Турецкие СМИ о ситуации в провинции Идлиб. Часть 11

17 сентября с.г. состоялись «ранние», в перерывом всего в 10 дней после Тегерана, переговоры в Сочи между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом. Анализ итогов встречи с российской стороны был подведен на сайте экспертом ИБВ Ю.Б.Щегловиным (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=47900).

Теперь самое время посмотреть на ситуацию с турецкой точки зрения. Отметим сразу, что хотя в турецких СМИ прямо и не звучит словосочетание «дипломатическая победа», то тональность всего медийного освещения состоявшихся переговоров на высшем уровне – именно такая.

Причем, в ситуации, когда, скажем прямо, переговоры выглядели со стороны, как пожарная мера, и большого оптимизма в их преддверии турецкими обозревателями не излучалось. Мы не случайно приводили те заявления, которые сделал президент Р.Т.Эрдоган буквально накануне своей встречи с В.Путиным (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=47894).

Как мы видим, там звучали достаточно резкие заявления относительно непризнания легитимности режима Асада и вытекающего из этого факта непризнания права «других стран» (читай России и Ирана – В.К.) пребывать на территории Сирии по приглашению официального Дамаска. Сама же Турция, как можно видеть из цитат турецкого президента, отстаивает свое право нахождения в Сирии мотивами своей непосредственной, как ближайшего соседа к этой стране, национальной безопасности и «высшего мандата», полученного от сирийского народа.

Впрочем, ни эти заявления, ни тот факт, что Анкара мобилизовала против операции в Идлибе международное общественное мнение, в рамках имеющихся у неё возможностей и ограничений, накладываемых текущим уровнем отношений с США и ЕС, не давало много надежд, что из Сочи она уедет с положительным для себя результатом. Тем более, что только что прошла встреча в Тегеране без какого-либо результата. А в Сочи, разумеется, была встреча в двустороннем формате, что также должно было сужать поле для российского маневра, без оглядки в сторону Тегерана.

Теперь давайте разберемся с высказываниями, которые сделал президент Р.Т.Эрдоган на совместной пресс-конференции в президентом Путиным по итогам переговоров. Приведем некоторые, характерные цитаты для лучшего понимания турецкой итоговой позиции после переговоров в Сочи:

  1. «Как Турция, мы открыто выразили свою обеспокоенность. Сегодня же у нас появилась возможность, в рамках достигнутых договоренностей в Тегеране, обсудить то, как они будут претворяться в жизнь на месте» (т.е. в Сирии – В.К.). Сразу прокомментируем, что документ, подписанный в Тегеране и перевод которого мы опубликовали на сайте ИБВ, не только не содержит наметок того, о чем было договорено в Сочи, но и никаких даже признаков. Если не считать отмеченную в пункте 8 «решимость по защите гражданского населения» (ссылка на декларацию в Тегеране — http://www.iimes.ru/?p=47654).
  2. «Мы еще раз имели возможность увидеть приверженность уважаемого Путина решению Идлибской проблемы на основе понимания, соответствующего духу Астаны. В рамках этого, в результате проведенных нами оценок, мы решили сформировать зону демилитаризации между оппозицией и территориями, находящимися под контролем режима. Оппозиция продолжит оставаться на своих местах. Напротив, мы обеспечим, что радикальные группы, определенные нами вместе с Россией, на упомянутой территории не будут продолжать свою деятельность».
  3. «Россия предпримет необходимые меры для того, чтобы обеспечить отсутствие атак на район деэскалации (здесь использован именно этот термин, хотя, очевидно, речь идет уже о зоне демилитаризации, поэтому в дальнейшем так и будем переводить слова турецкого лидера – В.К.) в Идлибе. Также мы вместе обеспечим установление и воспрепятствование фактам провокаций со стороны третьих сторон, а также нарушений достигнутых соглашений. Россия и Турция, скоординированным образом, обеспечат патрулирование границ определенной нами зоны демилитаризации. Это соглашение является важнейшим с точки зрения защиты Турции от новой «нагрузки», равно как и для других стран – участниц вопроса, прежде всего, для России».
  4. «На самом деле, подлинной структурой, бросающей вызов территориальной целостности Сирии, а также угрожающей турецкой национальной безопасности, является ПДС – СНС (Партия демократический союз – Силы народной самообороны – В.К.). Налицо жестокости и деятельность по этническим чисткам, которую ведет эта организация к востоку от Евфрата. Самая большая угроза будущему Сирии исходит не из Идлиба, а из рассадника терроризма к востоку от Евфрата. Прежде всего, надо избавиться от этого террористического болота. Мы сделали в этом направлении важные шаги, проведя операции «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь». Мы очистили территорию в более чем 4 тыс. кв. километров от террористов «Ислпмского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация – В.К.) и от РПК. Мы обеспечили безопасное возвращение наших сирийских братьев в эти регионы. Представляется важным сделать похожие шаги в отношении других регионов, находящихся в руках ПДС – СНС».

Пытаясь выделить из этих фраз суть этого послания турецкого президента: Турция хочет сейчас сосредоточиться на востоке Евфрата и на находящихся там сирийских курдах (пользующихся поддержкой США – В.К.).

52.19MB | MySQL:103 | 0,594sec