом, накручивают, свой ресурс уже почти что выбрала. Не имея ничего ввиду, просто приведем один конкретный пример того, что могло бы, чисто теоретически, позволить Турции все же поднять ставки в этой игре.

В межправительственном соглашении на строительство и эксплуатацию АЭС «Аккую» не прописан четко вопрос обеспечения безопасности этого важного стратегического объекта. Россияне в кулуарах уже предлагали обеспечить не только воздушное, но и морское прикрытие станции, которая будет расположена в районе порта Мерсин, основав там специально для этого военно-морскую базу. Турция тогда на это предложение отреагировала достаточно прохладно и вопрос «завис». Турции достаточно просто официально обозначить поступление к ней этого запроса. Этим мы просто демонстрируем, что карты в турецкой колоде по повышению ставок с США пока ещё есть, хотя их число заметным образом сократилось.

52.19MB | MySQL:103 | 0,556sec