Ситуация в Судане и Южном Судане: июль 2018 г.

4 июля Хартум выразил сожаление в связи с появлением нового предупреждения Госдепа США в адрес американских туристов, в котором содержался призыв к американцам не посещать Судан в связи с возможными атаками «террористических групп» против иностранцев. Это предупреждение появилось на сайте посольства США в Хартуме 2 июля на месте предыдущего, распространенного в сети в октябре 2017 года, несколько дней спустя после снятия Вашингтоном торговых санкций, действовавших с 1997 г.

Согласно новому предупреждению, «террористические группы продолжают планировать атаки в Судане, и в частности, в Хартуме». «Террористы могут атаковать структуры местных властей, а также иностранные интересы, и в частности, места, посещаемые выходцами из западных стран», — отмечалось в сообщении.

Американцам рекомендуется избегать три конфликтных зоны в Дарфуре, штатах Голубой Нил и Южный Кордофан, а также избегать штаты Кассала и Северный Кордофан, где в 2017 году было введено чрезвычайное положение.

В документе констатировалось, что в Судане имели место внесудебные заключения, и в частности, иностранцев. В нем подчеркивалось, что американские власти имеют ограниченные возможности по предоставлению своих услуг согражданам в Судане.

В ответ МИД Судана выразил сожаление в связи с появлением такого предупреждения в момент, когда ООН, Африканский союз, Европейский союз и ЛАГ отмечают «позитивный политический климат, а также условия безопасности» в Судане. «Этот позитивный климат позволил делегации американского посольства в Хартуме свободно проехать через все штаты Дарфура», — отмечалось в коммюнике. Хартум призвал Вашингтон пересмотреть это предупреждение. Одновременно он подтвердил свое обязательство бороться против терроризма в сотрудничестве с партнерами.

12 июля образовалась еще одна неожиданная тема, связанная с Суданом, когда Россия попыталась организовать в Хартуме встречу между властями ЦАР и представителями вооруженных группировок, действующих в этой стране. Эта инициатива РФ проводилась параллельно с официальными посредническими усилиями Африканского союза (АС) в ЦАР. По данным канцелярии президента ЦАР, эта встреча так и не состоялась. В ЦАР предпочли, судя по всему, воспользоваться услугами АС.

31 июля тема «всплыла» вновь, когда эксперты ООН сообщили, что в ответ на поставки российского оружия властям ЦАР повстанцы – мусульмане также начали вооружаться через возможности суданских контрабандистов. Известно, что в период с конца января по начало февраля в Банги приземлились по меньшей мере 9 самолетов с российским оружием, которое поступило на вооружение армии этой страны, подготовленной Евросоюзом.

Также 12 июля президент Судана Омар аль-Башир продлил до 31 декабря 2018г. одностороннее прекращение огня в конфликтных зонах, действующее с июня 2016 г.

13 июля Совбез ООН единогласно принял проект резолюции, подготовленный Великобританией, относительно сокращения численности Миссии ООН в Дарфуре и подготовки базы для полного вывода контингента Minuad к концу 2020 года. В настоящее время численность этого контингента составляет около 10 тысяч человек. Его мандат не позволяет ему реально вмешиваться в события в этом суданском регионе. Вывода Minuad регулярно требует Хартум, которому явно не нужны лишние соглядатаи.

30 июля спецслужбы Египта и Судана объявили, что 5 египетских солдат, захваченных в Ливии в заложники, были освобождены в результате совместной операции. Египетских солдат захватили в плен в ходе патрулирования в районе египетско-ливийской границы. После этого их содержали на юге Ливии. Дата их похищения неизвестна.

 

3 июля правительство Южного Судана представило в парламенте проект закона, предусматривающего пролонгацию на три года мандата переходных южносуданских властей, включая президента Сальву Киира. В первом чтении этот документ был принят накануне. Согласно существующим в южносуданском парламенте процедурам, теперь текст документа должна изучить специальная комиссия, после чего он в течение 30 дней должен вернуться в парламент.

Южный Судан с 2015 года, когда было подписано мирное соглашение с повстанцами, управляется переходными исполнительными и законодательными властями. Срок действия их мандата истек в августе.

Как заявил для АФП лидер оппозиции Габриэль Рорисджир, «мы считаем, что такая процедура полностью законна, и правительство должно иметь новый мандат вплоть до подписания нового мирного соглашения».

В Джубе не все также радостно, как лидер «оппозиции», восприняли действия властей по узакониванию собственного статуса.

Как заявил для АФП один из депутатов парламента, пожелавший остаться неназванным, продление полномочий действующих властей говорит о том, что правительство и С.Киир «не готовы подписать новое мирное соглашение с повстанцами».

