Обзор анализа «Кризис в НАТО» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 7

В конце июля месяца главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал анализ под заголовком «Кризис НАТО и его будущее. Растущая автономия Турции».

Продолжаем разбор документа и напоминаем, что мы остановились на разделе, озаглавленном «Как строятся отношения Турции с НАТО» и, в частности на той мысли автора, что Турцию как США, так и её европейские союзники по НАТО, оставили в одиночестве перед всеми критическими вызовами, стоящими перед страной.

Как пишет автор, США и Запад приняли решение о поддержке демократизации Сирии и, в целом, арабского мира. С этой точки зрения, они обвинили Турцию в «опоздании».

Хотя, как подчеркивает автор, Анкара считала, что переход к демократии должен осуществляться мирными методами (тут автор, конечно, не просто лукавит, а прямо противоречит фактам и, в частности, тому какая агрессивная позиция была занята с самого начала Турцией по отношению к руководству Сирии, которую именуют в Турции не иначе, как «режим Асада» – В.К.). Возобладало мнение о том, что «жесткий переход» может привести к неожиданным результатам, которые, в свою очередь, могут нанести ущерб Турции. Однако, союзники обвинили Турцию в том, что она «не взяла на себя должной ответственности».

Далее, когда Турция начала поддерживать усилия по демократизации, как пишет автор, уже союзники испугались «вероятности демократизации» и оставили Турцию в одиночестве.

Турция же в это время оказалась под одновременным ударом со стороны «Исламского государства» (здесь и далее: ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) и Рабочей партии Курдистана (РПК). В это самое время с США обсуждались возможности введения над Сирией бесполетной зоны или зоны безопасности. Вашингтон, в свою очередь, по каждому из вопросов предпочел отвлечь внимание Анкары.

В результате США помогли Партии демократический союз дойти в Сирии до Манбиджа. И более того, не останавливаясь на этом, на Турцию начало оказываться давление со ссылкой на то, что страна не борется с ИГ. И начала набирать обороты пропаганда, с использованием «ответвлений в турецкой прессе», главной мыслью которой была поддержка, якобы, оказываемая Анкарой террористам ИГ. Эта пропаганда строилась вокруг инцидента с грузовиками Национальной разведывательной организации (MIT; прессой были вскрыты факты их следования с оружием в сторону турецко-сирийской границы – В.К.). Как указывает автор, это заставило Турцию все время находиться в оборонительной позиции.

В то же самое время в Турцию «проникло» 4 млн сирийских беженцев. Европейские союзники, не продемонстрировав никакого, ни военного, ни политического влияния, и в вопросе беженцев не предприняли ни одного «осмысленного шага». Обещанная Турции экономическая помощь так и не была оказана (помощь была оказана, но не в обещанном объеме – В.К.). Вообще говоря, была предпринята попытка по превращению Турции в «больницу для беженцев».

На таком фоне, Турция, по отношению к НАТО и к его союзникам, постепенно начала демонстрировать разворот. Однако, последней каплей в этой эволюции стала попытка военного переворота, предпринятая в Турции в ночь с 15 на 16 июля 2016 года. В ходе попытки военного переворота ни один из союзников Турции по НАТО, начиная с США и Германии, не поддержал законно избранное турецкое правительство. Этот подход был воспринят Турцией в качестве враждебного проявления. В перечне вопросов, которые вызывают у турецких политиков и народа наибольшее раздражение, автором материала, предсказуемым образом, называется бессрочное проживание беглого проповедника Ф.Гюлена в США.

С другой стороны, значительная доля переворотчиков сегодня проживает в различных европейских странах, прежде всего, в Германии. И на свои запросы об экстрадиции Турция не получает никакого положительного ответа.

На этом фоне, как пишется автором документа, Вашингтон «тысячами грузовиков» оказывает военную помощь в пользу Партии демократический союз (ПДС). И ПДС, используя полученные от США возможности, попыталась создать свой пояс вдоль южной границы Турции.

Разумеется, в подобных обстоятельствах, как пишет автор, ни одному из союзников больше не остается никакого доверия. После событий 15 июля Турция заново проанализировала всю свою внешнюю политику и политику в сфере безопасности. И «показала гибкость», сев за стол переговоров с Россией и с Ираном, испытывающими в Сирии «большие трудности». Результатом стало успешное проведение Турцией двух военных операций – «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь», которые были осуществлены, невзирая на все препятствия и давление со стороны всех союзников по НАТО. Как подчеркивает автор, Турция сама решила свою проблему. Вопросы безопасности она обсуждала не с НАТО, а с Россией.

52.18MB | MySQL:103 | 1,053sec