О военной ситуации в Сирии (8 – 15 сентября 2018 г.)

По данным российской и турецкой частей совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 280 нарушений режима прекращения огня. Это значительно выше показателя предыдущей недели (187).

Российская часть представительства, как и ранее, фиксировала нарушения главным образом в провинциях Латакия и Алеппо. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано 93 нарушения (в течение предыдущей недели – 90), в провинции Алеппо – 112 нарушений (69).

В течение недели изо дня в день в сводках Минобороны утверждалось, что «не уменьшается количество нарушений со стороны незаконных вооруженных формирований, действующих в Идлибской зоне деэскалации». Это утверждение не очень подтверждалось приводившимися Минобороны количественными данными – всего 2 нарушения, да и по данным турецкой части их было немного. Как представляется, согласно данным Минобороны, это утверждение более применимо к провинциям Алеппо и Латакия. Если речь идет об обстрелах целей в провинциях Алеппо и Латакия из провинции Идлиб, об этом нужно писать соответствующим образом. Обратили на себя внимание две вспышки боевых действий в провинции Хама 9 и11 сентября.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ), «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/«Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ), других антиправительственных организаций в провинциях Хама, Идлиб, Дейр эз-Зор.

8 сентября главком ВМФ  России адмирал Владимир Королев заявил о завершении учений российского флота в Средиземном море.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов и повстанцев в провинциях Хама, Идлиб, Дейр эз-Зор, Хомс.

15 сентября сирийские официальные СМИ сообщили, что Израиль нанес ракетный удар по международному аэропорту Дамаска. О возможном ущербе не сообщалось. Утверждалось, что при отражении удара силы ПВО Сирии сбили несколько ракет. По имеющимся данным, целью удара был иранский транспортный самолет.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

Сложной оставалась ситуация в провинции Эс-Сувейда в районе Тулуль ас-Сафа. Там 11 сентября в засаде, устроенной боевиками ИГ, погибли по меньшей мере 20 человек из числа сирийских солдат и бойцов союзных им формирований. В бою были уничтожены по меньшей мере 10 джихадистов.

12 и 13 сентября сирийские войска продолжали штурмовать последний оплот ИГ в провинции Эс-Сувейда в районе Тулуль ас-Сафа.

14 и 15 сентября сирийские войска продолжали вести бои против формирований ИГ в районе Тулуль ас-Сафа, отбив у джихадистов несколько позиций в районе Кабр Шейх Хусейн. 15 сентября там отражена очередная попытка боевиков прорваться в направлении Ат-Танф на юге провинции Хомс.

На северо-западе провинции Алеппо в курдском кантоне Африн 9 сентября отмечались столкновения между боевиками протурецких группировок «Ахрар аш-Шаркия» и «Ахрар аш-Шам».

Там же 15 сентября в результате нападений курдов погибли по меньшей мере 14 человек из числа турецких солдат и бойцов протурецких формирований.

На востоке провинции Дейр эз-Зор 10 сентября «Силы демократической Сирии» (СДС) при поддержке самолетов международной коалиции начали третью по счету попытку штурма города Хаджин в долине реки Евфрат близ границы с Ираком, контролируемого боевиками ИГ. Две предыдущих попытки завершились безрезультатно.

12 сентября сирийские войска атаковали оплот ИГ на западе провинции. Практическая одновременность этих действий с атакой СДС на позиции ИГ в долине реки Евфрат может говорить об их согласованности.

15 сентября сирийские войска продолжали оказывать огневое воздействие на анклав ИГ на востоке провинции Хомс и юго-западе провинции Дейр эз-Зор.

В течение 14 и 15 сентября формирования СДС при поддержке авиации и артиллерии международной коалиции наращивали давление на оплот ИГ в районе городов Хаджин, Ас-Суса и Аш-Шаафа на восточном берегу реки Евфрат. Считается, что там держат оборону до 3 тысяч джихадистов. К 14 сентября в ходе наступления СДС, начавшегося 10 сентября, были уничтожены 46 джихадистов. В боях погибли 15 бойцов СДС. 14 сентября джихадисты, воспользовавшись песчаной бурей, устроили засаду, в которой убили до 20 бойцов СДС.

В преддверии возможной операции в провинции Идлиб стоит отметить, что кроме группировок повстанцев, исламистов и джихадистов там действует «Тахрир аш-Шам», контролирующая 60% территории провинции. Наибольшее число иностранных джихадистов действует в рядах «Исламской партии Туркестана» (ИПТ), формирования которой концентрируются в районе города Джиср эш-Шугур. В составе «Тахрир аш-Шам» выделяются «узбекские» по составу отряжы во главе с 28-летним Сирожиддином Мухтаровым (боевой псевдоним — Абу Салах аль-Узбеки) и Имамом аль-Бухари (боевой псевдоним). Чеченцы в Идлибе составляют костяк формирований «Джунд аш-Шам» и «Аджнад Кавказ».

13 сентября, подтверждая наши худшие предположения, МИД РФ заявил  о намерениях боевиков развернуть наступление из провинции Идлиб в направлениях Алеппо и Хамы.

15 сентября огневому воздействию сирийских войск подверглись позиции группировки «Джейш аль-Изза» в районах городов Латамина и Зита (север провинции Хама) и Тарнанаа и Сукик (юг провинции Идлиб).

Тем временем сирийские источники сообщили, что Анкара через Москву потребовала от Дамаска перенести на более поздние сроки операцию по освобождению Идлиба.

В любом случае ситуация вокруг этой провинции показала пагубность применявшейся ранее практики вывоза туда боевиков с их семьями из тех районов, где они терпели военные поражения. Теперь этот «нарыв», где сконцентрированы десятки тысяч боевиков и где, по имеющимся данным, власть вершит «Тахрир аш-Шам» готов лопнуть в любое мгновение.

62.81MB | MySQL:102 | 0,710sec