Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (10 – 16 сентября 2018 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты различной интенсивности продолжаются в Сирии, Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии и Сомали.

Сложная ситуация сохраняется в провинции Идлиб на северо-западе Сирии. Ведущие страны Запада и Турция продолжают жестко выступать против проведения в этом регионе операции сирийской правительственной армии с целью его освобождения от боевиков террористических и экстремистских группировок. Одновременно сообщается, что Турция активизировала поставки вооружений сирийской оппозиции, а также перебрасывает в эту провинцию дополнительные силы своей армии. Практически ежедневно происходят перестрелки между сирийской армией и боевиками. По имеющейся информации террористы готовятся в Идлибе к длительной обороне и ликвидируют боевиков, готовых к перемирию с Дамаском.

Россия беспрерывно ведет мониторинговую работу в Идлибе, сообщил 11 сентября заместитель главы МИД РФ С. Рябков. Министр иностранных дел России С. Лавров заявил 14 сентября, что террористы, которые находятся в Идлибе, не хотят перемирия и ведут боевые действия, используя зарубежную помощь. Лавров подчеркнул, что «Россия учитывает, и будет учитывать в полной мере интересы гражданского населения в Идлибе». Он также заявил, что Москва располагает информацией, где в Идлибе террористы собирают беспилотники, «и будет подавлять эти подпольные фабрики». Президент России В. Путин 14 сентября провел совещание с членами Совета безопасности РФ, в ходе которого обсуждалась ситуация в сирийской провинции Идлиб. При этом Путин выразил «обеспокоенность в связи с высокой концентрацией террористов в этом регионе и их дестабилизирующей активностью».

Анкара работает с Москвой и Тегераном для предотвращения гуманитарной катастрофы в сирийском Идлибе, заявил 13 сентября министр национальной обороны Турции Х. Акар.

14 сентября помощники лидеров России, Турции, Германии и Франции на встрече в Стамбуле по Сирии выразили уверенность в необходимости политического решения проблемы в Идлибе.

Тем временем Минобороны России на прошедшей неделе неоднократно сообщало о подготовке боевиками совместно с «Белыми касками» в Идлибе провокации с реальным применением отравляющих веществ против мирных жителей. Со своей стороны, США и их западные союзники продолжают выступать с заявлениями о решительном ответе на возможное применение химического оружия правительственными силами в Сирии. В ответ на эти заявления в российском МИДе отметили, что Соединенные Штаты так и не предоставили информацию о том, на каких объектах в Сирии якобы хранится и производится химическое оружие.

На минувшей неделе сирийские правительственные войска проводили операции против бандформирований «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в южной провинции Эс-Сувейда и в западной части восточной провинции Дейр-эз-Зор. В восточной части этой провинции бои с боевиками ИГ вели формирования преимущественно курдских «Сил демократической Сирии», которых поддерживает США. Глава Пентагона Дж. Мэттис сообщил, что в настоящее время боевики ИГ занимают в Сирии около 2% территории этой страны.

По информации из Дамаска, сирийские силы ПВО 15 сентября были задействованы для отражения израильских ракетных ударов по дамасскому международному аэропорту. Сообщается о том, что несколько ракет были сбиты.

На минувшей неделе дипломаты России, Ирана и Турции на встрече в Женеве со спецпредставителем генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистурой согласовали списки кандидатов в сирийскую конституционную комиссию от правительства САР и фракций сирийской оппозиции. Эти списки потребуют потом окончательного утверждения представителями трёх стран и де Мистурой после того, как будет согласован третий список – от так называемого гражданского общества.

Москва как участник астанинского формата по Сирии (РФ, Иран, Турция) готова к диалогу с так называемой «малой группой» (Великобритания, Германия, Иордания, Саудовская Аравия, США и Франция) на основе уважения территориальной целостности САР, заявил 14 сентября глава МИД России С. Лавров. При этом он подчеркнул, что Москва «готова к взаимодействию с любыми партнерами, заинтересованными в скорейшем достижении урегулирования в Сирии, облегчении страданий сирийского народа».

