Что стоит за правительственными перестановками и антикоррупционной кампанией в Тунисе

Премьер-министр Туниса Юсеф Шахед в конце августа с.г. отстранил от должности министра энергетики Халида Кадура на фоне обвинений политика в коррупции. Как сообщило агентство Рейтер в пятницу 31 августа, Шахед также распорядился уволить еще четырех чиновников. После отставки Кадура премьер-министр принял решение провести финансовое расследование, а также объединить министерства энергетики и промышленности. В 2017 году газета «Аш-Шарк аль-Аусат» сообщила, что суд выдвинул обвинение в отношении министра энергетики по подозрению в «административной коррупции», однако это не повлияло на его политическую деятельность. В начале августа премьер-министр Туниса заявил о готовности правительства предоставлять судебным органам все материальные и технические средства для борьбы с коррупцией. Тунис занял 74-е место из 180 в Индексе восприятия коррупции 2017 (ИВК, Corruption perception index), составленном международным движением Transparency International («Трансперенси интернэшнл»). При этом ряд обозревателей очень скептически относится к очередного всплеску кампании по борьбе с коррупцией в высших рядах исполнительной власти, полагая, что эти действия премьера носят не более чем характер внутриполитической борьбы, в которой коррупция и борьба с ней используется только лишь как повод для рокировки тех или иных фигур во кабинете министров с целью формирования устойчивой степени поддержки Ю.Шахеда в парламенте и политическом истеблишменте страны. Вернее, в той его части, которая сможет гарантировать нынешнему премьеру сохранение его в нынешней должности, что безусловно необходимо с точки зрения обладания административным ресурсом в рамках уже фактически стартовавшей предвыборной кампании. Юсеф Шахед сейчас намерен дать решительный бой нынешнему главе Туниса Беджи Каиду Эссебси (BCE) и, как минимум, сорвать все его попытки по организации вотума недоверия нынешнему кабинету министров и себе лично. С этой целью Ю.Шахед вошел в альянс с одним из самых влиятельных оппонентов ВСЕ Слимом Риахи и дал «добро» партии  «Ан-Нахда» на вход ее креатур в состав кабинета. Собственно последним обстоятельством и объясняется всплеск борьбы с коррупцией: надо освобождать министерские посты для более необходимых сейчас кандидатур в рамках формирования нужных премьеру партийных альянсов. Помимо этого премьер стал инициатором создания в парламенте новой лояльной себе фракции «Национальная коалиция», которая была образована 27 августа депутатами от нескольких партий для поддержки премьер-министра. Ее возглавил лидер «Национального блока» Мустафа Бен Ахмед, который был сформирован несколькими диссидентами из пропрезиднетской партии «Призыв Туниса». Однако, если внимательно проанализировать персональный состав новой фракции, то очевидно, что очень значительную часть в ней (12 из 35 депутатов) составляют как раз сторонники Слима Риахи, который возглавляет партию UPL (Патриотический союз свободы). Бизнесмен-политик Риахи не всегда был в хороших отношениях с нынешним премьером. Достаточно вспомнить, как по распоряжению Ю.Шахеда МВД провела заморозку активов компаний Риахи и его лично после открытия соответствующего антикоррупционного расследования против него в июле 2017 года. Это расследование привело к тому, что Риахи официально был вынужден выйти из состава руководства UPL. Однако эти события вскоре должны стать не более чем плохим воспоминанием для него, поскольку очевидно, что Ю.Шахед взял сейчас курс на консолидацию лояльных себе сил, и в этой связи какие-либо коррупционные скандалы в рядах своих потенциальных союзников ему не нужны. Тем более, что ряд экспертов полагают, что вся эта история и была инициирована премьером для того, чтобы «убедить» окончательно Риахи пойти на альянс с ним. 26 августа с.г. Риахи был восстановлен в руководстве UPL и объявил, что ему удалось «доказать свою невиновность», хотя дело все еще официально расследуется отделом судебных финансовых преступлений. И будет также «расследоваться» вплоть до самых выборов, поскольку это является некой гарантией для премьера в том, что новый союзник не попытается дезертировать в самый неподходящий момент.
Однако политическое выживание Ю.Шахеда в большей и определяющей степени все-таки зависит в конечном счете от позиции более весомого игрока на политической площадке Туниса в лице исламистской партии «Ан-Нахда». BCE вроде бы убедил лидера партии Рашида Ганнуши отказаться от поддержки в парламенте премьер-министра во время ужина при свечах в середине августа, но «Ан-Нахда» имеет веские основания для предоставления Шахеду и его правительству отсрочки в рамках вынесения вотума недоверия. Хишем Фурати, который был назначен министром внутренних дел в конце июля, в настоящее время еще не закончил процесс окончательного насыщения аппарата министерства сторонниками исламистской партии. Хотя он не принадлежит ни к одной партии официально, новый министр находится в очень тесных «деловых» отношениях с руководством «Ан-Нахды». Лишним подтверждением этому факту (а собственно его назначение и было весомой «взяткой» со стороны премьера исламистам в обмен на его поддержку в парламенте) стала кооптация 16 августа с.г. в состав руководства МВД двух бывших помощников ведущего партийного деятеля «Ан-Нахды» и министра внутренних дел Туниса с 2011 по 2013 год Али Лаараеда (Рашид Херси стал начальником канцелярии, а Мухаджир Мухаммед -советником министра). Более того, и сам Фурати тогда работал с Лаараедом. Это событие подчеркивает возрастающий политический вес «Ан-Нахды» в правительстве, где она уже контролирует Министерство инвестиций (Заед Лаадхари) и Министерство реформ (Тауфик Раджи). Более того, партия Р.Ганнуши надеется еще больше укрепить свои позиции в исполнительной власти, поэтому собственно она и давит на Ю.Шахеда в рамках проведения дальнейших правительственных перестановок.
Помимо этого обстоятельства, у «Ан-Нахды» есть еще одна причина продолжать поддерживать Юсефа Шахеда на его посту. Некоторые обозреватели считают, что Рашид Ганнуши планирует баллотироваться на президентских выборах 2019 года, но, по сути, партия еще не решила, выставит ли она своего кандидата самостоятельно или попытается переделать «Парижское соглашение», которое она заключила с Беджи Каидом Эссебси в 2013 году. Это соглашение позволило ей принимать участие в принятии всех важных внутриполитических решениях, оставаясь фактически при этом «в тени». В этой связи нужда в Шахеде, как в действующем премьере, становится очевидной до тех пор, пока договоренности о трансформации этого соглашения не будут окончательно достигнуты с ВСЕ. А в отношении этого есть все сомнения, поскольку генеральной задачей ВСЕ в рамках предвыборной кампании является расчистка пути именно своему сыну Хафеду Каиду Эссебси (HCE), который является исполнительным директором «Призыва Туниса» и давно мечтает стать преемником своего отца. Даже несмотря на тот факт, что пока очень далеко до единодушной поддержки его кандидатуры внутри президентской партии. Таким образом, «Ан-Нахда» призывает премьер-министра Ю.Шахеда сейчас сосредоточиться на насущных экономических вопросах и вопросах безопасности, и больше не исключает его кандидатуру на предстоящих президентских выборах. В отличие от ВСЕ, который требует от своего премьер-министра обещания, что он не будет баллотироваться. И от этой драки между «светскими кандидатами» пока больше всех выигрывает «Ан-Нахда», создавая у них иллюзию своей поддержки, и фактически торгуя ею в рамках насыщения ключевых министерств своими людьми.

62.83MB | MySQL:102 | 0,463sec