Об увольнении командующих военными округами в Алжире

Увольнение каждого третьего командующего военными округами в Алжире, имевшее место 17 августа 2018 года, претендует на то, чтобы стать как минимум событием месяца для данной страны.

Речь идет о вынужденной отставке генерал-майоров Хабиба Шентуфа и Саида Бея, возглавлявших 1-й и 2-й военные округа АНДР и их замене генерал-майорами Али Сиданом и Мефтахом Саубом соответственно. Первый — бывший начальник Общевойсковой академии в Шершеле, второй – командующий 6-м военным округом.

Необходимо заметить, что эти неожиданные для представителей Вооруженных сил Алжира отставки не только плавно ложатся в канву последних по времени увольнений местных высокопоставленных силовиков, но и являются продолжением, взятым политическим руководством страны, по избавлению от генералов, поднявшихся в результате устроенного ими переворота 1992 года, лишившего исламистов из Исламского фронта спасения (ИФС) победы на парламентских выборах.

Этот курс стал явно просматриваться со второй половины 2015 г., когда был уволен один из членов уже бывшего правящего «триумвирата» генерал Мухаммед Медьен, шеф спецслужбы DRS, за которым последовали увольнения и ротации не только в спецслужбах, но и МВД, и, наконец, в армии.

Показательно, что сами алжирские военные и гражданские источники называют произошедшее «редким фактом в летописи страны» и «обезглавливанием без контекста».

Особенно примечательной является отставка Хабиба Шентуфа, чья карьера была прекращена «на взлете» — именно его в последнее время чаще всего упоминали как вероятного сменщика нынешнего начальника штаба Вооруженных сил страны генерал-лейтенанта Ахмеда Гаида Салаха.

Соответственно, нельзя исключать, что последний, отнюдь не желавший прекращения своей собственной карьеры, таким способом устранил опасного конкурента, видя в нем одного из продвигаемых ставленников президента Абдельазиза Бутефлики.

Тем более, что после искусственного превращения правящего «триумвирата» в «дуумвират», лишившиеся «естественного противовеса» в лице Медьена Салах и Бутефлика стали каждый демонстрировать определенные амбиции на дальнейшее расширение собственной власти.

Несмотря на то, что президент может одним указом отправить своего начштаба на пенсию, несмотря на не самые дружеские между ними отношения, он пока так этого и не сделал. И, как представляется, и не мог реально сделать, опасаясь того, как на это отреагирует армия, которая всегда громко высказывала свое веское слово в отношении политической власти в кризисные периоды истории страны.

Соответственно, состоявшиеся в последние два года назначения и повышения по званию, которые осуществлял Бутефлика, были во многом нацелены не только на повышение лояльности военных, но и на выращивание кадров тех, кто способен при удобном случае без особых проблем заменить Салаха.

В то же время, если относительно увольнения Хабиба Шентуфа мотивы более-менее ясны, то в отношении отправления в отставку Саида Бея алжирские офицеры высказывают искренние удивления, говоря о том, что он не был в фаворитах относительно возможной замены Салаха.

Дело в том, что он, возглавляя 1-ый военный округ в 1990-е гг. во время войны против исламистов в стране до его последующего назначения во 2-й военный округ, по сути, являлся одним из последних выживших в поколении «январистов», осуществивших переворот 1992 г., не допустившего ИФС к власти.

Несмотря на то, что он не входил в первый круг переворотчиков подобно представителю DRS Мухаммеду Медьену или министру обороны Халеду Неззару, тем не менее, он являлся одной из ключевых фигур, на которые они опирались при осуществлении своей задумки на местах.

И Саид Бей не обманул их ожиданий. Более того – именно благодаря ему во многом и был достигнут перелом в ходе войны против исламистских радикалов, когда он жестко и продуктивно подавлял террористов в районе Митиджи.

Также необходимо заметить, что он был близок к бывшему начальнику штаба Вооруженных сил страны Мухаммеду Ламари, считавшемуся главой «пророссийской партии» в стране.

Вопрос, почему президент не защитил обоих заслуженных генералов, особенно Хабиба Шентуфа? Ведь без его ведома как министра обороны Салах явно не мог бы осуществить задуманное.

Ответ на этот вопрос, очевидно, следует искать, исходя из политических реалий – в первую очередь, ожидаемых в апреле 2019 г. президентских выборов. На них Бутефлика идет уже в пятый раз подряд, несмотря на проблемы со здоровьем.

Тем самым он вызывает все более явственный ропот не только среди гражданских, но и среди силовиков. Последние также рассчитывают на смену власти, передел ресурсов и получение гарантий стабильного развития страны в случае выдвижения более молодого и активного главы государства.

В этой ситуации нельзя исключать, что между членами «дуумвирата» была достигнута договоренность о взаимной временной поддержке друг друга в обмен на административные «рокировки» внутри высшей армейской структуры.

Близкие к Бутефлике источники намекают на то, что увольнение как раз было направлено на ослабление позиций Салаха. Он в последний год развил подозрительную с точки зрения президентского дворца Эль-Мурадия для престарелого 78-летнего генерала активность относительно регулярного посещения военных округов. Якобы ввиду этого у окружения президента появились опасения относительно лояльности высокопоставленных военных.

Что касается Саид Бея, то нельзя исключать того, что на эту жертву Бутефлика пошел для того, чтобы получить голоса «легальных» исламистов, с которыми он заигрывает практически в течении всех своих президентских сроков.

И, наконец, нельзя исключать, что действия президента были продиктованы стремлением ликвидировать тот «дифферент» среди силовиков, который был вызван после увольнения Медьена и июльской отставкой высокопоставленных сотрудников спецслужб, связанной с задержанием военными в порту Орана рекордного груза кокаина (701 кг).

За попыткой его транспортировки стояли руководитель Главного управления национальной безопасности генерал Абдельгани Гамель и командующий жандармерии генерал-майор Менад Нуба и др.

Между тем, суммарно увольнение армейских генералов более значимо, чем в случае с представителями спецслужб и МВД, что лишает военных преобладания в силовом блоке.

Между тем, такая череда отставок заставляет задуматься о будущем Алжира в целом, поскольку, даже если пока Бутефлика и Салах относительно успешно отыграли для себя очередной раунд политической борьбы, время работает против них в силу достижения ими обоими критического возраста для продуктивной работы на столь ответственных постах.

И произошедшее лишь еще больше актуализирует вопрос о том, кто придет им на смену, когда представители самого правящего режима устраняют лиц, способных взять на себя управление в приближающийся критический момент.

52.2MB | MySQL:103 | 0,504sec