14 сентября Армия обороны Израиля (АОИ) объявила о завершении пятилетней программы гуманитарной помощи гражданам Сирии. Программа «Добрый сосед» была инициирована в 2013 г. и направлена на оказание гуманитарной помощи сирийским гражданам на пограничной с Израилем территории страны. Причиной завершения программы в АОИ назвали возвращение пограничного сирийского региона под контроль правительственных войск САР. По данным АОИ, за медицинской помощью в рамках программы обратились более 11900 сирийцев.

Первые за семь лет вооруженного конфликта выборы в муниципальные органы власти прошли 16 сентября в Сирии. На 18 478 мест в местных советах боролись более 40 тыс. кандидатов. Был открыт 6551 избирательный участок на территории 88 избирательных округов.

14 сентября действующий премьер-министр Ирака Х. аль-Абади заявил, что не намерен оставаться главой правительства на второй срок. В этой связи он отметил: «Я следую указаниям религиозных властей и подчиняюсь решению великого аятоллы Али ас-Систани. Мы продолжим служить народу Ирака. Я останусь на посту до формирования нового правительства, дав пример мирного перехода власти».

Совет представителей (парламент) Ирака 15 сентября избрал на пост спикера экс-губернатора провинции Анбар М. аль-Халбуси. Кандидатуру главы западной провинции выдвинул блок «Национальный фронт», объединивший крупнейшие суннитские партии страны. Голосование по избранию председателя парламента должно было состояться в начале сентября, однако из-за бойкота ряда политических партий и вследствие этого отсутствия кворума, сессия была перенесена на 15 сентября. Согласно конституции Ирака, со вступлением в должность спикера у законодателей есть месяц на избрание президента республики из числа депутатов-курдов, который, в свою очередь, выдаст мандат на формирование правительства коалиции большинства в парламенте. Тем временем основные политические силы Ирака все еще никак не могут прийти к окончательному соглашению относительно фракции парламентского большинства и распределения портфелей в будущем кабинете министров.

Американский генерал Пол Лакамера назначен новым командующим операцией «Непоколебимая решимость» против террористов ИГ в Ираке и Сирии вместо генерала Пола Фанка.

Иран продолжает выполнять ядерную сделку, но приоритетом для сохранения статус-кво в условиях действий США является возможность получать доходы от продажи нефти, заявил 14 сентября глава МИД ИРИ М. Д. Зариф. По его словам, «Иран готов дальше выполнять соглашение, пока оно служит нашим интересам». При этом европейцам следует преодолеть «пассивность» и начать действовать, а если этого не произойдет, то ответом Ирана не обязательно станет выход из Совместного всеобъемлющего плана действий. Одним из возможных вариантов, по словам Зарифа, является возможность вновь начать обогащать уран сверх разрешенного, безопасного, уровня в 3,67%. Ранее, 10 сентября, глава Организации по атомной энергии Ирана А. А. Салехи сообщил, что Иран открыл новый цех по производству центрифуг для обогащения урана в рамках национальной атомной программы. Иранские специалисты также закончили модернизацию исследовательского реактора в Тегеране. Все то, как считают иранцы, не нарушает положения СВПД.

Иран действует в рамках СВПД по его атомной программе и выполняет взятые на себя обязательства, подтвердил 10 сентября глава МАГАТЭ Ю. Амано. По его словам, МАГАТЭ продолжает следить за тем, чтобы ядерные материалы, заявленные Ираном в соответствии с Соглашением о гарантиях, не направлялись на другие цели.

Предстоящее вступление в силу американских санкций в отношении Тегерана фундаментальным образом изменит для всех стран экономическое взаимодействие с Ираном, заявил 14 сентября госсекретарь США М. Помпео. В то же время, по его словам, Вашингтон по-прежнему изучает возможность отказа от санкций против стран или предприятий, которые продолжают торговать с Ираном. Сами же санкции вступят в силу 4 ноября, подтвердил глава американской дипломатии.

