Сирия: размышления о ситуации вокруг Идлиба и действиях России

Один ребенок погиб, еще восемь пострадали в результате обстрела 13 сентября боевиками улицы Ан-Ниль сирийского города Алеппо. Как сообщил в пятницу руководитель российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-лейтенант Владимир Савченко, всего в результате обстрела пострадали 13 человек. «В результате одного из обстрелов окраин города Алеппо из 82-миллиметрового миномета пострадало 14 мирных жителей. Ребенок 11 лет погиб, 13 человек, включая восемь детей, ранено», — сказал он. Кроме того, по его словам, в населенном пункте Телль-Рифаат двое мирных жителей получили ранения при обстреле из 120-миллиметрового миномета боевиками Сирийской свободной армии, занимающих позиции в районе города Эль-Баб и в округе Африн, которые контролируются протурецкими группировками. Пострадал также населенный пункт Тадеф, добавил Савченко. По данным российских военных, действовала, судя по всему, мобильная группа боевиков из Идлиба. Под покровом темноты с расстояния 3,5 километра из района Рашидин они произвели не менее 6 неприцельных выстрелов из 82-мм миномета с автомобильной платформы, после чего скрылись. Рассказы очевидцев и родственников пострадавших убедительно свидетельствуют о том, что стрельба из миномета была преднамеренно неизбирательной. Улица Ан-Ниль представляет собой одну из основных артерий северо-западной части Алеппо, соединяя сразу несколько городских районов. Здесь всегда многолюдно, много магазинов и нет ни одной военной позиции либо огневой точки правительственных сил. Очевидно, что обстрел носил провокационно-террористический характер. Совершили его предположительно боевики группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (прежнее название «Джебхат ан-Нусра», запрещена в России). Помимо них, к обстрелу могут быть причастны также протурецкие «Ахрар аш-Шам» и «Нураддин аз-Зенки». Указанные группировки регулярно обстреливают позиции правительственных сил в Западном Алеппо. Жилые кварталы также неоднократно становились целью неприцельного минометно-артиллерийского огня со стороны незаконных вооруженных формирований. За месяц погибло 7 и ранено 35 мирных жителей. Очевидно стремление командования боевиков спровоцировать подобными действиями сирийские войска на атаку своих позиций с целью обезопасить жилые районы Алеппо. Это дало бы НВФ повод обвинить Дамаск в нарушении границ зоны деэскалации и обратиться за помощью к Турции. В этой связи отметим, что снова ответственными полагаются и просаудовские, и протурецкие силы с явным преимуществом последних. Именно протурецкие силы обстреляли Тель-Рифаат, а в случае с Алеппо — это пока только «предположительно», хотя в такого рода случаев необходима точная информация. При этом само утверждение об участии сразу трех этих групп в этой провокации вызывает большое сомнение. Как-то слабо представляется, что боевики все этих трех групп наперегонки бегали и заряжали один миномет. Но все это частности, в сухом остатке из этого сообщения и комментариям к нему пока ясно только одно: протурецкие и просаудовские группы не размежевались, действуют против правительственных сил и гражданских целей одним фронтом и тесно координируют свою общую провокационную деятельность. Но если делается такое утверждение, то это означает, что Анкара не справляется со своими обязательствами (в том числе и по итогам последнего по времени  саммита в Тегеране), а якобы подконтрольные ей группы действуют в одном ряду с откровенно джихадистской «Хайят Тахрир аш-Шам». Последняя вне закона, и это дает полное основания правительственным силам защитить без разбора весь этот террористический анклав в Идлибе. При этом ссылки на то, что боевики тем самым хотят спровоцировать Дамаск на активные действия и под этим предлогом обратиться к турецким войскам за помощью, представляется нам маловероятным сценарием. По одной причине: у Турции просто нет желания и сил на проведение широкомасштабной военной операции в Идлибе в контексте противостояния с правительственными силами и их союзниками.
Какой вывод делает российское руководство в итоге? Кратко — несоблюдение режима деэскалации боевиками само по себе дает повод к его отмене. Вряд ли Дамаск сможет долго терпеть гибель гражданских лиц под огнем террористов. То, что «Джебхат ан-Нусра» продолжает существовать и — заодно с другими группировками — продолжает уничтожать мирное население, делает все более актуальным вопрос о проведении сирийским командованием операции с целью ликвидации террористической угрозы. К настоящему времени мощная группировка правительственных сил на границах Идлибской зоны деэскалации уже создана и готова действовать. Вынуждены разочаровать — пока не получится. Мы имеем ввиду сейчас только вариант реально широкомасштабной операции прежде всего в районе Джиср эш-Шугур в попытке разделить единый анклав зоны в Идлибе на две части. Собственно ровно вокруг этого момента все нынешние дипломатические и пропагандистские битвы и ведутся. Но в данном случае необходима предельная фактурная точность в определении предполагаемых виновников провокаций. Именно по той причине, что в противном случае такие акты со слепыми обстрелами «непонятной группой» или запуском беспилотников может быть обычной провокацией тех же просаудовских боевиков, которые таким образом провоцируют широкомасштабную операцию правительственных сил, под которую однозначно попадут и протурецкие группы. Тем самым, Анкара просто ставится перед фактом, и соответственно просто будет вынуждена идти на обострение своих отношений с Москвой. А кому-то в голову приходило, что таким образом кое-кто пытается заблокировать тот же контракт на поставку С-400, например, который имеет в большей степени даже не экономическое, а политическое значение в рамках усугубления разрыва по линии Вашингтон-Анкара? Отсюда важность достоверной фактуры в такого рода обвинениях и установления жестких правил игры. Сейчас основные разногласия с турками идут по вопросу проведения военной операции правительственных сил в Идлибе. В этой связи закономерно поставить перед Анкарой ряд четких вопросов и условий по отказу от такого сценария.

