О проблемах в нефтяной отрасли Саудовской Аравии

Министр энергетики США Рик Перри в понедельник проведет в Вашингтоне переговоры с министром энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халедом бен Абдель Азизом аль-Фалехом перед визитом в Москву, который состоится 13 сентября. Об этом сообщило в воскресенье агентство Рейтер. Ранее в воскресенье дипломатический источник сообщил ТАСС, что Перри на следующей неделе посетит Москву и встретится со своим российским коллегой Александром Новаком 13 сентября. Также глава американского Минэнерго намерен провести несколько встреч с представителями неправительственных организаций, указал источник. По данным газеты «Коммерсант», министры намерены обсудить ситуацию на рынке нефти в контексте действий ОПЕК+ и влияния санкций США против Ирана, а также возможные новые рестрикции в отношении России. С последним не согласимся. Ровно по той причине, что обсуждать с объектом предполагаемых санкций сам их объем является глупостью. Вопрос в данном случае не в этом. Вопрос в том, насколько нефтяной рынок может рассчитывать на дополнительные объемы нефти от РФ и ОПЕК после введения вторичных санкций против Ирана в ноябре с.г. Американцы очень серьезно обеспокоены ростом мировых цен на углеводороды, что бьет в первую очередь по американским компаниям и розничным ценам на бензин в США.  И это накануне промежуточных выборов в Конгресс. В США явно не просчитали все последствия своих антииранских  санкций в рамках обнуления доходов иранского бюджета от нефтяного экспорта. Как в рамках сдержанной позиции КСА и РФ по этому вопросу, так и сопутствующих кризисов в Венесуэле и Ливии.  Тем более, что окончательно обнулить и нефтяной экспорт ИРИ не получится. В лучшем случае можно будет его снизить на 50%. Но даже такое сокращение  держит уровень цен на нефть не неприемлемом для американцев уровне. Собственно в таком сценарии мало, кто сомневался, а тем более, когда стратеги из Белого дома решили одним махом поставить под санкции двух таких гигантов в области углеводородов, как Иран и Россию. Воевать на два фронта дело неблагодарное, а Саудовская Аравия также застопорила свой первоначальный летний скачок добычи, о чем она собственно американских партнеров и предупреждала заранее.

Но американский министр будет обсуждать с саудовским министром и еще одну тему.  Дело в том, что первоначальное публичное размещение акций Saudi Arabian Oil Co. окончательно затормозилось в средине августа с.г., а группа финансовых консультантов, которая работала над этим проектом, была распущена. Сейчас Эр-Рияд рассматривает альтернативы. И вопрос в данном случае не самом принципе размещения IPO национальной нефтяной компании, а в объеме, выборе площадки и времени.  Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалех сказал, что правительство по-прежнему стремится пройти через эту процедуру, но только тогда, когда «рыночные условия будут устойчивыми и положительными для этого». Одним из главных нюансов такой «положительности» является капитализация компании, которая напрямую зависит от сохранения высоких цен на нефть. При этом  надо учитывать, что тема IPO Saudi Aramco — это центральная тема в рамках  получения финансовых источников для реализации  плана реформ наследного принца Мухаммеда бен Сальмана на период до 2030 года. И таким образом, оправданно говорить о том, что  блокировка этой процедуры является поражением именно его позиции и соответственно проверкой его лично на способность справится с этой ситуацией.

Несмотря на отсутствие официального объявления о прекращении IPO, Эр-Рияд уже несколько месяцев назад сместил фокус своего основного внимания с этой темы. И это стало следствием того, что затеянная крон-принцем соответствующая пиар-кампания  (работа Saudi Aramco с международными банкирами, оценки независимых нефтегазовых аудиторов по ее запасам, подготовка необходимых нормативных и налоговых изменений, которые будут необходимы для стимулирования приватизации, и т.п.) не дала ожидаемого результата, как с точки зрения оценки капитализации компании, так и с точки зрения стимулирования оптимизма у основных международных инвесторов.  Первоначально средства от продажи предназначались для направления  в Государственный инвестиционный фонд страны (ФПИ), который осуществляет стратегические инвестиции в ряд других секторов, в том числе и международные проекты. При этом намерения крон-принца по повышению  доли ФПИ в Tesla, Inc., до почти 5 процентов в этом году было подвергнуто жесткой критике внутри КСА в силу результатов аудита этой компании, ее убыточности и конфликта между акционерами и И.Маском. Это был удар лично по наследному принцу, которому возразить на это было нечего. Также в саудовском руководстве разгорелась серьезная дискуссия и по вопросу направления вырученных от приватизации Saudi Aramco и  45 млрд долларов в  SoftBank Vision, инициатором чего опять же был Мухаммед бен Сальман.