США предоставят Израилю оборонную помощь на общую сумму в 38 млрд долл. в течение 10 лет с 2019 г. по 2028 г. Соответствующий закон утвердил на минувшей неделе Конгресс США. Текст закона повторяет содержание 10-летнего договора о предоставлении Израилю оборонной помощи, подписанного еще в 2016 г. при президента Б. Обаме. Целью его инициаторов было защитить договор от бюджетных конфликтов в будущем вне зависимости от состава Конгресса или личности президента США.

11 сентября госсекретарь М. Помпео уведомил Конгресс США о возобновлении оказания военной помощи Египту, несмотря на выражаемую Вашингтоном тревогу относительно ситуации с соблюдением прав человека в этой стране. Каиру будут выделен 1 млрд долларов, одобренный Конгрессом в рамках программы иностранной военной помощи на 2018 финансовый год (завершится 30 сентября), а также 195 млн долларов, которые остались неизрасходованными в течение 2017 финансового года. В то же время администрация США по-прежнему «обеспокоена ситуацией с правами человека в Египте», и будет поднимать эту тему на встречах с египетскими официальными лицами, но «укрепление сотрудничества с Египтом в области безопасности отвечает интересам США».

Госдепартамент США объявил 10 сентября о решении закрыть дипломатическую миссию Организации освобождения Палестины в Вашингтоне.

В условиях экономического кризиса президент Судана О. аль-Башир принял решение отправить в отставку правительство страны. Новым премьер-министром назначен М. М. Абдалла Салим, который ранее был министром водных ресурсов, ирригации и электрификации. 14 сентября правящая в стране партия Национальный конгресс сообщила о сформировании нового правительства. Число министерств сокращено с 31 до 21. Свои посты сохранили министр по делам президентства Ф. А. Фадыль, министр обороны А. И. Аввад и глава МИД М. Ахмед.

12 сентября парламент Афганистана проголосовал за пересмотр договора о безопасности с США, который позволяет американским войскам оставаться в стране после 2014 г. Документ также предоставляет США возможность сохранить свои базы в Афганистане. Как было заявлено, парламентариев не устраивает неэффективность договоренностей с американской стороной. По их словам, США не выполнили условия договора и не смогли обеспечить афганские силы безопасности необходимой поддержкой. По мнению экспертов, «политики делают это не для того, чтобы довести дело до реального пересмотра. На самом деле, речь, скорее всего, идет о том, чтобы получить от США отказ от поддержки Ашрафа Гани», действующего президента Афганистана.

Президент Эритреи И. Афеворки и премьер-министр Эфиопии А. Ахмед подписали 16 сентября в саудовской Джидде мирное соглашение, положившее конец длившемуся около 20 лет конфликту между двумя странами. Церемония прошла под патронажем короля Саудовской Аравии Сальмана. На ней также присутствовали наследный принц КСА, министр обороны Мухаммед  бен Сальман и глава МИД ОАЭ шейх А. бен Заид аль-Нахайян.

Приложение

 

 

О военно-воздушных силах Саудовской Аравии

 

 

Одним их важнейших направлений военного строительства в Саудовской Аравии является повышение эффективности ВВС, особенно их ударных возможностей, оснащение военно-воздушных сил современной авиационной техникой и оружием. На протяжении длительного времени ВВС наряду с войсками ПВО являются самыми динамично развивающимся видом вооруженных сил королевства. Руководство КСА рассматривает военную авиацию как главную ударную и сдерживающую силу. На Ближнем Востоке саудовские ВВС по численности боевых самолетов занимают первое место, а по своим потенциальным боевым возможностям уступают только Израилю.

ВВС КСА (20 тыс. человек) состоит из истребительной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. Основной организационной единицей является эскадрилья.