Ранее, 30 июня, вошло в силу соглашение о прекращении огня между правительственными войсками и повстанцами. Последние тут же обвинили Джубу в срыве соглашения, однако по состоянию на 3 июля ни одна из сторон не вышла из переговорного процесса, шедшего под эгидой регионального объединения стран Восточной Африки ИГАД. Последнее пытается убедить стороны южносуданского конфликта подписать новое мирное соглашение в ожидании проведения выборов.

Южный Судан стал независимым государством в 2011 году. В декабре 2013г. в стране разразилась гражданская война по этническому признаку, жертвами которой стали десятки тысяч человек.

Уже 12 июля парламент Южного Судана продлил на три года мандат переходных властей страны, включая президента.

6 июля власти Южного Судана и повстанцы договорились в Хартуме о выводе их вооруженных формирований из городов страны. Эта договоренность стала частью соглашения о нормах безопасности в Южном Судане. Как объявил глава разведывательного сообщества Судана Джамаль Омар, «все стороны договорились вывести их вооруженные формирования в рамках соглашения о безопасности».

На церемонии подписания документов, проходившей в здании минобороны Судана, присутствовали главарь повстанцев Риек Машар, а также представители южносуданских властей.

По словам Дж.Омара, следить за выполнением положений нового соглашения будет специальный комитет.

Уже 7 июля МИД Судана сообщил, что по итогам переговоров в Кампале (Уганда) стороны южносуданского конфликта договорились, что Р.Машар вернется на пост вице-президента Южного Судана, который он занимал до начала гражданской войны. По имеющимся данным, соглашение предусматривает наличие в Южном Судане аж четырех вице-президентов. Двое из них уже занимают эти посты, третьим станет Р.Машар, причем на должности первого вице-президента. Четвертый пост займет женщина, представляющая оппозицию.

К этому соглашению стороны конфликта пришли под давлением ООН, которые отвели им срок до конца июня для того, чтобы достичь «дееспособного политического соглашения». В противном случае им угрожали санкциями. На церемонии подписания документом присутствовали президент Уганды Йовери Мусевени и глава Судана Омар аль-Башир.

Все эти соглашения могут оказаться никчемными, поскольку уже 10 июля в Женеве Верховный комиссариат ООН по правам человека осудил «серьезные нарушения прав человека, сопоставимые с военными преступлениями», совершенные в Южном Судане. При этом ответственность за их совершение была возложена главным образом на правительственные войска. Понятно, что оправдываться по поводу подобного рода обвинений не захочется никому.

Согласно данным ООН, в период с 16 апреля по 24 мая «по меньшей мере 232 человека из числа гражданского населения были убиты, многие получили ранения в атаках, проведенных правительственными силами, их союзниками и группами вооруженной молодежи на контролировавшиеся оппозицией деревни в районах Майенди и Леер».

10 июля Совет Безопасности ООН был призван вновь высказаться относительно введения эмбарго на поставки оружия в Южный Судан, как это предусматривалось в американском проекте резолюции. Понятно, что Россия, действуя по не очень умному принципу «а Баба-Яга против», могла выступить против этого проекта, утверждая, что надо дать шанс мирным региональным инициативам. Американским проектом предусматривалось, что эмбарго как средство давления на Южный Судан будет действовать до 31 марта 2019г. Он допускал, что страны – члены ООН могут уничтожать любые поставки оружия в Южный Судан.

Предлагалось ввести персональные санкции против пяти бывших и действующих деятелей южносуданского режима. Речь шла о министре обороны Куоле Маньянге Жууке, бывшем заместителе начальника Генерального штаба Малеке Робане Риаке, министре Мартине Элиа Ломуро, министре информации Майкле Макее Луэсе и бывшем начальнике Генштаба Поле Малонге Аване.

В итоге уже 13 июля Совбез ООН принял американский проект резолюции. При голосовании по нему Россия, Китай, и еще четыре страны воздержались.

17 июля в Хартуме было объявлено, что два дня спустя стороны южносуданского конфликта должны подписать «предварительное» соглашение о распределении властных полномочий, а 26 июля – «окончательное» соглашение. Уже 19 июля стало ясно, что первое событие не состоялось из-за противоречий между Джубой и повстанцами. В итоге «предварительное» соглашение было подписано лишь 25 июля.

23 июля атакам и разграблению со стороны местных жителей подверглись представительства международных гуманитарных организаций в графстве Мабан на северо-западе страны. Трудно предположить, что они не были спровоцированы властями. Уже на следующий день организация «Врачи без границ» заявила о приостановке своей деятельности в Мабане.

В целом, трудно ожидать, что очередные «мирные» договоренности будут соблюдаться сторонами южносуданского конфликта. У них было уже достаточно много возможностей прекратить войну, если бы они этого хотели. Но, похоже, именно это желание у них отсутствует, а все переговоры ведутся лишь ради переговоров, то есть для затягивания времени.

52.27MB | MySQL:103 | 0,629sec