В Саудовской Аравии сейчас ведутся неофициальные серьезные дебаты о том, была ли тема приватизации компании вообще оправдана. Особенно с учетом того, что  рынок посчитал сильно завышенной оценку наследного принца в 2 трлн долларов за 5 процентов акций Saudi Aramco. Основные инвесторы согласились на том, что эта доля стоит не более 1,4 трлн долларов. После этого принц, по наблюдению ряда экспертов, потерял всякий стимул для отстаивания своей позиции внутри королевской семьи по вопросу необходимости размещения акций компании уже в этом году. Одновременно потерпела фиаско его идея о размещении   IPO на площадке в Нью-Йорке, где на эту операцию будут распространяться правила Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). И в этой связи кронпринцу очень жестко было указано на риск  судебных дел в США, возбужденных в соответствии с законом «О правосудии против спонсоров терроризма 2016 года» (JASTA), который лишает суверенного иммунитета собственности в делах о международном терроризме. В марте  с.г. один американский суд уже  отклонил просьбу Саудовской Аравии об отклонении одного из исков, поданных в соответствии с этим статутом. При этом надежды Эр-Рияда на то, что эта тенденция будет переломлена в связи с приходом администрации президента Д.Трамп не оправдалась. Более 800 пострадавших и родственников погибших в результате терактов 11 сентября 2001 года американцев подали в марте 2017 года коллективный иск в Федеральный суд Манхэттена против властей Саудовской Аравии. Истцы обвиняют Эр-Рияд в оказании негласной поддержки группировке «Аль-Каида» (запрещена в России), чья террористическая атака на башни Всемирного торгового центра унесла жизни без малого 3 тысяч человек. Адвокаты, представляющие интересы истцов, намерены добиться для своих подопечных выплаты материальной компенсации от властей Саудовской Аравии. Это не первое подобное исковое заявление, хотя и наиболее массовое. Напомним, осенью прошлого года американская гражданка Стефани Росс Десимон обвинила Саудовскую Аравию в смерти своего мужа, Патрика Данна, проходившего службу в ВМФ США. Американцы получили право судиться с иностранными правительствами, причастными к финансированию терроризма, в сентябре 2016 года. Тогда Конгресс принял соответствующий закон, преодолев президентское вето впервые за всё время президентства Барака Обамы. Документ позволяет инициировать иски против государств, не включённых в американский перечень стран -спонсоров международного терроризма. С точки зрения Барака Обамы, инициирование таких дел может угрожать национальной безопасности США. 17 мая 2016 года законопроект был одобрен Сенатом, а 9 сентября — Палатой представителей. Хотя 23 сентября Барак Обама воспользовался правом вето по отношению к «закону 11 сентября», запрет был преодолён большинством голосов в конгрессе. Против президентского вето высказались 97 сенаторов из 100 и 348 представителей Палаты представителей из 435. Такая ситуация, по оценке экспертов, автоматически исключает США из числа возможных биржевых площадок для размещения акций саудовских компаний, несмотря на все заверения министра энергетики США своих саудовских коллег  в обратном. При этом сам наследный принц получил очень чувствительный удар по своей репутации, растущий скептицизм в отношении надежд на выстраивание с американцами реально дружеских союзнических отношений и фактически вынужден был согласится с своими оппонентами в королевской семье о перспективах приватизации Saudi Aramco. Наиболее перспективным на сегодняшний день, на фоне обсуждения в отношении целесообразности  гораздо меньших размеров вероятного IPO различных саудовских компаний, является приобретение Saudi Aramco 70-процентной доли PIF в Саудовской нефтехимической фирме SABIC стоимостью 70 млрд долларов Сообщается, что Saudi Aramco также готовит выпуск облигаций на сумму от 40 до 60 млрд долларов, чтобы помочь финансировать это приобретение. Выпуск облигаций в сочетании с приобретением SABIC даст необходимый стартовый капитал ФПИ. Одновременно руководство ФПИ   рассматривает возможность получения кредита на сумму до 12 млрд долларов на внутреннем и внешнем рынках.

В это происходит на фоне предсказуемого ослабления первоначального стремления саудовского руководства к проведению глубинных структурных реформ.  И произошло это, по оценке экспертов, предсказуемо  благодаря более высоким доходам от нефти, как это было в саудовской истории уже не раз.  За первую половину 2018 года Саудовская Аравия достигла 62 процентов от своего целевого показателя от нефтяного экспорта. Этот быстрый рост сохранил дефицит бюджета королевства на уровне всего 11,1 млрд долларов в первой половине года. А саудовский инвестиционный банк Jadwa Investment ожидает, что дефицит бюджета страны в этом году составит менее 30 млрд долларов или около 3,8 процента валового внутреннего продукта. Эта цифра далека от дефицита в более чем 50 млрд долларов, который королевство имеет в последние годы. Эти улучшения позволили стране замедлить некоторые из ее усилий по непопулярному среди населения реформированию, а также увеличить государственные расходы в целом. На 2018 год Саудовская Аравия уже перешла от бюджета строгой экономии к бюджету экспансии, и улучшение фискальных условий позволит ей продолжать делать это в рамках своего бюджета и на 2019 год, который будет принят в декабре.

52.2MB | MySQL:103 | 0,536sec