О мерах турецкого руководства по поддержке национальной валюты. Часть 2

Турецкое руководство продолжает предпринимать меры по стабилизации национальной валюты – турецкой лиры. Сообщим, что, по состоянию на 3 сентября с.г., официальные курсы Центрального банка Турции продолжили свое снижение и составили: за 1 доллар – 6,6213 тур. лир, за 1 евро – уже 7,6868 тур. лир.

Напомним, что в предыдущем материале мы перечислили шаги турецкого руководства, направленные на защиту банковского сектора страны и малого и среднего бизнеса. Продолжаем обсуждение вопроса с реакции делового сообщества Турции.

В числе существенных последствий предпринятых реформ, глава влиятельного Союза палат и бирж Турции (ТОВВ) Рифат Хисарджиклыоглу отметил расширение перечня банковских учреждений, предоставляющих малому и среднему бизнесу страны льготные кредиты, как по процентной ставке, так и по рассрочке платежа: «Мы здесь, как ТОВВ, Ziraat банк, Halkbank, Vakifbank, банк Is, Yapi Kredi банк, Garanti банк, банк Vakif Katilim, банк Ziraat Katilim и фонд Kredi Garanti. При поддержке палат и бирж, в течение 2-3 месяцев, малому и среднему бизнесу будет обеспечена возможность получить новые кредиты на сумму до 10 млрд лир. Начиная с понедельника (3 августа – И.С.) наши члены из числа малого и среднего бизнеса смогут обратиться за финансированием, предоставив членский документ, в свое отделение банка. Наша процентная ставка для малого и среднего бизнеса составит в месяц 1,85%. Каждый наш член сможет воспользоваться кредитом до 200 тыс. лир. Период моратория по выплатам тела кредита составит 6 месяцев, после чего он будет выплачиваться в течение 12 месяцев. Итого это составит 18 месяцев. 85% кредита будет получаться под поручительство фонда Kredi Garanti».

Также стоит отметить слова другой, ключевой в эти дни фигуры – главы Союза банков Турции Хусейна Айдына. В частности, он отметил, что оценка кредитного рейтинга Турции в последнее время не соответствует экономическим показателям, демонстрируемым страной. Также он подчеркнул, что банковский сектор, черпающий свою силу и поддержку из турецкой экономики, является «здоровым и сбалансированным». Приведем цитату Х.Айдына: «Балансовые показатели турецкого банковского сектора – прозрачные. Отрасль находится под государственным и независимым аудитом. Если мы осуществляем какое-либо изменение, то оно делается в рамках коридора возможностей, отвечающего международным стандартам. Начиная с июня месяца, объем нашего баланса составляет 3,7 трлн долл., что выше объема национального дохода. В нынешней ситуации просроченная дебиторская задолженность у нас находится на уровне в 3%. В свете последних событий, если и ожидается рост, то мы верим, что он будет на контролируемом нами уровне».

Итак, подведем черту. Турецкое руководство, хоть и говорит о здоровье банковской системы страны, но вполне законно обеспокоено положением дел у малого и среднего бизнеса страны в период резких колебаний национальной валюты. В этой связи кредитная опция «Дыхание» для компаний – это возможность, выразимся обыграв название, «перевести дух» и по сути перекредитоваться на ближайшие полтора года, а точнее на 6 месяцев, когда полученный льготный кредит не надо будет погашать. В этой связи возникает вопрос, откуда взялись такие параметры (6+12 месяцев) и почему считается, что их будет достаточно для массового удержания на плаву находящегося с трудном положении малого и среднего предпринимателя?

Второй вопрос возникает в отношении турецкой лиры. В эти дни она, с колебаниями своего курса, стала отличным спекулятивным инструментом для зарабатывания быстрых денег. Достаточно посмотреть на колебания курс валюты за последние недели, чтобы понять о чем идет речь. Вплоть до настоящего времени турецкому руководству не удалось найти инструментов для того, чтобы хотя бы ввести курс в четко отведенный коридор. 7 лир за доллар и 8 лир за евро – пока такой границей не стали.

Меры по повышению привлекательности накопительных счетов в банках в турецких лирах и повышение налогов с накопительных счетов в зарубежных валютах, даже на первый взгляд, не являются убедительными. Просто потому, что наступило время для населения не зарабатывать на своих банковских вкладах, а сохранять и защищать свои средства. В этом смысле любой, даже по минимальной процентной ставке вклад в долларах или евро, окажется предпочтительным по сравнению с лирой. А любая «кубышка» у себя дома — постепенно становится более привлекательной по сравнению с обычной банковской институцией. Допустим, ещё в начале мая месяца этого года, курс доллара к лире составлял около 4, а евро к лире – чуть меньше 5. И этим все сказано.

Что же до претензий в адрес международных кредитных организаций, дающих негативный прогноз турецкой экономике, — понижение турецких рейтингов началось не вчера, в шло по нарастающей аж с 2011 года, и обвинять их в неприкрытой конъюнктурности и обслуживании чьих то политических целей, вряд ли, справедливо. Скорее турецкому руководству надо задаться вопросом, почему турецкая экономика, выстояв в глобальном экономическом кризисе 2008 года, спустя всего десять лет, оказалась в таком глубоком кризисе. Но в любом случае, иначе как глобальными, системными ошибками это объяснить не удастся.

62.81MB | MySQL:102 | 0,539sec