Размышления о доверии палестинцев ХАМАСу и Палестинской национальной администрации

В начале сентября с.г. высокопоставленный член руководства ХАМАСа и депутат парламента Атеф Одван на своей странице в Facebook поместил пост с вопросом, требующего однозначного ответа «да/нет»: «Вы переизбрали бы президента ПНА Махмуда Аббаса?» Инициатор опроса полагал, что результаты были более или менее предопределены, так как его страницу посещают главным образом сторонники ХАМАСа, а также потому, что  М.Аббас, глава ПНА, председатель Организации освобождения Палестины (ООП) и движения ФАТХ, считается наиболее непопулярным политиком в истории Палестины. Помимо того, что он является одним из главных архитекторов вызывающих негодование т.н. «соглашений Осло», при его руководстве сектор Газа перешел под контроль ХАМАСа, Восточный Иерусалим фактически был аннексирован Израилем, а население еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан почти удвоилось.

Однако опрос А.Одвана выдал результат, обратный желаемому. Всего за несколько часов проголосовало более 10 000 человек, 71% принявших участие в голосовании ответили «да», что переизбрали бы М.Аббаса вместо представителя ХАМАСа.

А.Одван удалил опрос с его итогами и опубликовал новый пост с обвинением сторонников ФАТХа в умышленной накрутке голосов ради получения нужного им результата. В новом опросе, организованном активистами ХАМАСа, приняли участие уже более 30 000 человек, 54% опрошенных высказались за переизбрание М.Аббаса.

На англоязычном сайте «Форвард» (газете, издававшейся с 19-го века на идише, а с 1990 года ставшей еженедельником, позиционирующим себя в качестве самого влиятельного на сегодняшний день общенационального еврейского издания, чьи независимые журналисты освещают вопросы, обсуждают идеи и институты, имеющие значение для американских евреев) появился любопытный анализ фактов, которые лишний раз доказывают низкий уровень поддержки палестинцами как ХАМАСа, так и ФАТХа.

Автор статьи, общественный активист из сектора Газа, ссылается, в частности, на соцопрос, проведенный в июле с.г. «Иерусалимским центром средств массовой информации и коммуникаций» (Jerusalem Media&Communications Centre, JMCC). Эта неправительственная организация базируется в Восточном Иерусалиме. Исследование центра показало, что больше всего доверяют ХАМАСу чуть более 10% палестинцев[i]. В целом, на протяжении последних 20 лет центр фиксирует статистические данные, свидетельствующие о резком увеличении числа палестинцев, которые не доверяют ни одной из палестинских политических партий.

JMCC был создан в 1988 году группой палестинских журналистов и исследователей с целью предоставления информации о том, «что происходит на оккупированных палестинских территориях». Центр заявляет о себе как о первой палестинской организации, которая, помимо маркетинговых исследований, начала проводить опросы общественного мнения, связанные с проблемами мирного процесса и палестинской внутренней политики[ii].

Результаты исследований подтверждают то, что большинство жителей палестинских анклавов итак уже знают: новое бесправное поколение палестинцев разочаровано как «мирным процессом», так и «сопротивлением». То, что осталось от мечты о палестинской государственности, регулируется режимом-рантье, который не обладает полным суверенитетом или властью для реального управления.

Власть ПНА является лишь символической: у палестинцев есть флаг и национальные герои, ПНА выдает паспорта, но власти жестко контролируют свой народ, что в интересах Израиля, и одновременно полагаются на Израиль и другие правительства в оказании населению элементарных коммунальных услуг.

JMCC начал проводит исследования общественных настроений с 1994 года, вскоре после начала мирного процесса. Тогда жители сектора Газа приветствовали руководство ООП, устраивая массовые уличные гуляния, и ее популярность составляла более 40%, что почти вдвое больше, чем сегодня. Рост влияния ООП затем воспринимался как избавление от опеки, как Израиля, так и ХАМАСа. Люди бросали цветы Ясиру Арафату и его входящие войска.

В отличие от ООП, организация ХАМАС воспринималась в народе  как препятствие и сдерживание мирного процесса – пока он еще не разочаровал надежды. Со временем «мир» стал ограничиваться сотрудничеством в области безопасности между израильтянами и палестинцами, причем, «ПНА попала в услужение Израилю и его поселениям». Норвежские договоренности можно было считать «мирными» только в той мере, в которой можно считать «миром» политические репрессии и подчинение воли людей.