  1. Турцию надо вынудить четко перечислить те группы, которая в Идлибе она полагает лояльными себе и умеренными с местами их базирования. То есть, сделать ровно то, что не удалось сделать с американцами в рамках размежевания террористических групп в Сирии на «умеренные» и «джихадистские». И такое размежевание должно быть закреплено в меморандумах по итогам встреч и консультаций.
  2. Там же должно быть закреплено право правительственных сил нейтрализовать очаги сопротивления непримиримых, которые в такой список не попали. Если еще проще, то Москва должна четко обозначить свое желание провести локальную операцию под тем же Алеппо с целью оттесненная групп сопротивления от города в рамках нейтрализации возможности его обстрелов. Можно дать размеры этой зоны отчуждения и сроки, в течение которых боевики должны быть отведены. В противном случае огневым валом отодвинуть их вне их пожелания. Это также должно быть обозначено в меморандумах. Как и то, что Дамаск имеет право отвечать на вооруженные провокации.
  3. Анкаре должен быть обозначен конкретный срок по выполнению своих функций, как основного гаранта зоны деэскалации в Идлибе. А именно — нейтрализация джихадистских групп в провинции с ротацией их на свои силы и силы протурецких повстанческих групп. Итоги такой деятельности должны становиться одним из пунктов совместных консультаций, причем не в общем, а конкретно в каждом случае и применительно к каждой группе. И в качестве основания для такого мониторинга должен стать как раз тот самый подтвержденный и согласованный с Анкарой и привязанный к картам список «умеренных» и «радикалов». В случае, если провокации идут из зон протурецких групп, четко тыкать этой фактурой Анкаре. В случае непринятия ей соответствующих мер, принимать их самим без всяких колебаний.

 

