Ситуация в Ливии: июль 2018 г.

2 июля Ливийская национальная нефтяная компания (NOC), базирующаяся в Триполи, объявила о приостановке экспорта нефти из еще двух нефтяных терминалов на востоке страны — Зуэйтина и Аль-Харига. Как ранее сообщалось, 14 июня аналогичное решение было принято в отношении терминалов в Ас-Сидре и Рас Лануфе. В целом эти решения должны были привести к сокращению экспорта нефти на 850 тысяч баррелей в день и ежедневным потерям порядка 67,4 млн долларов. До этого в Ливии добывалось немногим более 1 млн баррелей в день.

Эти решения NOC, подчиняющейся правительству национального слгласия (ПНЕ), были приняты на фоне конфликта между Триполи и Тобруком (на востоке страны также действует нефтяная компания под таким же названием) из-за контроля над нефтяными терминалами (их по состоянию на начало июля контролировало восточное правительство Ливии) и управления доходами от добычи нефти.

Одновременно на всех терминалах было объявлено «состояние форс-мажора», что освобождает NOC от ответственности в случае, если она не выполнит своих контрактных обязательств.

Как заявил глава NOC (Триполи) Мустафа Саналла, по состоянию на начало июля резервуары во всех четырех терминалах были заполнены нефтью, поэтому отсутствие емкостей привело к остановке добычи.

Действия Х.Хафтара, объявившего было о передаче управления терминалами NOC (Тобрук), были немедленно осуждены западными странами. Фельдмаршал тут же пошел на попятную. Уже 11 июля NOC (Триполи) объявила, что восстановила контроль над нефтяными терминалами на востоке страны, пояснив, что это было сделано по решению Х.Хафтара. Компания в своем коммюнике поблагодарила его за то, что тот «поставил на первое место национальные интересы».

До этого распределением доходов от экспорта нефти занимался Центральный банк Ливии, зависимый от ПНС. Он направлял их во все регионы страны, в том числе те, которые находятся под контролем Ливиской национальной армии (ЛНА).

Другой жест примирения пришел от главы ПНС Фаиза Сараджа, который призвал Совет Безопасности ООН сформировать независимую международную комиссию с задачей провести аудит доходов и расходов ливийских властей на западе и востоке страны.

В это же время источники в лагере Х.Хафтара сообщили, что целью блокирования нефтетерминалов на востоке страны было добиться отставки управляющего Центрального банка Ливии в Триполи Седдика аль-Кебира, обвинявшегося в прямой финансовой поддержке ПНС.

Восстановление контроля над терминалами со стороны NOC (Триполи) приветствовали в совместном заявлении США, Франция, Италия, Великобритания, которые вновь призвали к скорейшему проведению выборов в Ливии.

Уже 12 июля возобновилась добыча нефти на нефтяном поле Аль-Филь, находящемся в совместном управлении NOC и итальянской компании ENI.

В июле никуда не делась проблема незаконной иммиграции африканцев в Европу через территорию Ливии. 3 июля в Риме было объявлено о передаче силам береговой охраны Ливии 12 быстроходных катеров. Италия займется поддержанием их технической готовности, а также подготовкой ливийского персонала.

7 июля в ходе первого визита в Триполи главы МИД Италии Энцо Моаверо Миланези была достигнута договоренность о реактивации двустороннего соглашения о дружбе, подписанного в 2008 году, который определял, в частности, условия возвращения в Ливию перехваченных незаконных иммигрантов, которые в свое время стартовали в Европу с берегов прежней Джамахирии.

Как заявил в ходе совместной пресс-конференции глава МИД Ливии Мохаммед Сиала, «мы согласились на реактивацию итальяно-ливийского соглашения о дружбе 2008 года». Министры не стали уточнять, будет ли текст соглашения обновлен, или он останется в прежней редакции.

Однако уже 20 июля глава ПНС Ф.Сарадж выступил категорически против создания в Ливии центров по приему незаконных иммигрантов, на чем настаивал ЕС, предлагавший выделить на это определенные средства.

14 июля в Триполи побывала глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини. Она присутствовала на церемониях открытия штаб-квартир представительства ЕС и европейской Миссии помощи и наблюдения за границами (EUBAM). Состоялись переговоры Ф.Могерини с главой ПНС Ф.Сараджем, на которых, по данным ПНС, обсуждались, в частности, вопросы подготовки кадров для береговой охраны Ливии и обеспечения безопасности южных границ этой страны.

5 июля Международный уголовный суд (МУС) сообщил, что накануне он выписал второй мандат на арест Махмуда аль-Верфалли, одного из полевых командиров Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара, который обвиняется в совершении военных преступлений. Первый мандат был выписан еще 15 августа 2017 года по аналогичным обвинениям.

