Обзор альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 23

В июне с.г. главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом своих экспертов, под заголовком «Внешняя политика Турции в 2017 году».

Продолжаем анализ первого раздела Альманаха, который состоит из авторских статей, привлекших внимание руководства Фонда.

В частности, говорим о статье авторства Чагатая Оздемира и Неслихан Сайдам под заголовком «Роль турецкого лобби в Вашингтоне в турецко-американских отношениях». Напомним, что мы закончили на перечислении адвокатских фирм и частных лиц, с которыми Турецкая Республика имеет официальные соглашения о ведении лоббистской деятельности на территории США.

Далее, не менее интересным вопросом являются различные НКО, которые представлены в США и которые помимо решения поставленных перед собой задач, так или иначе, занимаются лоббизмом в пользу Турции. Им посвящен следующий раздел статьи, озаглавленный «Лоббисты, уполномоченные частными компаниями Турции». Иными словами, речь идет о том, что и частные турецкие структуры также имеют своих лоббистов в США. В статье идет речь о четырех подобных структурах.

Первая из них – Arsay Meday, заключившая соглашение с компанией Prime Strategies ежемесячной стоимостью в 20 тыс. долл. Это соглашение включает в себя консультационные услуги, которые оказывались, в том числе, в период посещения американской прессой Турции в феврале-марте 2017 года.

Вторым соглашением является подписанное между Ассоциацией экономики знаний Турции (Turkiye Bilgi Ekonomisi Topluluk) и Monte Advisory Group. Целью этого соглашения является «внесение вклада в развитие двусторонних отношений, через наращивание сотрудничества в сферах науки и экономики».

Третье соглашение заключено между турецким банком Halkbank и структурой, с которой и у турецкого правительства есть договоренности. Речь идет о Ballard Partners. Согласно соглашению, упомянутая компания окажет Halkbank консультационные услуги. В тех ситуациях, когда будет возникать необходимость, компания будет представлять и отстаивать интересы Halkbank на уровне федерального правительства, в том числе в американском Казначействе, Министерстве юстиции и администрации президента. Кроме того, компания будет информировать турецкий банк об изменениях в законодательной сфере в США (самое интересное в этом вопросе заключается в том, что 1) вице-президент банка Х.Атилла находится под стражей в США, 2) турецкий банк официально не имеет ни своих представительств, ни аффилированных банков в США – В.К.).

Как пишет статья, последним  и «самым спорным» соглашением, подписанным турецкими частными структурами с лоббистскими компаниями, является заключенное между Inovo BV (владелец: Камиль Эким Альптекин) и Flynn Intel Group. Также, в качестве «субподрядчика», частью этого соглашения является компания S.G.R. Это соглашение, подписанное компанией бывшего советника Д.Трампа по национальной безопасности, в частности, отражено в документах в рамках Акта о регистрации иностранных агентов (в англоязычной аббревиатуре – FARA – В.К.).

Однако, тот факт, что Майкл Флинн, будучи на своей должности, занимался лоббизмом в интересах иностранных государств, вызвал в США большие споры. В конце концов, как пишут авторы, одно дело — быть членом Палаты представителей или Сената,  а совсем другое дело – советником по национальной безопасности. Однако, Конституция США защищает право на «законный лоббизм». В этой связи споры, направленные против Флинна, привлекли внимание в контексте деятельности так называемой «террористической организации» Фетхуллаха Гюлена или ФЕТО.

В заключение, авторы материала говорят о том, что в рамках деятельности этих компаний, с целью обсуждения «вопросов национальной безопасности и образования в турецко-американских отношениях», проводились встречи с представителями СМИ и лицами, ответственными за принятие решений. Также был проведен анализ влияния нахождения на территории США лидера ФЕТО Ф.Гюлена, а также подвергнут самому пристальному и всестороннему рассмотрению вопрос школ, имеющих отношение к ФЕТО.

От тех, кто работает «за», авторы переходят к тем, кто работает «против» Турции в разделе «Лоббисты, которые работают против Турции» (не устанем повторять, что в США существует множество оппозиционеров из самых разных стран и их деятельность против действующего руководства той или иной страны, строго говоря, не является синонимом действий против этой страны, однако, авторы ставят между ними знак равенства – В.К.).

Авторы начинают достаточно «бодро», говоря о том, что против Турции в США работает множество структур, но первую очередь среди них занимает ФЕТО. Как они напоминают, ФЕТО, просочившись в механизмы принятия решений в Турции, попыталось присвоить себе «конституционную власть» (опять же не устанем повторять, что ФЕТО, в своей разветвленности в турецких органах власти, — во многом, детище самого руководства страны, которое не только долгие годы закрывало на нее глаза, но и поощряло, видя в сектантах полезных себе союзников, в том числе, в своей зарубежной деятельности – В.К.). Авторы же говорят о 40-летней деятельности ФЕТО в стране и о том, что результатом её стала попытка подрыва авторитета власти в период с 17 по 25 декабря 2013 года и прямого захвата власти 15 июля 2016 года.

62.84MB | MySQL:102 | 0,392sec