Вот при определении таких правил игры и можно продвигать план к постепенной зачистке всего Идлиба, то ли в рамках ползучей экспансии, то ли стравливания протурецких и просаудовских групп. Возможна ли сейчас широкомасштабная военная операция правительственных сил в Идлибе? Уже сказали и повторим, что сомневаемся. По крайней мере, она не состоится до анонсированной встречи турецкого и российского президентов в 17 сентября. Но дело даже не в этом. Москва снова начала попытки привлечь к урегулированию в Идлибе Париж и Берлин. Помощники лидеров России, Турции, Германии и Франции на встрече в Стамбуле по Сирии выразили уверенность в необходимости политического решения проблемы в сирийском Идлибе. Об этом заявил официальный представитель турецкого лидера Ибрагим Калын в пятницу по окончании встречи в Стамбуле по Сирии. «Сегодня мы обсудили то, что необходимо сделать, чтобы не допустить гуманитарной катастрофы в Идлибе. Участники встречи выразили общую убежденность в том, что нужно политическое решение проблемы», — передал его слова в прямом эфире телеканал ТРТ. Он добавил, что на переговорах «стороны согласились, что [массированная] атака на Идлиб обернется катастрофой», а для урегулирования «нужно поддержать все мирные инициативы, в том числе астанинскую платформу и другие инициативы, которые в свою очередь внесут вклад в женевские переговоры». В переговорах в Стамбуле приняли участие помощник президента РФ Юрий Ушаков, официальный представитель турецкого лидера Ибрагим Калын, советник президента Франции Филипп Этьен и внешнеполитический советник канцлера ФРГ Ян Хеккер. Президент Турции Р.Т.Эрдоган намерен обсудить в 17 сентября развитие событий в Сирии с президентом РФ Владимиром Путиным. Об этом заявил в пятницу министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на пресс-конференции в Пакистане. «В последние дни мы проводили переговоры [по Сирии] с разными странами. Мы готовы вести борьбу с террористами, также хотим добиться урегулирования сирийского кризиса политическим путем, готовы к сотрудничеству в этих вопросах. Однако мы против нанесения ударов по женщинам, детям и гражданским лицам под предлогом борьбы с терроризмом. Мы продолжим наши контакты в ближайшие дни, президент Эрдоган обсудит ситуацию в Сирии с президентом Путиным в понедельник», — приводит слова Чавушоглу телеканал Эн-ти-ви. В этой связи снова скажем то, что много раз говорили. Никакие договоренности с Западом по ситуации к Сирии к позитивным результатам не приведут. Просто по той причине, что основной целью этой дипломатической активности французов и немцев является исключительно только затягивание времени и минимизация возможности широкомасштабной операции в Идлибе со стороны правительственных сил. Опять же по очень простой причине — положительный итог такой операции фактически снимает вопрос о победителе в гражданской войне и, что самое главное, кардинально меняет политический ландшафт вокруг сирийского досье. Прежде всего, с точки зрения смены основных переговорщиков от оппозиции с зарубежных групп и игроков, которые работают по указанию своих внешних спонсоров, на внутренние локальные силы, которые готовы к примирению и компромиссу с Дамаском. Одновременно этот момент стимулирует возвращение сирийских беженцев на родину: пока есть вооруженная альтернатива Дамаску в Идлибе, этот процесс в полной мере не пойдет. Все это означает успех Москвы, и на Западе на него никогда не пойдут. Вернее, сделают все возможное, что бы такой сценарий не состоялся, и для этого нужно сохранение нынешнего статуса Идлиба. Все остальные надежды российской дипломатии на прорыв западной блокады в глобальном смысле — иллюзии. Как и гарантии Запада по этому вопросу. Кто сомневается, отсылаем к выполнению западных гарантий президенту Украины Виктору Януковичу и Москве четыре года назад. В данном случае российскую дипломатию взбудоражил тот факт, что по итогам совещания помощников президентов может состоятся и четырёхсторонний саммит. Это хорошо с точки зрения расшатывания западной блокады и краткосрочной по эффекту демонстрации этого всему миру, но не имеет никакого смысла с точки зрения реальных подвижек на сирийском поле с точки зрения достижения компромисса там с Западом в глобальном смысле. Просто в силу принципиальной разности видения конечных результатов этого кризиса и послевоенной политической архитектуры Сирии Москвой и коллективным Западом. Еще раз повторим, что пустая говорильня не дает результатов, результаты дают конкретные и закрепленные в официальных документах правила игры и санкции за их неисполнение. А этого пока в результате всех прошедших консультаций во всех форматах мы не видим. И посему: и не договариваемся толком политически, и не решаем вопрос военным путем.

62.84MB | MySQL:102 | 0,659sec