Ирак: о экспорте нефти в Индию в свете введения антииранских санкций

Согласно данным по продаже нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе сектора и информации, полученной от морских навигационных источников, отслеживающих передвижение танкеров, аналитики нефтяного рынка сделали заключение, что в августе Ирак сменил Саудовскую Аравию на позиции крупнейшего экспортера нефти в Индию.

По сообщению агентства Reuters, «данные из нефтяного сектора и источников судоходства показали, что Ирак заменил Саудовскую Аравию в августе, как крупнейший поставщик нефти в Индию, поскольку индийские нефтеперерабатывающие заводы перешли на иракские поставки, чтобы компенсировать снижение закупок иранской нефти до введения санкций США в ноябре».

Агентство приводит следующие подробности: «Данные из нефтяного сектора и неназванные источники судоходства свидетельствуют, что в прошлом месяце, по сравнению с июлем, импорт Индией нефти, как крупнейшего покупателя ее у Тегерана, после Китая, упал, примерно, на треть и составил около 523 тыс. баррелей в день, при этом государственные нефтеперерабатывающие заводы страны замедлили закупки, пока что под благовидным предлогом  задержек с получением разрешения правительства на использование иранских судов для перевозки нефтепродуктов».

Во всем мире цены на нефть выросли, примерно до 80 долларов за баррель во вторник, 11 сентября, ввиду приближения вступления в действие американских санкций в отношении нефтяного сектора Ирана и, несмотря на попытки Вашингтона несколько стабилизировать ситуацию и призывающего других крупных поставщиков компенсировать ожидаемый дефицит. Все-таки, поставки нефти, как и ее производство, не есть одномоментные процесс, не взирая на имеющиеся свободные мощности, реализовать их не так просто.

Фьючерсы на сырую нефть марки WTI в США составили 67,70 доллара за баррель, что на 65 центов, или 0,2% о выше предыдущей цены. Лондонская биржа продемонстрировала рост котировок нефти марки Brent на 38 центов, или на 0,5%, и цена на последнюю составила 77,75 доллара за баррель.

Вашингтон, как известно, настаивает на том, чтобы другие страны прекратили импорт нефти из Ирана, при этом не только такие близкие союзники США, такие как Южная Корея и Япония, но и Индия, демонстрируют признаки реагирования на это давление в виде постепенного снижения или прекращения закупок иранской нефти.

Вместе с тем, для того чтобы избежать «компрессионного» роста цен на нефть, министр энергетики США Рик Перри встретился в понедельник, 10 сентября, в Вашингтоне со своим саудовским коллегой Халедом аль-Фалихом, а администрация США призвала президента Дональда Трампа сохранить «высокие темпы производства нефти до введения новых санкций». Очевидно, схожие аспекты обсуждались на встрече Рика Перри с министром энергетики России Александром Новаком в четверг, в Москве.

Сам А.Новак в преддверии приезда Р.Перри заявил во вторник, что «ОПЕК, Россия и другие независимые производители, присоединившиеся к этой организации, могут подписать новое долгосрочное соглашение о сотрудничестве в начале декабря»,- сообщило информационное агентство ТАСС.

Добыча нефти в России в августе достигла 11,21 млн баррелей в сутки, и остается без изменений с июля, находясь на одном из самых высоких уровней за постсоветский период. Россия, как известно, является участником соглашения о сотрудничестве по стабилизации мировых цен на нефть между ОПЕК и производителями, не входящими в состав этой организации.

Возвращаясь к теме иракского лидерства в нефтяных поставках в Индию, нельзя не отметить один характерный аспект, который, возможно, демонстрирует применение модного нынче термина «гибридный» в отношении поставок углеводородов.  Если, в целом, двустороннее иракско-иранское торговое сотрудничество сейчас переживает кризис, обусловленный как внутренними проблемами на иранском валютном рынке, так и нежеланием Ирака провоцировать раздражение США, и предложившим перейти в расчеты между странами в национальной валюте, то есть одна область, где никаких кризисов не отмечается.

Речь идет о вступлении в силу нефтяного соглашения между Ираком и Ираном, предписывающего экспорт определенного количества иракской нефти, добываемой с месторождений в провинции Киркук, в Иран.

Иракские информационные источники процитировали в четверг слова неназванного чиновника в Северной нефтяной компании, одной из крупнейших иракских нефтяных компаний федерального правительства в Багдаде, подтвердившего, что вступление в силу соглашения с Ираном позволит передавать Ирану не менее 60 тысяч баррелей нефти в сутки.

Это событие наступило спустя немногим более месяца после ратификации ирано-иракской декларации по соглашению касательно экспорта Ираком нефти с киркукских месторождений по суше в Иран с территории Иракского Курдистана наливным транспортом.

В заявлении для прессы говорится, что «Тегеран вернет те же объемы в Ирак через провинцию Басра на юге страны в рамках соглашения о переговорах, которое позволяет Багдаду «шире и активнее использовать месторождения Киркука», почти парализованные из-за разночтений между федеральным правительством и курдским местным правительством, и остановки трубопровода, по которому нефть Киркука экспортировалась в турецкий порт Джейхан.

Ирак экспортирует практически всю свою сырую нефть, добытую на центральных и южных месторождениях страны через нефтяные терминалы Басры, теперь к ним добавится около 60 тыс. баррелей иранской нефти, поступающей взамен иракской, поставляемой в Иран на севере.

Общая производительность киркукских месторождений в настоящее время составляет около 480 тысяч баррелей нефти в сутки, — отмечает иракский нефтяной эксперт Аббас Али аль-Шаммари и начало взаимных поставок «укрепит экономические отношения между Багдадом и Тегераном, таким образом, который принесет пользу обеим сторонам, тем более что экономические санкции США, которые были введены администрацией президента Дональда Трампа в отношении Ирана в начале прошлого месяца и отрицательно повлияли на Ирак».

С учетом того, что на Иран кроме нефтеналивных цистерн в ближайшем будущем будет проложен и нефтепровод, по некоторым оценкам, иракский нефтяной экспорт восточному соседу вполне может вырасти, как минимум вдвое, а то и втрое. Соответствующее количество нефти, причем нефти, такой же по качеству, что отдельно оговорено тем же двусторонним соглашением, Ирак получит на юге, в Басре от Ирана. Следовательно, в трюмы танкеров, готовящихся к отправке в ту же Индию, с иракской нефтью, по сути, будет поступать нефть иранская, а нюансы взаиморасчетов между иракским трейдером СОМО и Ираном есть тайна «за семью печатями», можно в этой связи лишь вспомнить, что значительная часть иракской нефти, находившейся в годы блокады страны из-за международных санкций регулярно попадала в порт Галвестон, штат Техас и этот процесс ровным счетом никак не зависел ни от каких санкций. Иными словами, если индийским предприятиям, нефтехимическим например, будет нужно продолжить получать иранскую нефть определённых характеристик, техническая сторона вопроса, как можно убедиться, вполне осуществима. Разумеется, Ирак при этом может рассчитывать на сохранение почетного места ведущего поставщика нефти для Индии.

52.2MB | MySQL:103 | 0,501sec