Для многих палестинцев этот искусственный мир способствовал ложному состоянию спокойствия на фоне обостряющихся проблем. В 2005 году, после ухода Израиля из сектора Газа, наблюдалось заметное увеличение поддержки воинственного ХАМАСа и падение популярности «миролюбивой» ПНА. Реализованное не надлежащим образом одностороннее размежевание Израиля с Газой способствовало росту популярности ХАМАСа. Уход израильских войск из Сектора и вывод оттуда еврейских поселений, рассматривался как победа вооруженного сопротивления ХАМАСа. ПНА не могла претендовать на какую-либо долю в этом «достижении», который Израиль совершил без взаимодействия с ПНА или международным сообществом.

Даже сегодня лидеры ХАМАСа часто разыгрывают карту одностороннего размежевания, чтобы напомнить народу об их «невероятных победах», демонстрируя то, как вооруженное сопротивление отстояло Газу, в то время как переговоры привели к потере Западного берега р. Иордан. В бывшем израильском поселении в Газе, Нецариме, 11 сентября с.г. ХАМАС провел парламентскую сессию, где депутаты от организации по очереди выступали с рассказами о своих прошлых успехах.

Другая причина, по которой популярность ХАМАСа возросла в 2005 году, заключается в том, что размежевание перекрыло жителям сектора Газа израильский рынок труда. Усиление ограничений резко снизило уровень торговли в этом анклаве и довело его экономику до той степени, которую во Всемирном банке охарактеризовали как «худшая экономическая депрессия в современной истории». В 2005 году безработица в Газе составляла около 34%. Объяснимо, что многие палестинцы восприняли мирный процесс как вредный для своего благополучия. Они решили положить конец своим разочарованиям и системному кризису контролируемой ФАТХом ПНА посредством парламентских выборов, приведя ХАМАС к власти в 2006 году.

Результаты исследований JMCC показывают, как во время вооруженных столкновений с Армией обороны Израиля (ЦАХАЛом) популярность ХАМАСа растет, когда организация воспринимается в качестве «храброго защитника населения Газы» от израильской военщины». Однако реальность вносит свои коррективы, и сегодня поддержка ХАМАСа составляет чуть более 10%.

На протяжении 25 лет, последовавших за соглашениями Осло, были войны и повторяющиеся кризисы. На нынешнее растущее недоверие ко всем палестинским политическим силам в значительной степени повлияла неспособность ФАТХа и ХАМАСа выработать какие-либо действенные решения или, по крайней мере, преодолеть внутренние разногласия и примириться ради блага своего народа. Многократные неудачи в процессе примирения вызвали коллективное чувство скептицизма и убеждение в том, что ни одна из палестинских политических групп не считает первоочередной задачей достижение благосостояния и удовлетворение чаяний простых людей.

В январе 2013 года, когда Египет контролировался движением «Братья-мусульмане», а границы сектора Газа с Египтом почти полностью были открыты, местное правительство ХАМАСа разрешило ФАТХу, своему политическому конкуренту, отпраздновать в Газе свою годовщину. Активисты ХАМАСа полагали, что на это мероприятие никто не придет. Они не могли и предположить, что на улицы выйдет около миллиона жителей Газы, большинство из которых были молодые люди, не принадлежащие  к какой-либо политической партии.

Вывод делается следующий: все, что нужно палестинцам – это перемирие и понимание того, что мир принимает их за равных, заслуживающих уважения и достойных поддержки людей. В качестве подтверждения такой точки зрения приводится высказывание о палестинцах бывшего президента США Билла Клинтона: «Палестинцы являются наименее радикальными на Ближнем Востоке».

В свете обсуждаемых возможных параметров очередного плана мирного урегулирования палестино-израильского конфликта, о наличии которого было объявлено администрацией американского президента Дональда Трампа, популярность М.Аббаса относительно других претендентов на власть вряд ли может рассматриваться как позитивный фактор, с учетом его отношения к инициативам США. С другой стороны, фиксируемый уровень поддержки лидера ПНА и ФАТХа все равно незначительный, что свидетельствует о разочаровании и апатии палестинцев по отношению ко всем политическим силам и происходящим политическим и социально-экономическим процессам. Это как раз представляется благоприятным фактором для предложения и реализации смелых проектов в рамках мирного разрешения уже почти векового противостояния между евреями и арабами.

[i] 25 лет после Осло. Палестинцы не доверяют ХАМАСу или ПНА // Forward. 13.09.2018. URL: https://forward.com/opinion/410218/25-years-after-oslo-palestinians-dont-trust-hamas-or-the-pa/ (на англ. яз.)

[ii] JMCC. URL: http://www.jmcc.org/polls.aspx (на  англ. яз.)

52.2MB | MySQL:103 | 0,461sec