На вооружении имеется 354 боевых самолета: тактических (многоцелевых) истребителей – 251 (ЕF-2000 «Еврофайтер Тайфун» — 72, F-15SА — 40, F-15S — 70, «Торнадо» IDS — 69), истребителей ПВО – 96 (F-15С/D – 81, «Торнадо» ADV — 15). Кроме того, имеется эскадрилья самолетов ДРЛО и управления – 7 самолётов (Е-3А АВАКС -5, Saab 2000 Erieye — 2.). В среднем в технической готовности к выполнению поставленных задач находится примерно 75 процентов самолетного парка боевой авиации.

Военно-транспортная авиация располагает 51 самолетом. Основу ее парка составляют американские машины С-130 «Геркулес» различных модификаций. Имеется также 17 самолетов-заправщиков КС-130Н и А330-MRTT. Часть заправщиков может использоваться в качестве транспортных самолетов. Вертолетная авиация насчитывает 45 транспортных и многоцелевых машин различных типов. Парк учебно-боевых и учебно-тренировочных машин состоит из 128 самолетов. Причем 40 самолетов типа «Хок» могут использоваться в качестве легких штурмовиков. Кроме того, в состав ВВС входит Королевское авиакрыло из 24 самолетов и 11 вертолетов.

Основу самолетного парка саудовских ВВС составляют американские тактические истребители F-15 различных модификаций (191 машина). Первую партию этих самолетов саудовцы получили в 1980-х гг., а вторую – в конце 1990-х. В 2011г. с США подписан контракт на поставку 84 истребителей четвертого поколения F-15SA (Saudi Advanced), отличающихся малой заметностью для РЛС. Эти самолеты оснащены новыми радарами с активной фазированной антенной решеткой, дополнительными системами вооружения, радиоэлектронной борьбы и противодействия, «стеклянными» кабинами пилотов, инфракрасными системами обнаружения и сопровождения целей. F-15SA начали поступать в КСА в 2017г. и являются новейшими самолетами королевских ВВС. В ближайшие годы американцами будет проведена модернизация 68 истребителей F-15S до уровня F-15SA. США также окажут помощь в обучении саудовских летчиков управлению новыми самолетами. В то же время Вашингтон не дал согласие на передачу Эр-Рияду многофункциональных истребителей пятого поколения F-35.

В 2017 г. завершена поставка из Великобритании 72 многоцелевых истребителей четвертого поколения ЕF-2000 «Еврофайтер Тайфун». Британская сторона будет до 2030 г. оказывать содействие в обучении саудовских летчиков и наземного персонала, поставлять запчасти, помогать в техническом обслуживании и ремонте самолетов. В марте 2018г. КСА подписала с Великобританией соглашение о приобретении дополнительной партии в 48 истребителей ЕF-2000 «Еврофайтер Тайфун».

Проведена модернизация и ремонт 84 тактических истребителей типа «Торнадо» (поставлены в конце 1980-х – середине 1990-х гг.), которые получили новое вооружение, электронное оборудование и системы навигации. Предполагается, что они останутся на вооружении до 2020 г.

Самолеты ДРЛО и управления Е-3А «Сентри» АВАКС были получены из США в 1986-1987 гг. В 1997-2003 гг. и в 2008-2009 гг. они прошли модернизацию, получив современные компьютеры и оборудование, позволяющее более полно отражать обстановку в реальном времени. В 2018 г. начат очередной этап их модернизации, в ходе которого на саудовские АВАКСы установят новые радарные системы и модернизируют средства связи. Отметим, что на сегодняшний день ни одно ближневосточное государство не располагает самолётами ДРЛО и У такого класса. В то же время саудовские экипажи не в состоянии в полной мере использовать возможности этих сложных авиационных комплексов. В США к 2024 г. намечено закупить четыре самолета боевого управления и целеуказания E-8 JSTARS.

Дополнительно в США планируется закупить три самолета-заправщика КС-130J, 20 военно-транспортных самолетов С-130J, 48 десантно-транспортных вертолетов СН-47F «Чинук».