М.аль-Верфалли является одним из полевых командиров элитного формирования ЛНА «Ас-Саика». Он предал Каддафи в 2011 году, и с тех пор воевал в силах, подконтрольных Х.Хафтару.

12 июля командование ЛНА выступило с более чем странным коммюнике, согласно которому М.аль-Верфалли удалось бежать из тюрьмы, где он содержался после ареста в феврале с.г. после появления первого мандата на его арест. В документе не уточнялась дата побега.

6  июля  ливийская структура по управлению проектом искусственной реки сообщила, что одна из вооруженных групп похитила работавших на нее трех филиппинских инженеров и одного южнокорейского, а также трех ливийских охранников. Похищение было совершено в районе Аль-Хассавна в 900  км к югу от Триполи. Позднее похитители освободили трех ливийцев, что касается инженеров — их увезли в неизвестном направлении. Эта структура обратилась к ливийским властям и старейшинам племен на юге Ливии с призывом вмешаться и способствовать освобождению захваченных иностранцев.

На следующий день был атакован еще один объект структуры по управлению проектом искусственной реки, на сей раз — в населенном пункте Тазербо в 1500 км к юго-востоку от Триполи. В ходе атаки погибли двое ливийцев, двое были похищены. Среди убитых один был инженером, второй — охранником.

23 июля в Триполи побывал глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. Целью его визита было подтолкнуть к реализации договоренности, достигнутые сторонами ливийского конфликта 29 мая в Париже относительно организации 10 декабря 2018 г. всеобщих выборов. В ходе визита он встретился как с представителями Триполи, так и Тобрука, а также с представителями Мисуратских бригад, которые отсутствовали на переговорах в Париже.

24 июля в ходе визита в Триполи министра обороны Италии Элизабетты Тренты было заявлено, что Рим поддерживает ливийское национальное примирение и осуждает некое «иностранное вмешательство» в дела Ливии. На деле Риму явно не понравилось вмешательство Парижа в ливийские дела. «Мы не верим, что ускорение избирательного процесса может принести стабильность Ливии», — пояснила она, явно атакуя французскую инициативу.

В начале июля необычный маневр проделало зафрахтованное российскими военными грузовое судно «Александр Ткаченко», с 2015 года участвующее в операции по доставке военных грузов в Сирию, получившей в западных СМИ название «Сирийский экспресс». Вместо ставшего уже обычным за последние годы маршрута из Новороссийска в сирийский Тартус, оно оказалось в египетской Александрии. Об этом свидетельствовали данные международной автоматической идентификационной системы AIS.

До этого, при прохождении Черноморских проливов, судно сфотографировали турецкие споттеры. По их фотографиям замечено, что на верхней палубе «Александра Ткаченко» находились грузовики ГАЗ-3308 «Садко» и санитарные машины. Первые были окрашены в зеленый цвет — цвет грузовиков российской армии.

Понятно, что подобная автотехника — возможно, из наличия Минобороны РФ — вряд ли нужна египетским военным. В номенклатуре египетских закупок военной техники в России грузовики не значатся. Египетские военные предпочитают высокотехнологичные образцы российских вооружений, например, зенитную ракетную систему «Антей – 2500». Поэтому закономерен вопрос — кому предназначались грузовики?

Отвечая на него, региональный специализированный сайт menadefense.net посчитал, что конечным получателем грузовиков могла быть ЛНА.

Вполне возможно, что это предположение соответствует действительности. Во внутреннем конфликте в Ливии Тобрук пользуется поддержкой, в том числе военной и военно-технической, таких стран, как Египет и ОАЭ. Х.Хафтар неоднократно бывал в Москве. Он даже побывал на борту российского авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», когда тот выполнял дальний поход в Средиземное море в конце 2016 — начале 2017 года. Напомним, что ПНС пользуется поддержкой Турции, Катара, а также западных стран.

Формально еще с 2011 года действует эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию, но оно уже неоднократно нарушалось перечисленными выше внешними игроками. К тому же — если грузовики действительно предназначались ЛНА — формально автотехника не является оружием.

В целом представляется, что задуманные Парижем всеобщие выборы в Ливии в декабре 2018 года вряд ли возможны с учетом общей ситуации в стране. И отступление Х.Хафтара относительно управления восточными нефтетерминалами – это всего лишь отступление, поскольку реально их контролирует ЛНА. Похоже, впереди нас ожидают самые резкие движения, причем не только от сторон внутриливийского конфликта.

62.83MB | MySQL:102 | 0,555sec