Масштабно закупается вооружение для самолетов и вертолетов, в том числе управляемых авиабомб (УАБ) и крылатых ракет различных типов. В частности, в США в 2018г. заказаны крупные партии УАБ следующих типов: GBU31V3, GBU-10, GBU-12, GBU-31V1, GBU-38 Авиабомбы типа GBU31V3, GBU-10, GBU-12, GBU-31V1, GBU-38.

На саудовские ВВС возлагаются задачи по прикрытию от ударов с воздуха районов добычи нефти, административных центров и военных объектов; оказанию авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС; ведению воздушной разведки; переброске личного состава и военной техники; выполнению специальных операций.

ВВС КСА имеют шесть основных авиабаз, а также используют 15 аэродромов. Причем командиры авиабаз находятся в непосредственном подчинении командующего королевских ВВС. Все авиабазы имеют хорошо развитую аэродромную инфраструктуру, удовлетворяющую самым высоким современным требованиям. В частности, для боевых самолётов построены капитальные высокозащищённые бетонные укрытия.

Истребители ПВО размещены главным образом на базе Дахран (на востоке). Тактические истребители базируются в Табуке (на северо-западе), Эт-Таифе и Хамис-Мушайте (на юго-западе). Самолеты ДРЛО размещены в Эр-Хардже недалеко от Эр-Рияда (это крупнейшая авиабаза в регионе). База Эр-Рияд используется в основном транспортной авиацией. В целом аэродромная сеть КСА вполне обеспечивает рассредоточение авиации в угрожаемый период и выполнение необходимого маневра силами во время военных действий. Ее модернизация продолжается.

Каждый летчик боевой авиации имеет ежемесячный налет в 20 часов и не менее одного раза в год осуществляет практический пуск ракеты. В целом летный состав ВВС КСА имеет хорошую выучку. Часть летчиков представлена членами королевской семьи.

Саудовским ВВС присущи многие недостатки. В частности, не отработано в полной мере взаимодействие с сухопутными войсками и ВМС. Недостаточно развиты средства РЭБ и воздушная разведка, трудности существуют в управлении силами авиации, организации связи. ВВС КСА по-прежнему нуждаются в технической поддержке иностранных специалистов в вопросах эксплуатации и ремонта авиатехники.

С осени 2014 г. ВВС КСА в составе международной антитеррористической коалиции во главе с США участвовали в нанесении авиаударов по боевикам «Исламского государства» (запрещено в РФ) на территории Ирака и Сирии. В частности, для этого четыре истребителя F-15 были переброшены на турецкую авиабазу Инджирлик.

С марта 2015 г. королевские ВВС принимают участие в войне в Йемене против шиитских мятежников-хоуситов, действуя в составе арабской коалиции во главе с Эр-Риядом. При этом саудовская авиация составляет основу ВВС стран-участниц коалиции. К боевым действиям в Йемене саудовское командование привлекло порядка 100 боевых самолетов типа F-15, «Торнадо» и ЕF-2000 «Еврофайтер Тайфун», а также самолеты-заправщики, военно-транспортные самолеты и вертолеты поисково-спасательной службы. Воздушные удары наносились и наносятся по столице Йемена Сане, главному порту на Красном море Ходейде, другим городам, позициям сил хоуситов, различным объектам военной и гражданской инфраструктуры. С мая 2015 г. авиация коалиция перешла к «стратегии наказания», то есть к воздушному террору против местного населения с целью ухудшить его снабжение продовольствием, водой и электричеством и тем самым оказать давление на хоуситов, принудить их к капитуляции. Бомбардировкам с воздуха подвергаются школы, больницы, похоронные процессии, гражданский автотранспорт. Отмечается применение кассетных, фосфорных и зажигательных боеприпасов производства США и Великобритании. Вместе с тем, авиаудары не сказались критически на боеспособности хоуситов, которые продолжают оказывать противнику упорное сопротивление. Не прекращаются и ракетные обстрелы хоуситами различных объектов на саудовской территории. В целом же война в Йемене продемонстрировала недостаточно квалифицированный уровень руководства действиями авиации КСА, слабость воздушной разведки.

62.93MB | MySQL:102 | 0,530sec